- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок по литературе в 7 классе. .. Точно мне содрали кожу с сердца (по повести М. Горького Детство
Открытый урок по литературе в 7 классе. .. Точно мне содрали кожу с сердца (по повести М. Горького Детство
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Cпирякова Н.П. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«… Точно мне содрали кожу с сердца…»
(По повести Горького «Детство»)
7 класс
Задачи:
Образовательная - отработка термина «автобиографическая повесть», работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен , эпизодов.
Развивающая - учить анализировать прочитанное, составлять вопросы, различные творческие задания.
Воспитательная - привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.
Цель урока: на материале начальных глав повести показать сложности процесса воспитания самого себя и окружающего мира ребёнком, развивать способности вчувствоваться в состояние другого человека, дать возможность учащимся творчески действовать в атмосфере сотрудничества, формировать вдумчивое отношение к художественному тексту.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя. Здравствуйте!
… Однажды близкий друг спросил татарского поэта Мусу Дж: Джалиля:
-Что ты любишь больше всего на свете?
Поэт подумал и ответил:
-Больше всего люблю детей.
-Почему?
- Потому, - последовал ответ, - что дети для меня не просто ребятишки. Они - олицетворенная любовь к жизни, отчему дому, семье… Они наше продолжение во времени. Как же можно не любить детей, друг мой!
Мне очень близки слова Мусы Джалиля, но не все в детстве испытывали такую любовь. С иным миром детства мы познакомились на предыдущих уроках, читая одноименную повесть Горького. Сегодня у нас заключительный урок по произведению Горького «Детство».
Девочки, выберите из предложенных тем ту, которая бы завершила наш разговор о детстве. Перед вами темы.
1.«Началась и потекла со страшной быстротой густая, пёстрая, невыразимо странная жизнь»
2.Герои повести Горького «Детство»
3. «…Точно мне содрали кожу с сердца...»
(Ответы учащихся)
Почему именно эту тему вы выбрали? Что значит, «содрали кожу с сердца…»?
(Ответы уч-ся.)
Правильно, страдания сделали мальчика ранимым, оно, сердце, стало чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой. И нам на уроке важно понять, кто повлиял на становление мальчика? Кто закалил его характер? Кто сделал его сильной личностью? На эти вопросы мы будем отвечать в течение урока.
Запишем число и тему урока в тетрадь.
2.Есть такое утверждение: «Все мы родом из детства». И ваш возраст - семиклассниц - можно назвать… уже не дети, ещё не взрослые, и уже что-то осталось позади. Это что-то детство. Когда хочется воскликнуть: «Постой, не уходи!» (С.Ильнара)
Каждый писатель по-своему отображает этот очень важный период в жизни каждого человека. И задается вопросом: как помочь детям увидеть этот мир, удивиться ему.
(На доске высказывания писателей о детстве)
3.Учащимся предлагаются высказывания писателей о детстве. Попробуйте сравнить их с впечатлениями М.Горького о детстве. Как вы считаете, созвучны эти высказывания с впечатлениями Горького?
Л.Толстой: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства. Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти возвышают мою душу и служат источником лучших надежд»
Ф.Достоевский «Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, , и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание , вынесенное из детства, из родительского дома»
М.Карим: « И счастливое, и несчастливое, детство наше ещё долгие-долгие годы следует за нами. А вернее, так и живёт в душе, не уходит».
Мы видим, что с впечатлениями Горького они не совсем созвучны. Давайте разберемся, почему нет.
4.Нижний Новгород. Вторая половина 19 века. Дом деда Каширина. Это единственный Музей Детства. Но какого детства? Что в первую очередь мы видим , когда входим в помещение? (Чан с розгами). И Алексей Максимович неслучайно взял псевдоним Горький. Объясните, почему?
Да, детство его было очень горьким, тяжелым.
5.Теория литературы. К какому жанру можно его отнести? ((Автобиографическая повесть. Ответы учащихся)
7. Анализ текста. Обратимся к тексту повести
- Какие эпизоды вас взволновали и почему?
- Чем интересны герои этой повести?
-Почему нас тревожат и радуют поступки Цыганка. Он ведь принимал «ненужную боль» за Алешу?
