План урока «Творчество Н. А. Заболоцкого. Основные мотивы лирики»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








ПЛАН УРОКА

Дисциплина «Литература»


Тема: «Творчество Н.А.Заболоцкого. Основные мотивы лирики».




Преподаватель Е.В.Ананьева







Тольятти, 2015





Николай Алексеевич Заболоцкий.

Основные мотивы лирики. Художественное своеобразие поэзии Н. Заболоцкого. Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений, философская углубленность, художественная неповторимость стихотворений поэта.



Цель урока: Знакомство с творчеством Н.Заболоцкого. Обучение анализу лирического стихотворения, развитие навыков выразительного чтения, воспитание вдумчивого читателя, ориентация учащихся на непреходящие духовные ценности.


  1. Орг.момент

  2. Новая тема. Лекция учителя

Нет в мире ничего прекрасней бытия.

Безмолвный мрак могил - томление пустое

Я жизнь мою прожил, я не видал покоя.

Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

Н.Заболоцкий

«Блок чёрного мрамора венчает его могилу. На камне рисунок: пернатое существо, падающее в волны. Ломаные линии камыша, крыльев, шеи. Это вожак стаи из его стихотворения «Журавли». Опрокинутое в бездну небесное создание, не утратившее и в последний миг своего "дивного величья"».

- Сегодня мы поговорим о творчестве поэта, который долгое время оставался недопонятым и недолюбленным - это

Николай Алексеевич Заболоцкий (07.05.1903 - 14.10.1958)

Цитата: "На протяжении всей жизни Н. Заболоцкий пользовался авторитетом человека рассудительного и предельно рационального, в 50-е годы, в зрелом возрасте, он имел внешность чиновника средней руки, непроницаемого и высокомерного для малознакомых людей. Но созданные им произведения свидетельствуют о том, каким тонкочувствующим и отзывчивым сердцем он обладал, как умел любить и как страдал, каким требовательным был к себе и какие величайшие бури страстей и мыслей находили утешение в его способности творить прекрасное - мир поэзии", - пишет А.Ф. Авдеева(43,156).

Его практически никто не принимал за поэта, даже знакомые говорили, что он больше похож на бухгалтера, причем главного или даже на ревизора.


  1. Доклад ученика «Биография Н.Заболоцкого»

Родился 24 апреля (7 мая н.с.) под Казанью в семье агронома. Детские годы прошли в селе Сернур Вятской губернии, недалеко от города Уржума. По окончании реального училища в Уржуме в 1920 едет в Москву продолжать образование.

Поступает в Московский университет сразу на два факультета - филологический и медицинский. Литературная и театральная жизнь Москвы захватила Заболоцкого: выступления Маяковского, Есенина, футуристов, имажинистов. Начав писать стихи еще в школе, теперь увлекся подражанием то Блоку, то Есенину.

В 1921 переехал в Ленинград и поступил в Педагогический институт им. Герцена, включился в занятия литературного кружка, но еще "собственного голоса не находил". В 1925 окончил институт.

В эти годы он сближается с группой молодых поэтов, называвших себя "обэриутами" ("Объединение реального искусства"). Их редко и мало печатали, но они часто выступали с чтением своих стихов. Участие в этой группе помогло поэту найти свой путь. В 1926 - 1927 служил в армии. По окончании службы получил место в отделе детской книги ОГИЗа, активно сотрудничал в детской литературе, в журналах для детей "Еж" и "Чиж". Выходят его детские книжки в стихах и прозе "Змеиное молоко", "Резиновые головы" и др. В 1929 вышел сборник стихов "Столбцы", в 1937 - "Вторая книга".

В 1938 был незаконно репрессирован и приговорен к 5 годам лагерного заключения, затем с 1944 по 1946 отбывал ссылку, работая строителем на Дальнем Востоке, в Алтайском крае и Караганде. В 1946 вернулся в Москву. В 1930 - 40-е написаны: "Метаморфозы", "Лесное озеро", "Утро", "Я не ищу гармонии в природе" и др.

Последнее десятилетие много работал над переводами грузинских поэтов-классиков и современников, посещал Грузию.

В 1950-е такие стихи Заболоцкого, как "Некрасивая девочка", "Старая актриса", "Противостояние Марса" и др., сделали его имя известным широкому читателю. Последние два года жизни он провел в Тарусе на Оке. Тяжело болел, перенес инфаркт. Здесь были написаны многие лирические стихотворения, поэма "Рубрук в Монголии". В 1957 он побывал в Италии.

14 октября 1958 Заболоцкий скончался от второго инфаркта.


  1. Лекция и беседа. ОБЭРИУты

До ареста в 1938 он был известным поэтом.

