Урок-исследование на тему Судьба Григория Мелехова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 11 классе по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон"

Тема урока: Судьба Григория Мелехова (по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»)

Григорий Мелехов, в отличие от других героев «Тихого Дона» - яркая личность, неповторимая индивидуальность, натура цельная, неординарная. Он искренен и честен в своих мыслях и поступках (особенно сильно это проявляется в его отношениях к Наталье и Аксинье: последняя встреча Григория с Натальей, смерть Натальи и связанные с ней переживания, смерть Аксиньи. Григория отличает острая эмоциональная реакция на все происходящее, у него отзывчивое на впечатления жизни сердце. В нем развито чувство жалости, сострадания. Оставаясь всегда честным, нравственно независимым и прямым по характеру, Григорий проявил себя как человек, способный на поступок. Подкупает искренность его побуждений - он нигде не соврал перед самим собой, в своих сомнениях и метаниях. В этом нас убеждают его внутренние монологи. Заметим, что он единственный персонаж, которому дано право на монологи-«мысли», выявляющие его духовное начало. Судьба Григория Мелехова - это судьба многих людей, живших в то сложное время. Это судьба славного казачьего сословия России.

Цели урока

Образовательные цели:

  • Формирование у учащихся целостного представления об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».

  • Формирование коммуникативных качеств обучающихся.

  • Закрепление у учащихся умений анализировать полученную информацию и делать выводы по поставленной проблеме.

  • Показать нравственный смысл романа.

Развивающие цели:

  • Совершенствование навыков работы с текстом художественного произведения, характеристики литературного героя, выразительного чтения, воссоздающего и творческого пересказа.

  • Развитие у учащихся навыков совместной исследовательской и эвристической деятельности.

  • Активизация познавательного интереса к изучению литературы и истории России.

Воспитательные цели:

  • Воспитание у учащихся любви к отечественной литературе, истории.

  • Приобщение учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.

Компетенции:

  • Уметь производить анализ текста художественного произведения;

  • Уметь давать характеристику литературного героя;

  • уметь составлять план.

Форма урока: урок-исследование.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, текст романа "Тихий Дон", приложение №1, приложение №2.

Метод: частично поисковый.

Методические приемы: создание проблемной ситуации, словарная работа, контрольно-оценочная деятельность, элементы анализа художественного текста, групповая работа, приемы технологии критического мышления: синквейн.

Образовательные технологии: элементы технологии развития критического мышления.

Домашнее задание: знать содержание романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Структура и ход урока: представлена в таблице №1


Таблица№1. Структура и ход урока.

Слово учителя.

- Григорий Мелехов, в отличие от других героев «Тихого Дона» - яркая личность, неповторимая индивидуальность, натура цельная, неординарная. Он искренен и честен в своих мыслях и поступках (особенно сильно это проявляется в его отношениях к Наталье и Аксинье: последняя встреча Григория с Натальей, смерть Натальи и связанные с ней переживания, смерть Аксиньи. Григория отличает острая эмоциональная реакция на все происходящее, у него отзывчивое на впечатления жизни сердце. В нем развито чувство жалости, сострадания. Оставаясь всегда честным, нравственно независимым и прямым по характеру, Григорий проявил себя как человек, способный на поступок. Подкупает искренность его побуждений - он нигде не соврал перед самим собой, в своих сомнениях и метаниях. В этом нас убеждают его внутренние монологи. Заметим, что он единственный персонаж, которому дано право на монологи-«мысли», выявляющие его духовное начало. Судьба Григория Мелехова - это судьба многих людей, живших в то сложное время. Это судьба славного казачьего сословия России.

Этапы урока

№ слайда

деятельность учителя

деятельность учащегося

время

1.Мотивация. Целеполагание.














Прогнозирование

№1

№2

Урок-исследование по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».

- О ком пойдёт речь на уроке?

Учащиеся определяют форму деятельности на уроке и цели урока.

- о Григории Мелехове.

1 мин.

№3

- Как построить работу по данной теме? Тема « судьба Григория Мелехова»

-На что вы обратили внимание?

-Что за слово?

-Примерно на какой вопрос оно должно отвечать?

-Может определите цель урока?

Решение проблемной ситуации (обсуждение в парах).

-(слово «судьба» с маленькой буквы, значит, пропущено слово)

- (сложно сказать сразу)

- (какая?)

- (понять, какой была судьба Григория Мелехова.

Работа с карточками контроля

2 мин.

2. Исследование на основе предложенного материала

№4




№5

№6

На слайде слово «блудный». Какие ассоциации оно у вас вызывает?

Определение слова «блудный»

- С чем можно согласиться или не согласиться в определении?

(непочтительный сын?

