Место и формы контроля на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС. (методическая разработка: статья)

Место и формы контроля на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС.В соответствии с требованиями ФГОС предполагается овладение общими способами решения задач определенного класса и универсальными учебными действиями (УУД), которые формируются через систему лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции. В готовом виде дать общий способ (или его воспроизвести репродуктивным способом) невозможно. Для того что бы сформировать общий способ действия, ребенку необходимо научит...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дорошенко Е.Ф. учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №43» г.Пермь

Место и формы контроля на уроках русского языка
в соответствии с требованиями ФГОС.

В соответствии с требованиями ФГОС предполагается овладение общими способами решения задач определенного класса и универсальными учебными действиями (УУД), которые формируются через систему лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции. В готовом виде дать общий способ (или его воспроизвести репродуктивным способом) невозможно. Для того что бы сформировать общий способ действия, ребенку необходимо научиться исследовать условия задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможными способами его преобразования.

Таким образом, нашей целью является формирование умения учиться, которое включает в себя, согласно выводам ученых-психологов, следующие действия:

  1. Умение ребенка на разных этапах обучения (сначала совместно с учителем, потом со сверстниками, затем индивидуально) определять границы своего знания.

  2. Дать целенаправленный «точечный» запрос к различным источникам знаний (к взрослым, сверстникам, литературе) для ликвидации своего незнания.

Решая первую задачу на урока русского языка, я использую взаимопроверку заданий учащимися и самоконтроль, для которого детьми ведутся рефлексивные тетради прироста компетенции на уроках.

Для развития этих умений помогаю детям овладеть действиями взаимоконтроля и самоконтроля, взаимооценки и самооценки, для чего вместе с детьми фиксируем состав и последовательность выполнения операций, которые обеспечивают правильное решение соответствующей задачи. Например, решить лингвистическую задачу и доказать, какой частью речи являются то или иное слово.

Пооперационный контроль позволяет видеть, где у ребенка возникает трудность: у одних при выполнении первой операции (выделение окончания и основы слова), у других - второй (при подборе родственных слов с различными приставками) и т. д.

Так, на уроке русского языка в 5 классе по теме «Состав слова» мы выделили операции, входящие в действие определения частей слова:

  1. Изменяем слова - выделяем окончание и основу слова.

  2. Подбираем родственные слова с различными приставками и суффиксами.

  3. Выделяем оставшиеся морфемы.

Проверив работы детей, составляю вторую проверочную работу, которая включает верные и неверные ответы. Задача учащихся - выделить из ряда предложенных ответов верные. После того ка дети поработали индивидуально, идет коллективное обсуждение результата работы, выясняются основания правильности выбора и выявляются причины возникновения ошибок. Затем выдается первая работа. Задача ребенка - найти ошибки и определить, над какими операциями ему следовало бы еще поработать.

Считаю, что наиболее эффективной формой организации для развития у детей действия контроля является объединение учащихся в группы с учетом индивидуальных затруднений.

Таким образом, формирую группы детей, допустивших однотипные ошибки. Учащиеся еще раз выясняют причины возникновения ошибок, ставят цель свое работы и по отработанному нами алгоритму решают каждый свою задачу. Дети, выполнившие работу без ошибок, становятся консультантами в группах с целью оказания помощи товарищам при устранении ошибок либо придумывают лингвистические задачи для групп, которые все еще не справились с заданиями.

Опыт показывает, что эффективность такой работы заключается в создании благоприятных условий для развития рефлексивных способностей.

После представления своего результата группе каждый ученик вновь возвращается к первой работе, осуществляет самоконтроль и самооценку: смог ли он сегодня найти и исправить ошибку, установить причину ее возникновения, отработать ту операцию, которую еще недостаточно освоил.

Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации.

Полный цикл умственных операций от возникновения проблемных ситуаций до решения проблемы имеет несколько этапов:

  1. Возникновение проблемной ситуации;

  2. Осознание сущности затруднения и постановки проблемы;

  3. Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предложений и обоснования гипотез;

  4. Доказательства гипотезы;

  5. Проверка правильности решения предложенных гипотез.

Решая проблемную ситуацию, ученик работает в той области, где нет готовых образцов, где все не проверено, где высок риск ошибки - в чем и состоит школьное «приращение» рефлексивных способностей, а следовательно, становление саморазвивающейся личности.

Но для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться в условиях современного социума и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе.

Известно, что самооценка выступает как важнейшее средство саморегуляции.

Самооценка школьника в основном ориентирована на оценки, выставляемые в журнале, т.к. оценочная деятельность учителя обычно осуществляется в форме отметки в журнале. Однако, вербальные оценки, как показал наш опыт, играют доминирующую роль в формировании самооценки ученика, если учитель умеет правильно ими пользоваться. Вербальные оценки не контролируются строгими показателями. Эти оценки более лабильны, эмоционально окрашены, более доходчивы для учащихся.

Контроль и оценка используются для успешного осуществления учебной деятельности.

Если исходить из целей оценивания знаний, которые включают:

  • установление фактического уровня, теоретических знаний и понимания учащимися учебного предмета, практических умений и навыков,

  • соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС

  • обеспечение социальной защиты обучающихся, уважения их личности и человеческого достоинства,

то пути решения проблемы развития самооценки у учащихся, исходя из выше перечисленных целей, мы видим в следующем:

  1. В разработке критериев оценки деятельности учащихся учителем и принятие их учеником.

  2. В развитии у учащихся умения оценивать себя и других, т.е.



  • формировать умения совместной постановки цели деятельности;

  • вырабатывать эталон учебной деятельности;

  • формировать умения соотносить полученный результат с поставленной целью;

  • формировать умение сопоставлять свой достигнутый результат с результатами других.

Таким образом, место и форма контроля на уроках русского языка формируются в системе учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС и приводят к высокой результативности.



© 2010-2022