- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе для 10 класса
Рабочая программа по литературе для 10 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Печерская Л.В. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа по литературе
10 класс
Пояснительная записка
Цели обучения литературе на базовом уровне
Курс литературы в Х классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к обучению литературы:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- дальнейшее развитие и совершенствование представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учеников;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- овладение умениями анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных жанров; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета;
- применение полученных знаний и умений в эстетическом освоении мира; повышение читательского уровня и уровня культурного развития.
Настоящая программа по литературе для Х класса разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного, общего и среднего (полного) общего образования» от 5.03.2004 г. № 1089);
- Письма Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
-- Образовательной программы МБОУ СОЩ №51 г. Липецка на 2013-2014 учебный год;
- Положения МБОУ СОШ №51 г. Липецка о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих учебных программ, реализуемых школой (принято на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №51 г. Липецка протокол от 30.082011г. №2, утверждено приказом по МБОУ СОШ №51 г. Липецка от 31.08.2011г. № 184);
- Учебного плана МБОУ СОШ №51 г. Липецка на 2013-2014 учебный год.
Рабочая программа составлена также на основе программы В.И.Сахарова и С.А.Зинина «Русская литература ХIХ века. Х класс». - М., «Русское слово», 2008 г.
Выбор данной программы мотивирован тем, что она рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по литературе, построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности, обеспечивает условия для реализации практической направленности курса, учитывает возрастную психологию обучающихся. Программа опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Программа предназначена для изучения русской литературы в Х классе на базовом уровне, составлена на 102 часа (из расчета 3 часа в неделю в соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ №51 г. Липецка на 2013-20014 учебный год, Календарным учебным графиком).
Основной формой организации образовательного процесса в Х классе является урок.
В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки на уроках литературы используются предварительный, текущий, тематический, итоговый виды контроля. По форме проведения эти виды проверки могут быть устными (опрос), письменными (сочинение, тестирование, анализ текста и др.) и комбинированными.
Перечень контрольных мероприятий:
- сочинения: 8 (4 контрольных классных и 4 домашних);
- контрольных работ: 2.
Реализация рабочей программы осуществляется на основе использования учебника В.И.Сахарова и С.И.Зинина «Литература.10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. 6-е издание.- М.: «Русское слово», 2009 г.
Цель книги - познакомить обучающихся с творчеством русских писателей ХIХ века, систематизировать представления об историческом развитии литературы, ввести в исторический и культурный контекст эпохи. В учебнике даны развернутые биографии писателей, многоаспектный анализ произведений, задания, списки ключевых тем и литературоведческих понятий, разветвленный методический аппарат, библиография. Кроме того, материал учебника снабжен иллюстративным материалом.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русской литературы на базовом уровне в старшей школе обучающийся должен знать\ понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных художественных произведений и их авторов;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков ХIХ века;
- теоретико-литературные понятия, историко-литературные сведения, родовую и жанровую принадлежность изученных произведений;
- основные компоненты анализа текста художественного произведения, позволяющие выявлять авторский замысел и различные средства его воплощения;
- языковые средства художественной образности определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
уметь
- находить и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
- выявлять авторскую позицию;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- сравнивать, сопоставлять, классифицировать;
- сопоставлять литературные произведения;
- устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- осознанно бегло читать, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владеть монологической и диалогической речью, уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составлять планы, тезисы, конспекты
- подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;
- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельно организовывать учебную деятельность, овладевать навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанно определять сферы своих интересов и возможностей;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- духовного и морального самосовершенствования, познания человека и мира, развития интеллектуальных и творческих способностей, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-самосовершенствования коммуникативных способностей, развития готовности к межличностному и межкультурному общению;
-самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Литература
1.В.И.Сахаров, С.А.Зинин. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. 6-е издание. - М.: «Русское слово», 2009 г.
2.И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. Изд-е 5-е исправленное и дополненное. 10 класс. - М.: «ВАКО», 2008 г.
3.Н.А.Миронова, Е.А.Самойлова. Анализ стихотворения. Учебно-методическое пособие. - М.: «Экзамен», 2008 г.
4. Литература по персоналиям писателей второй половины ХIХ века.
5.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 10 класс. CD-ROM for Windows.
6. Образовательные порталы Интернета.
7.Журнал «Литература в школе» и его приложение «Уроки литературы».
Календарно-тематический план
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Дата прохождения темы
По плану
фактически
1
Русская литература и общественная мысль второй половины ХIХ века.
1
2
Особенности русского реализма литературы второй половины ХIХ века.
1
3
От литературных мечтаний к литературной борьбе. Русская журналистика второй половины ХХ века.
1
4
Очерк жизни и творчества И.А.Гончарова. Три романа писателя как трилогия о русских судьбах и русской истории.
1
5
История создания романа «Обломов». Знакомство с главным героем романа.
1
6-7
Социальные причины апатии и лени Обломова.
2
8
Сонный рай Обломовки. Анализ 9 главы романа.
1
9
Система образов романа. Прием антитезы. Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика.
1
10
Поиски положительных начал в русской жизни. Ольга Ильинская.
1
11
На Выборгской стороне. Образ Агафьи Пшеницыной.
1
12
«Обломовщина» как типичное явление русской жизни. Роман И.А.Гончарова в русской критике.
