Урок литературы для 6 класса «Робин Гуд и золотая стрела. Баллада о благородном разбойнике»

"Урок позволяет закрепить понятие баллады, выяснить, почему Робин Гуд стал национальным героем Англии. Учащиеся разделены на 6 групп, рассажены за 6 столов. На каждом столе - табличка с названием группы: историки, языковеды, умники, художники, чтецы, литературоведы. На столах заранее учителем разложены разные материалы для работы групп: 1-й стол: учебник, рефераты, сообщения «Робин Гуд» 2-й стол: Толковый словарь, Словарь иностранных слов, 10 листов А3, скотч, ножницы, 4 маркера, 3 стол: учебн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Робин Гуд и золотая стрела». Баллады о благородном разбойнике.

Урок литературы в 6 классе.

Учебник: А.Г.Кутузов.- Москва, «Дрофа»,2012

Автор-составитель: учитель литературы Толстых О.А.

МБОУ «СОШ № 4» г. Абакана

Республика Хакасия

Задачи: 1) доказать, что «Робин Гуд и золотая стрела»- баллада; закрепить понятие «баллады».

2) выяснить, почему Робин Гуд стал национальным героем Англии.

Стратегии: поисковая работа по разным источникам учебной и справочной литературы;

Составление разных видов вопросов; работа в микрогруппах.

Оборудование: 6 столов (для шести групп), таблички- названия столов:

  1. Историки;

  2. Языковеды;

  3. Умники;

  4. Художники;

  5. Чтецы;

  6. Литературоведы.

На 1-й стол: учебник, рефераты, сообщения «Робин Гуд»

На 2-й стол: Толковый словарь, Словарь иностранных слов, 10 листов А3, скотч, ножницы, 4 маркера

На 3-й стол: учебник

На 4-й стол: стенд с рисунками о Робин Гуде (домашняя работа), учебник, 15 листов А4, 5 маркеров, булавки

На 5-й стол: учебник

На 6-й стол: Школьный словарь литературоведческих терминов, Справочник по МХК, тетради по литературе.

На каждом столе - карточка с заданием:

Историки.

Просмотрев предложенный материал, приготовьте связный рассказ по вопросам:

  1. Кто такой Робин Гуд? Существовал ли он на самом деле?

  2. Что происходило в Средневековой Англии? (учебник стр. 110-114)

  3. Почему появились легенды, сказания и баллады о Робине Гуде?

Подготовка - 8 мин.

Выступление - 4 мин.

Языковеды.

Объяснить значение слов:

  • Благородный

  • Разбойник

  • Шериф

  • Епископ

  • Феодал

  • Законность

  • Справедливость (или справедливый)

Каждое слово и его значение записать на отдельном листе, прикрепите на доску.

Подготовка - 8 мин.

Выступление - 3 мин.


Художники

  1. Найдите в тексте баллады и выпишите эпитеты, рисующее образ Робин Гуда, его стрелков

(каждый эпитет на отдельном листе,

прикрепить на стенд).

  1. Сравните эпитеты с вашими рисунками- портретами. Какой из портретов наиболее точный? Докажите, используя выписанные эпитеты.

Подготовка - 8 мин.

Выступление - 4 мин.

Умники

Составьте по тексту баллады вопросы, проверяющие, насколько хорошо читатели поняли балладу.

(6-7 вопросов)

(загляните на стр. 119 учебника)

подготовка - 8 мин.

Беседа с классом - 7 мин.

Чтецы

  1. Подготовьте выразительное чтение отрывка баллады. «Описание стрельбы» стр. 116-117, строфы 15-24.

  2. Ответьте на вопрос:

  • Почему Робин Гуд не до конца доволен своей удачей?

Подготовка - 8 мин.

Выступление - 4 мин.


Литературоведы

Подготовьте связный ответ на вопросы:

  • Что такое баллада?

  • Почему можно утверждать, что «Робин Гуд и золотая стрела»- это баллада? По каким признакам определили?

Подготовка - 8 мин

Выступление - 4 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя (Объяснить цели и особенности работы)

3. Групповая работа

(Подготовка групп к ответам по данным заданиям)

4. Выступление групп. Беседа.