Раскаялся? Есть ли в чём каяться герою?)

- Подберите однокоренные слова к слову «блудный».

- Как можно расценить слова автора: «Он не прочь был бы жить с ними обеими, любя каждую по-разному…»

- Ассоциации (притча о блудном сыне. Так или иначе сл. «блудный» связано с темой дома)

Вывод: Дом - это то, что связывает героя с жизнью. По ходу сюжета Григорий вновь и вновь возвращается домой, чтобы восстановить душевные силы. Значит, есть что-то в нём от блудного сына. Но он не «блудливый», потому что …

обсуждение

обсуждение в группах, затем обмен мнениями.

Учащиеся приходят к выводу, что цитата ничего общего со словом «блуд» не имеет.

Работа с карточками контроля

8 мин.

№6-7


№6

№8


№9

- а может он «ПРИСПОСОБЛЕНЕЦ» ?

Проблемные ситуации:

1.Григорий, Аксинья, Наталья - как связать это с тем, о чём вы говорили?

(Работа с цитатой из текста (ч.7 гл. 18))

- А может он приспособился к ситуации, происходящей в стране: то у белых, то у красных, то у бандитов, то дома отсиживается?

-Какие слова в определении настораживают?

Даны 3 эпизода:

1. Убийство безоружного австрийца (ч.3 гл.10)-германская война

2. Казнь чернецовцев (ч.5 гл.12)- гражданская война

  1. Казнь подтёлковцев (ч.5 гл.30)- гражданская война

Работа в группах. В помощь толковый словарь.

-нет, потому что он понимает сложность сложившейся ситуации, мучается этим и и совсем не ищет выгоды.

Обсуждение

- (беспринципный - лишённый моральных устоев. Приспосабливаться - легко реагировать на какие-либо изменения)

Работа в группах.

Учащиеся формулируют задание.

(Поведение Григория в каждом фрагментов. Отличается? Чем?)

Вопросы, возникающие в процессе обсуждения:

-Не совсем понятно, зачем убил безоружного. Зачем раненого добил? Зачем вернулся посмотреть?

Вывод: австриец - враг, захватчик. Григорий понимает, что защищает свою родину. Но! Убивать Григорию не по душе.

12 мин.

№10

Две реплики Григория Подтёлкову:

«А над пленными вас много распорядителей…»

«Помнишь, как офицеров стреляли… Теперича тебе отрыгивается…»

- Почему такое двойственное поведение?

Григорий Изварину: «Сам ищу выхода».

Вывод?



- для Григория воинский долг - Родину защищать. А Отечество раскололось, и кого теперь защищать - Григорий сам не знает. Но пытается во всём разобраться, в отличие от многих казаков, которые как могли приспосабливались к новой власти.

Работа с карточками контроля

№11


На слайде слово «отщепенец».

-Что значит «от своей»?

среду Григорий считает «своей»? (казачью)

(Приложение. Карточки с высказываниями критиков)

Вывод: Не может быть однозначной оценки. Приём зеркального отражения.


Работа со словарём.


- Работа с высказываниями двух критиков. Определяют задание.

Работа с карточками контроля

7 мин.


















  1. Справка.




№12

-Что значит, по-вашему, быть счастливым?

-А что значит «быть счастливым» для Григория Мелехова?

Словарь (слайд)

-Какое несчастье у Григория?


- дом, семья, работа на земле, служба Отечеству - всё ясно, всё просто

Работа с карточками контроля

3 мин.

№13



№14.

-Считаете ли вы Григория жертвой?

слайд

- Какое слово в определении является ключевым?

-от какого насилия страдает?

-какая тональность у слов «жертва», «страдает»?

-вернитесь к теме урока. Сформулируйте её.

Харлампий Ермаков - прототип Григория Мелехова.

обмен мнениями

обсуждение словарной статьи

- страдающий

обсуждение

- (трагическая)

- «Трагическая судьба Григория Мелехова»


Работа с карточками контроля

3 мин.

  1. Рефлексия

№14


№15

- Насколько ваш прогноз оправдал себя?

На слайде слова «Григорий», «Аксинья», «Наталья», «война», «дом». Расположите слова, выстроив их в фигуру. Слова могут повторяться. Как они должны располагаться? Обоснуйте.

Анализ карточек.

Работа в группах. Обмен мнениями.


Синквейн (на фоне казачьей песни «Не для меня»)

Озвучиваются некоторые варианты(по желанию)

6 мин.

  1. Подведение итога урока, обсуждение домашнего задания, оценивание работы учащихся.

№17

Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение по теме:

1.В чём трагизм судьбы Григория Мелехова?

или

2.Что ждёт Григория Мелехова дальше?

Оценивание

3 мин.



© 2010-2022