Рабочая программа по литературе для 10 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа по литературе

10 класс

Пояснительная записка

Цели обучения литературе на базовом уровне

Курс литературы в Х классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к обучению литературы:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- дальнейшее развитие и совершенствование представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учеников;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- овладение умениями анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных жанров; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета;

- применение полученных знаний и умений в эстетическом освоении мира; повышение читательского уровня и уровня культурного развития.

Настоящая программа по литературе для Х класса разработана на основании следующих нормативных правовых документов:

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного, общего и среднего (полного) общего образования» от 5.03.2004 г. № 1089);

- Письма Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

-- Образовательной программы МБОУ СОЩ №51 г. Липецка на 2013-2014 учебный год;

- Положения МБОУ СОШ №51 г. Липецка о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих учебных программ, реализуемых школой (принято на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №51 г. Липецка протокол от 30.082011г. №2, утверждено приказом по МБОУ СОШ №51 г. Липецка от 31.08.2011г. № 184);

- Учебного плана МБОУ СОШ №51 г. Липецка на 2013-2014 учебный год.

Рабочая программа составлена также на основе программы В.И.Сахарова и С.А.Зинина «Русская литература ХIХ века. Х класс». - М., «Русское слово», 2008 г.

Выбор данной программы мотивирован тем, что она рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по литературе, построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности, обеспечивает условия для реализации практической направленности курса, учитывает возрастную психологию обучающихся. Программа опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Программа предназначена для изучения русской литературы в Х классе на базовом уровне, составлена на 102 часа (из расчета 3 часа в неделю в соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ №51 г. Липецка на 2013-20014 учебный год, Календарным учебным графиком).

Основной формой организации образовательного процесса в Х классе является урок.

В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки на уроках литературы используются предварительный, текущий, тематический, итоговый виды контроля. По форме проведения эти виды проверки могут быть устными (опрос), письменными (сочинение, тестирование, анализ текста и др.) и комбинированными.

Перечень контрольных мероприятий:

- сочинения: 8 (4 контрольных классных и 4 домашних);

- контрольных работ: 2.

Реализация рабочей программы осуществляется на основе использования учебника В.И.Сахарова и С.И.Зинина «Литература.10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. 6-е издание.- М.: «Русское слово», 2009 г.

Цель книги - познакомить обучающихся с творчеством русских писателей ХIХ века, систематизировать представления об историческом развитии литературы, ввести в исторический и культурный контекст эпохи. В учебнике даны развернутые биографии писателей, многоаспектный анализ произведений, задания, списки ключевых тем и литературоведческих понятий, разветвленный методический аппарат, библиография. Кроме того, материал учебника снабжен иллюстративным материалом.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русской литературы на базовом уровне в старшей школе обучающийся должен знать\ понимать

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных художественных произведений и их авторов;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков ХIХ века;

- теоретико-литературные понятия, историко-литературные сведения, родовую и жанровую принадлежность изученных произведений;

- основные компоненты анализа текста художественного произведения, позволяющие выявлять авторский замысел и различные средства его воплощения;

- языковые средства художественной образности определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

уметь

- находить и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

- выявлять авторскую позицию;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- сравнивать, сопоставлять, классифицировать;

- сопоставлять литературные произведения;

- устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

- осознанно бегло читать, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владеть монологической и диалогической речью, уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составлять планы, тезисы, конспекты

- подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;

- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

- самостоятельно организовывать учебную деятельность, овладевать навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанно определять сферы своих интересов и возможностей;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

- духовного и морального самосовершенствования, познания человека и мира, развития интеллектуальных и творческих способностей, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

-самосовершенствования коммуникативных способностей, развития готовности к межличностному и межкультурному общению;

-самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Литература

1.В.И.Сахаров, С.А.Зинин. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. 6-е издание. - М.: «Русское слово», 2009 г.

2.И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. Изд-е 5-е исправленное и дополненное. 10 класс. - М.: «ВАКО», 2008 г.

3.Н.А.Миронова, Е.А.Самойлова. Анализ стихотворения. Учебно-методическое пособие. - М.: «Экзамен», 2008 г.

4. Литература по персоналиям писателей второй половины ХIХ века.

5.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 10 класс. CD-ROM for Windows.

6. Образовательные порталы Интернета.

7.Журнал «Литература в школе» и его приложение «Уроки литературы».



Календарно-тематический план

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата прохождения темы

По плану

фактически

1

Русская литература и общественная мысль второй половины ХIХ века.

1

2

Особенности русского реализма литературы второй половины ХIХ века.

1

3

От литературных мечтаний к литературной борьбе. Русская журналистика второй половины ХХ века.

1

4

Очерк жизни и творчества И.А.Гончарова. Три романа писателя как трилогия о русских судьбах и русской истории.

1

5

История создания романа «Обломов». Знакомство с главным героем романа.

1

6-7

Социальные причины апатии и лени Обломова.

2

8

Сонный рай Обломовки. Анализ 9 главы романа.

1

9

Система образов романа. Прием антитезы. Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика.

1

10

Поиски положительных начал в русской жизни. Ольга Ильинская.

1

11

На Выборгской стороне. Образ Агафьи Пшеницыной.

1

12

«Обломовщина» как типичное явление русской жизни. Роман И.А.Гончарова в русской критике.