Приехав в Петроград в начале 1920-х, Заболоцкий получил филологическое образование в Педагогическом институте и примкнул к группе писателей, именовавшей себя

ОБЭРИУ - объединение реального искусства. Буква «у» в аббревиатуре была лишней: она не соответствовала никакому слову в полном названии; ее появление объясняли старой грубоватой присказкой: «Почему? - Потому что кончается на «у». Эта вызывающая шутка характерна для настроения и поведения обэриутов. Они просуществовали до 1931 года, когда после ожесточённой критики советской прессы публичные чтения и театрализованные представления пришлось прекратить.

Запись: Они отвергали стеснительные, устаревшие, на их взгляд, рамки традиционного реализма, а «реальным» объявляли искусство, не ограниченное ни правилами хорошего тона, ни принципом понятности текста. Товарищами Заболоцкого стали Д. Хармс, А. Введенский, К. Вагинов. Все они тяготели к искусству абсурда, их произведения были полны гротеска и мрачного юмора. В то же время обэриуты писали веселые книги для детей и сотрудничали в ленинградских детских журналах «Ёж» и «Чиж».

Произведения обэриутов (за исключением детских стихов и рассказов) с трудом пробивались в печать и подвергались суровой критике.

НАПРИМЕР: ХАРМС

Из цикла «Случаи»

Голубая тетрадь №10

Был один рыжий человек, у которого не было глаз и ушей. У него не было и волос, так что рыжим его называли условно.

Говорить он не мог, так как у него не было рта. Носа тоже у него не было.

У него не было даже рук и ног. И живота у него не было, и спины у него не было, и хребта у него не было, и никаких внутренностей у него не было. Ничего не было! Так что не понятно, о ком идет речь.

Уж лучше мы о нем не будем больше говорить.

Одна старуха от чрезмерного любопытства вывалилась из окна, упала и разбилась. Из окна высунулась другая старуха и стала смотреть вниз на разбившуюся, но от чрезмерного любопытства тоже вывалилась из окна, упала и разбилась. Потом из окна вывалилась третья старуха, потом четвертая, потом пятая. Когда вывалилась шестая старуха, мне надоело смотреть на них, и я пошел на Мальцевский рынок, где, говорят, одному слепому подарили вязаную шаль.

Фадеев, Калдеев и Пепермалдеев

однажды гуляли в дремучем лесу.

Фадеев в цилиндре, Калдеев в перчатках,

а Пепермалдеев с ключом на носу.

Над ними по воздуху сокол катался

в скрипучей тележке с высокой дугой.

Фадеев смеялся, Калдеев чесался,

а Пепермалдеев лягался ногой.

Но вдруг неожиданно воздух надулся

и вылетел в небо горяч и горюч.

Фадеев подпрыгнул, Калдеев согнулся,

а Пепермалдеев схватился за ключ.

Но стоит ли трусить, подумайте сами,-

давай мудрецы танцевать на траве.

Фадеев с картонкой, Калдеев с часами,

а Пепермалдеев с кнутом в рукаве.

И долго, веселые игры затеяв,

пока не проснутся в лесу петухи,

Фадеев, Калдеев и Пепермалдеев

смеялись: ха-ха, хо-хо-хо, хи-хи-хи!

Заболоцкий предлагал посмотреть на предмет голыми глазами.

«Посмотрите на предмет голыми глазами, и вы увидите его впервые очищенным от ветхой литературной позолоты". «Почему детский взгляд видит больше?»

Давайте посмотрим "голыми глазами" на то, что изображено в стихотворении Н.Заболоцкого … Название пока не называю, подумайте, каковым оно может быть:

«Движение»:

Раздать всем слова стихотворения:

Сидит извозчик как на троне,

из ваты сделана броня,

и борода, как на иконе,

лежит, монетами звеня.

А бедный конь руками машет,

то вытянется, как налим,

то снова восемь ног сверкают

в его блестящем животе.

(1927)

- Понятен ли смысл? (слова «извозчик» и «конь» помогут).

- Что странного и непонятного есть в стихотворении? Выявятся "странности" в том, как поэт изображает коня: "конь руками машет", "вытянется, как налим", "восемь ног сверкают в его блестящем животе". Не стоит разгадывать каждую из этих "загадок" отдельно. "Кто сказал, что «житейская» логика обязательна для искусства?" (Н.Заболоцкий).

Попробуем посмотреть на это изображение, выбрав другой ракурс.

ЭКСПЕРИМЕНТ: попробуйте нарисовать извозчика и коня.

- Как же изображены извозчик и конь в стихотворении Заболоцкого?

Странно: извозчик - анфас (только так можно увидеть лежащую, "как на иконе", бороду и "монеты"),

а конь, вытянувшийся, "как налим", - в профиль. В чём же дело? В неумении поэта изобразить жизнь достоверно?