1
13
Рр Подготовка к домашнему сочинению по роману И.А.Гончарова «Обломов».
1
14
«Колумб Замоскворечья». Очерк жизни и творчества А.Н.Островского.
1
15
Творческая история пьесы «Гроза». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в пьесе.
1
16-17
Город Калинов и его обитатели. Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в пьесе «Гроза».
2
18-19
Образ Катерины. Сила и слабость характера героини. Драма «Гроза» в русской критике.
2
20-22
Драма А.Н.Островского «Бесприданница».
3
23-24
Рр Классное сочинение по произведениям А.Н.Островского.
2
25
Жизнь и творчество И.С.Тургенева.
1
26
Народ: от поэзии к правде. «Записки охотника».
1
27
Тургенев - романист. «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне».
1
28
Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». История создания. Особенности жанра, композиции и системы образов романа. Эпоха 60-х годов в романе.
1
29-30
Приезд в Марьино. Е.Базаров в семье Кирсановых. Портрет поколений.
2
31
Идеалогические и социальные споры Е.Базарова и П.П.Кирсанова.
1
32
Нигилизм Базарова. Образы Ситникова и Кукшиной в романе.
1
33-34
Любовь в жизни героев. Базаров и Одинцова.
2
35
Е.Базаров и его родители.
1
36
Нужны ли Базаровы России? Смерть главного героя. Роль эпизода в романе.
1
37
Роль эпилога в романе. Образ автора.
1
38
Споры вокруг романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Произведение великого писателя в русской критике.
1
39
«Последние песни». Стихотворения в прозе И.С.Тургенева.
1
40-41
Рр Контрольное сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
2
42-43
Жизненный подвиг Н.Г.Чернышевского. Роман «Что делать?» Изображение «новых людей» в романе и пути развития России.
2
44
Очерк жизни и творчества Ф.И.Тютчева. Пейзажная лирика поэта.
1
45
Основные темы и мотивы лирики Ф.И.Тютчева. Философская лирика поэта.
1
46
«О, как убийственно мы любим…» Денисьевский цикл стихов Ф.И.Тютчева.
1
47
Очерк жизни и творчества А.А.Фета.
1
48
Основные темы и мотивы творчества А.А.Фета. Особенности его поэтического стиля .
1
49
Контрольная работа по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета в форме заданий из вариантов ЕГЭ.
1
50
Крестьянский поэт Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества.
1
51
Тема назначения поэта и поэзии в творчестве Н.А.Некрасова.
1
52
Идеал человека и гражданина в поэзии Н.А.Некрасова.
1
53
Трагическое восприятие любви в лирике Н.А.Некрасова. Панаевский цикл стихотворений.
1
54
Рр Анализ стихотворения Н.А.Некрасова.
1
55-58
Поэма-эпопея «Кому а Руси жить хорошо»
4
59
Рр Подготовка к сочинению по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
1
60
Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина.
1
61
Художественное своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.
1
62-63
«История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина.
2
64-65
Очерк жизни и творчества Н.С.Лескова. Повесть «Очарованный странник» (обзор).
2
66
Ф.М.Достоевский - мыслитель, художник и человек.
1
67
История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Особенности жанра, композиции и системы образов романа.
1
68
Петербург Достоевского.
1
69-70
Тема «униженных и оскорбленных» в романе.
2
71
Преступление Родиона Раскольникова.
1
72
«Тварь я дрожащая или право имею?» Теория Родиона Раскольникова.
1
73-74
«Двойники» Родиона Раскольникова. Образы Лужина и Свидригайлова.
2
75
Наказание за преступление. Образ Порфирия Петровича.
1
76
Идеал человека. Образ Сони Мармеладовой в романе.
1
77
Воскресение преступника. Смысл эпилога романа.
1
78
Философские итоги романа. Критики о романе Ф.М.Достоевского.
1
79
Рр Подготовка к сочинению по роману «Преступление и наказание»
1
80
«Толстой - это целый мир» (М.Горький). Жизненный и творческий путь Л.Н.Толстого.
1
81
История создания романа-эпопеи «Война и мир». Особенности жанра, композиции романа, система образов, смысл названия .
1
82
«Вечер Анны Павловны был пущен…» («Высший свет» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Анализ сцен из 1 части 1 тома).
1
83
«Мысль семейная» в романе. Ростовы и Болконские. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых» и «В имении Болконских Лысые Горы».
1
84-85
Изображение войны 1805-1807гг. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения.
2
86-87
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. (Усвоение содержания 2-го тома романа)
2
88-89
«Война - противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 года в изображении Толстого. Бородинское сражение.
2
90
«Дубина народной войны». Партизанская война. Образы Платона Каратаева и Тихона Щербатого.
1
91
«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Образы Кутузова и Наполеона в романе.
1
92
Женские образы в романе Толстого. Образ Наташи Ростовой.
1
93
Роль эпилога в понимании идейного содержания романа «Война и мир».
1
94-95
Рр Классное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».
2
96
Очерк жизни и творчества А.П.Чехова.
1
97-98
«Его врагом была пошлость» Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч».
2
99-102
Чехов-драматург. Пьеса «Вишневый сад». Жанровое своеобразие, основной конфликт, герои пьесы, особенности чеховской драматургии.
4