1

13

Рр Подготовка к домашнему сочинению по роману И.А.Гончарова «Обломов».

1

14

«Колумб Замоскворечья». Очерк жизни и творчества А.Н.Островского.

1

15

Творческая история пьесы «Гроза». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в пьесе.

1

16-17

Город Калинов и его обитатели. Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в пьесе «Гроза».

2

18-19

Образ Катерины. Сила и слабость характера героини. Драма «Гроза» в русской критике.

2

20-22

Драма А.Н.Островского «Бесприданница».

3

23-24

Рр Классное сочинение по произведениям А.Н.Островского.

2

25

Жизнь и творчество И.С.Тургенева.

1

26

Народ: от поэзии к правде. «Записки охотника».

1

27

Тургенев - романист. «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне».

1

28

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». История создания. Особенности жанра, композиции и системы образов романа. Эпоха 60-х годов в романе.

1

29-30

Приезд в Марьино. Е.Базаров в семье Кирсановых. Портрет поколений.

2

31

Идеалогические и социальные споры Е.Базарова и П.П.Кирсанова.

1

32

Нигилизм Базарова. Образы Ситникова и Кукшиной в романе.

1

33-34

Любовь в жизни героев. Базаров и Одинцова.

2

35

Е.Базаров и его родители.

1

36

Нужны ли Базаровы России? Смерть главного героя. Роль эпизода в романе.

1

37

Роль эпилога в романе. Образ автора.

1

38

Споры вокруг романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Произведение великого писателя в русской критике.

1

39

«Последние песни». Стихотворения в прозе И.С.Тургенева.

1

40-41

Рр Контрольное сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

2

42-43

Жизненный подвиг Н.Г.Чернышевского. Роман «Что делать?» Изображение «новых людей» в романе и пути развития России.

2

44

Очерк жизни и творчества Ф.И.Тютчева. Пейзажная лирика поэта.

1

45

Основные темы и мотивы лирики Ф.И.Тютчева. Философская лирика поэта.

1

46

«О, как убийственно мы любим…» Денисьевский цикл стихов Ф.И.Тютчева.

1

47

Очерк жизни и творчества А.А.Фета.

1

48

Основные темы и мотивы творчества А.А.Фета. Особенности его поэтического стиля .

1

49

Контрольная работа по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета в форме заданий из вариантов ЕГЭ.

1

50

Крестьянский поэт Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества.

1

51

Тема назначения поэта и поэзии в творчестве Н.А.Некрасова.

1

52

Идеал человека и гражданина в поэзии Н.А.Некрасова.

1

53

Трагическое восприятие любви в лирике Н.А.Некрасова. Панаевский цикл стихотворений.

1

54

Рр Анализ стихотворения Н.А.Некрасова.

1

55-58

Поэма-эпопея «Кому а Руси жить хорошо»

4

59

Рр Подготовка к сочинению по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

1

60

Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина.

1

61

Художественное своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.

1

62-63

«История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина.

2

64-65

Очерк жизни и творчества Н.С.Лескова. Повесть «Очарованный странник» (обзор).

2

66

Ф.М.Достоевский - мыслитель, художник и человек.

1

67

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Особенности жанра, композиции и системы образов романа.

1

68

Петербург Достоевского.

1

69-70

Тема «униженных и оскорбленных» в романе.

2

71

Преступление Родиона Раскольникова.

1

72

«Тварь я дрожащая или право имею?» Теория Родиона Раскольникова.

1

73-74

«Двойники» Родиона Раскольникова. Образы Лужина и Свидригайлова.

2

75

Наказание за преступление. Образ Порфирия Петровича.

1

76

Идеал человека. Образ Сони Мармеладовой в романе.

1

77

Воскресение преступника. Смысл эпилога романа.

1

78

Философские итоги романа. Критики о романе Ф.М.Достоевского.

1

79

Рр Подготовка к сочинению по роману «Преступление и наказание»

1

80

«Толстой - это целый мир» (М.Горький). Жизненный и творческий путь Л.Н.Толстого.

1

81

История создания романа-эпопеи «Война и мир». Особенности жанра, композиции романа, система образов, смысл названия .

1

82

«Вечер Анны Павловны был пущен…» («Высший свет» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Анализ сцен из 1 части 1 тома).

1

83

«Мысль семейная» в романе. Ростовы и Болконские. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых» и «В имении Болконских Лысые Горы».

1

84-85

Изображение войны 1805-1807гг. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения.

2

86-87

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. (Усвоение содержания 2-го тома романа)

2

88-89

«Война - противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 года в изображении Толстого. Бородинское сражение.

2

90

«Дубина народной войны». Партизанская война. Образы Платона Каратаева и Тихона Щербатого.

1

91

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Образы Кутузова и Наполеона в романе.

1

92

Женские образы в романе Толстого. Образ Наташи Ростовой.

1

93

Роль эпилога в понимании идейного содержания романа «Война и мир».

1

94-95

Рр Классное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

2

96

Очерк жизни и творчества А.П.Чехова.

1

97-98

«Его врагом была пошлость» Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч».

2

99-102

Чехов-драматург. Пьеса «Вишневый сад». Жанровое своеобразие, основной конфликт, герои пьесы, особенности чеховской драматургии.

4







© 2010-2022