Здесь можно обратиться к искусству Древнего Египта, которое считалось носителем жизни вечной, освобождалось от всего мгновенного, изменчивого, неустойчивого. В древнеегипетских рельефах фигуры своеобразно распластывались на плоскости (голова и ноги изображались в профиль, а торс развёрнутым). Художники не стремились изобразить увиденное с одной точки зрения - задача была другой: изобразить сущность человека, а не один момент его существования. Когда смотришь на такое изображение, восхищаешься красотой и мощью человеческого тела и чувствуешь в нём жизнь, движение.

- Так как вы думаете это стихотворение может называться? Поэт изобразил не просто коня и человека, который им управляет, - он изобразил само движение.


  1. Просмотр отрывка из фильма-воспоминания «Острова», посвященного 105-летию со дня рождения Н.А.Заболоцкого


  1. Анализ творчества

Самобытность поэта отличала его от единомышленников - обэриутов.

Первая книга его стихотворений "Столбцы" получила одобрительные отзывы.

В 30-е годы, после опубликования поэмы "Творчество земледелия", Н. Заболоцкий по сфабрикованному обвинению был причислен к врагам народа и арестован. Его творчество предали забвению. Но лишения и тяготы не сломили поэта, и поэт после освобождения (это было послевоенное время) возвращается к поэзии, занимается переводами. После опубликования "Слова о полку Игореве" в печати не появляется ни одного слова о труде поэта. Ругать мешали явные достоинства перевода, а хвалить не решались. Так и был Н.А. Заболоцкий долгие годы полупризнанным поэтом.

По-настоящему Заболоцкий пришел к читателю только в 1980-е годы. В это время несколько раз были переизданы его стихотворения. Как правило, издания сопровождались портретом автора, вступительными статьями. Появились первые работы литературоведов, посвященные творчеству Заболоцкого.

В стихотворениях 1940-50-х почти невозможно угадать интонации прежнего, молодого Заболоцкого, который будто сознательно запутывал читателя, не позволял разобраться в сюжете, нагромождая одну на другую тяжелые глыбы малопонятных слов. Теперь его тексты стали, напротив, образцом ясности. Подробны и точны, как великолепные фотографии, его пейзажи, понятны и последовательны рассуждения.

«Журавли» - чтение, анализ и заполнение таблицы

Картинный план

Движение чувств

Художественные средства

1-2 строфы. "Вёл вожак свой... народ"

Радость возвращения, восхищение красотой птиц.

Эпитет "отеческой", метафора "утопая в небе", эпитет "серебряные", крылья - светлые, как серебро, прочные, как металл.

3. "Чёрное зияющее дуло..."

Тревога, страх, напряжение.

Антитеза: озеро, прозрачное насквозь - чёрное зияющее дуло; роль эпитета. Зиять - быть раскрытым, обнаруживая глубину, провал. Предложить угадать слово из примера толкового словаря: зияющая... (бездна).

4. "Луч огня ударил..."

Гнев, боль, отчаяние.

Метафора "луч огня". Почему не использовано слово "выстрел"? "Обрушилось". В чём особенность этого глагола?

5. "Журавли рванулись..."

Испуг, горе.

Метафора и сравнение, звукопись: Два крыла, как два огромных горя... обняли холодную волну (о-о-о-у).

6. "Им природа снова возвратила..." (это уже не картина).

Стойкость, мужество, гордость.

Метафора ("природа возвратила", "смерть унесла")

7-8 "Вожак... погружался..."

Печаль, гордость.

Звукопись:

А заря над ним образовала

Золотого зарево пятно.

«Некрасивая девочка»

«Признание»

«Лебедь в зоопарке»

«О красоте человеческих лиц»


  1. Подведение итогов.

9. Д/з

ЖУРАВЛИ

Вылетев из Африки в апреле

К берегам отеческой земли,

Длинным треугольником летели,

Утопая в небе, журавли.

Вытянув серебряные крылья

Через весь широкий небосвод,

Вел вожак в долину изобилья

Свой немногочисленный народ.

Но когда под крыльями блеснуло

Озеро, прозрачное насквозь,

Черное зияющее дуло

Из кустов навстречу поднялось.

Луч огня ударил в сердце птичье,

Быстрый пламень вспыхнул и погас,

И частица дивного величья

С высоты обрушилась на нас.

Два крыла, как два огромных горя,

Обняли холодную волну,

И, рыданью горестному вторя,

Журавли рванулись в вышину.

Только там, где движутся светила,

В искупленье собственного зла

Им природа снова возвратила

То, что смерть с собою унесла:

Гордый дух, высокое стремленье,

Волю непреклонную к борьбе -

Все, что от былого поколенья

Переходит, молодость, к тебе.

А вожак в рубашке из металла

Погружался медленно на дно,

И заря над ним образовала

Золотого зарева пятно.


© 2010-2022