  1. Историки.

-Кто такой Робин Гуд? Существовал ли он на самом деле?

(Баллады о Робин Гуде появились в 10-11веках в Англии. Никто не может сравниться с Робин Гудом - самым знаменитым героем в английском фольклоре. Подобные герои- благородные разбойники - есть у каждого народа.

Баллады о Робин Гуде говорят, что вначале герой жил нормальной жизнью, но был несправедливо изгнан со своей земли, потерял дом и семью.

Не важно, существовал ли герой в действительности, но такое личное знакомство балладного персонажа с несправедливостью было понято слушателю, сближало его с героем.)

-Что происходило в Средневековой Англии? (см учебник, стр. 110-114)

-Почему появились легенды, сказания и баллады о Робин Гуде?

(Причины их появления - мечта о справедливости на земле, о наказании зла.)


  1. Языковеды.

Благородный- 1) высоконравственный, самоотверженно честный и открытый;2) исключительный по своим качествам, изяществу; 3) дворянского происхождения.

Разбойник- 1) человек, промышляющий разбоем, грабитель; 2) шалун, баловник, негодник.

Шериф- должность в Англии.

Епископ - высшее духовное звание.

Феодал- владелец поместья.

Законность- соблюдение законов.

Справедливый - действующий беспристрастью, в соответствии с истиной; осуществляемый на законных и честных основаниях; истинный, правильный.

-Какой смысл вкладывается в словосочетание «благородный разбойник»?

(Он отбирает награбленное и возвращает тем, у кого отобрали. Он честен, так как ничего не оставляет себе и старается для людей. Он стремится восстановить справедливость, помочь беззащитным. Но, тем не менее, он нарушает закон, он разбойник)

-То, что делает Робин Гуд со своими друзьями законно? Справедливо?

(Нет. Виновные должны ответить по закону, наказанные должны быть по закону Робин Гуда сам нарушает закон.)

-Чьи интересы нарушает закон?

(Тех, кто поступает несправедливо по отношению к народу, кого и наказывает Робин Гуд- шерифа, судью, аббата).

-Почему Робин Гуд остался героем, несмотря на то, что его действия незаконны?

(Он стремился защищать народ. Народ остался благодарен Робин Гуду за то, что он боролся против зла и несправедливости).


  1. Умники (здесь вопросы в помощь группе, если они затруднились)

-Как Робин Гуд относится к шерифу? К бедным людям?

-Почему по-разному?

(Шериф для Робина и народа - враг. С народом Робин Гуд друзья.)

-Кто и почему выступает врагом Робин Гуда?

-Только ли для героя шериф, судья, аббат - враги?

- О чем это говорит?

- Кого и за что наказывает Робин Гуд?

- В чем смысл западни для Робин Гуда?

- Почему шериф уверен, что Робин Гуд захочет выступить в соревнованиях?

- Почему в 14-й строфе герои решили надеть разноцветные плащи?

- Чем заканчивается баллада?

- Кто остался победителем?

4. Художники

(см карточку с заданием)

5.Чтецы (строфы 15-24)

- Почему Робин Гуд не до конца доволен своей удачей?

6. Литературоведы

- Что такое баллада?

(- небольшое лироэпическое (сюжетное) произведение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай или историческое событие. Нередки в балладе таинственные происшествия, часто встречается диалог).

- Почему можно утверждать, что это произведение - баллада?

- По каким признакам вы это определили?

(есть сюжет, диалог, тайна).

5. Подведение итогов.

- Итак, можно ли утверждать, что Робин Гуд - национальный герой Англии? Почему?

6. Домашнее задание: составить синквейн «Робин Гуд»
















План-конспект урока с использованием стратегий технологии

«Развитие критического мышления через чтение и письмо»



Тема: «Робин Гуд и золотая стрела». Баллады о благородном разбойнике.

(урок для 6 класса)

Автор: учитель русского языка и литературы

I категории МОУ «СОШ № 4»

Толстых О.А



© 2010-2022