Использование стратегии Fishbone при изучении художественных произведений (на примере рассказа Муму И. С. Тургенева)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование стратегии «Fishbone» при изучении художественных произведений

Владение разнообразными стратегиями разрешения проблемных ситуаций - одно из важных качеств человека, умеющего мыслить критически. Образовательная технология развития критического мышления предлагает ряд учебных стратегий, позволяющих не только обучать посредством решения проблем, но и обучаться разнообразным способам решения жизненных затруднений.

Стратегия «Fishbone» - это графическая техника, помогающая структурировать процесс, выявлять возможные причины проблемы. Отсюда еще одно название - причинные диаграммы. Слово fishbone переводится как «рыбная кость». Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» или, если эту «кость» расположить вертикально,- на елочку.

Использование стратегии Fishbone при изучении художественных произведений (на примере рассказа Муму И.С.Тургенева)Учащимся предлагается текст проблемного содержания. В нижнем прямоугольнике записывается формулировка проблемы. Учащиеся выделяют причины этой проблемы (косточки слева) и аргументы (косточки справа). Путем анализа связки «причины - аргументы» синтезируется вывод, который записывается в конечной части рисунка.

Рассмотрим, как эту стратегию можно применить при изучении рассказа «Муму» И.С.Тургенева.

Проблема: взаимоотношения крепостников (барыни) и крепостных (Герасима). Автор пытается ответить на вопрос о том, способен ли крепостной человек бросить вызов крепостному праву, выразить свой протест.

Причины:

1.Существование крепостного права в России.

2.Богатство, власть барыни и бесправие Герасима.

3.Недовольство, которое вызвала у барыни Муму. Желание барыни избавиться от собаки.

4.Герасим вынужден погубить Муму.

Аргументы:

1.Рассказ написан в 1852 г.

2. «…жила барыня, вдова, окруженная многочисленной дворней».

«Барыня взяла его из деревни…»

«Старая барыня прислугу держала многочисленную…»

«…причудливая старуха…»

«Герасим порядком её побаивался…»

3. «Внезапное движение собаки её испугало».

«Скверная собачонка!»

«…старая барыня сидела мрачнее грозовой тучи…»

«И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать?»

«Чтоб её сегодня же здесь не было».

4. «Утопив бедную Муму, он прибежал в свою каморку, проворно уложил кое-какие пожитки в старую попону, связал её узлом, взвалил на плечо, да и был таков.

«Он шел с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью».

Вывод: автор раскрыл духовное и нравственное богатство Герасима, который оказался способен выразить свой протест против самодурства барыни.


© 2010-2022