-Найдите в тексте слова, предложения, характеризующие отношения в семье деда Каширина?(Им не привиты такие понятия, как любовь к близкому человеку, доброта, милосердие, бескорыстие)
Выводы
Детство, изображенное Г. , далеко не прекрасный период жизни. Это не только история души ребёнка, но и русская жизнь в определённую эпоху. Герой повести всматривается в эту жизнь, в окружающих людей, пытается понять истоки зла и враждебности, тянется к светлому. Горький писал: « Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И отвечаю себе : стоит; ибо это есть живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую надо вырвать из памяти, из всей нашей жизни, тяжкой и позорной.»
Это высказывание является ведущей нитью повести. Горький показывает трагическое в противопоставлении со светлым и прекрасным. И это всё производит неизгладимое впечатление на мальчика.
Скажите, пожалуйста, кто в повести является самым светлым , ярким, лучистым?
(Бабушка.)
Найдите в тексте, как описывает её Горький.Гл.4, с80)
А давайте попробуем представить себя на месте бабушки Акулины Ивановны. Кто желает?
Вопросы.
1В праздничный вечер , когда вы устраивали чай с обильной закуской и водкой, Вас просили сплясать. Как Вы оценили свой танец?
( Бабушка не плясала , а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько , задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки….
2. Как Вы вели себя во время пожара?(Примерный ответ. Строго, крепким голосом командовала, вынесла из огня бутыль с купоросным маслом, чтобы купорос не взорвался, подсказывала соседям, что надо сделать. « Она была так же интересна , как и пожар; металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя».)
3. Кого однажды Вы научили говорить? (Примерный ответ. Скворца, отнятого у кота. Ему я обрезала сломанное крыло, а на место откушенной ноги ловко пристроила деревяшку, и , вылечив птицу, учила её говорить: «Скворушке - кашки!»)
Получилось у … роль бабушки?
Выводы.
Итак, самым близким, дорогим человеком для Алёши Пешкова стала бабушка. Горький считал, что « до неё он как будто спал, а она его вывела на свет, связала всё вокруг в разноцветное кружево.. её бескорыстная любовь к миру обогатила его, насытив крепкой силой для трудной жизни». И , я уверена, все со мной согласятся, что повезло тому, у кого была и есть в жизни такая бабушка.
Акулина Ивановна как русская пляска : яркая, сильная, самобытная. И одна из сцен, которую нельзя пропустить, - это пляска бабушки.
Сценка. «Пляска бабушки»
В тетрадях разделите напополам страничку. Напишите прилагательные -эпитеты, характеризующие бабушку.
Бабушка
Дедушка
А кто противопоставлен бабушке?(Горький использует прием контраста, противопоставив деда Каширина и бабушку Акулину)
Но было в жизни Алёши больше трагических моментов, которые закалили его душу. Неслучайно наш урок называется «.. точно мне содрали кожу с сердца.., и оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой». После какого момента сердце маленького ребёнка стало таким ранимым?
(Порка Алёши дедом.)
С
ценка.
За что дед высек Алёшу?(скатерть) Это только внешняя сторона. А что хотел искоренить дед в маленьком мальчике? (Его вольный дух) Мастер Григорий в 3 главе повести говорит: « Каширины , брат, хорошего не любят, они ему завидуют, а принять не могут, истребляют!»
Простил ли мальчик деда? Дед попросил прощения, говорил с мальчиком, как с равным. Он рассказал о своей тяжелой, несчастной жизни в детстве. (Найдите ключевые предложения в тексте.)( с.78 учебника) Когда вечером дед ушёл, Алеша знал, что дедушка не злой и не страшен. Когда он узнал , что страдал, он простил его, из-за ответного чувства - сострадания.
Выводы.
Мы лучше понимаем других, если сами переживаем, проживаем боль, горечь, какие-то обиды. И человеколюбие Алёши явилось следствием пережитого в раннем детстве жестокого потрясения, когда его высек дед. Но в отличие от него мальчик открыто воюет с грубостью и жестокостью, защищает слабого, обиженного человека. Об этом мы уже можем прочитать в произведениях « В людях», «Мои университеты» Ответили ли мы на вопросы, поставленные в начале урока?
Рефлексия.
Продолжите фразу :повесть «Детство» - это…
Оценивание. (Оценим друг друга. )
Домашнее задание. Мы с вами закончили Раздел «Я и мое детство» и переходим к разделу «Я и Я». Запишите дом. зад. Короленко « Слепой музыкант» с.119 - 123, а в своих дневниках продолжите фразу: « Детство» Горького - это….