Урок по русскому языку на тему Фразеологизмы и их значение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цели урока:

Образовательные:

закрепить понятие «фразеологизм», «лексическое значение фразеологизма»; выявить эмоционально - выразительные достоинства фразеологизмов; научить употреблять и узнавать фразеологизмы в речи.

Развивающие:

Развивать устную и письменную речь, логическое мышление, память; обогатить словарный запас учащихся.

Воспитывающие:

воспитывать учеников в духе народной мудрости, развивать социальную и
коммуникативную компетентности.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебники, фразеологические словари.

Ход урока:
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Обобщение пройденного материала
- Итак, на прошлом уроке мы с вами познакомились с фразеологизмами. И сегодня на уроке мы закрепим знания по теме «Фразеологизмы и их значение».

И сейчас наша задача - вспомнить все, что мы изучали на прошлом уроке по теме «Фразеологизмы».


1 задание: Ответьте на вопросы:
- Что такое фразеологизмы?
- Для чего мы их используем в речи?
- В какой науке о языке, изучается фразеологизмы?
- Какие фразеологизмы вы знаете?
- Где разъясняется значение фразеологизмов?

Сравните два предложения

Мой дед просыпается рано.

Мой дед просыпается ни свет ни заря.

Являются ли они синонимичными?

Вывод: Ни свет низаря - фразеологизм, т.к. устойчивое сочетание слов, которое имеет единое лексическое значение.

2 задание: «Найди свою пару».
В данном задании ученики должны правильно указать соответствующие пары и соединить на доске стрелкой. Задание выполняется устно у доски.

3 задание: Прочитайте предложения. Замените выделенные слова фразеологическими оборотами. Как изменились предложения?
Вера Сергеевна объяснила решение задачи, но Петя не слушал.
Кирилл целый день бездельничал.
Мы догадывались, что он нас обманывает.
Первого сентября Ира проснулась очень рано.
Вывод. Использование фразеологизмов в речи делает ее более выразительной и образной.

4 задание: Объяснительный диктант.
Записать фразеологизмы. О ком, о чем так говорят?

Говорит одно, а думает другое; чем дальше в лес, тем больше дров; вертит языком, как корова хвостом; мелет, как пустая мельница;
золотые горы обещает; языком клепает; делить шкуру неубитого медведя; гав ловить, горло дерет.


5 задание: Выполнение тестовых заданий.
(Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)

Укажите верное утверждение

1.Фразеология - это:

а) раздел науки о языке;
б) учение о стойких словосочетаниях и оборотах языка;
в) учение о грамматическом строении слова;
г) учение о звуковом строении слова.

2. Найдите соответствие фразеологизму «заметать следы»:

а) критиковать;
б) одурачивать;
в) скрывать;
г) убегать.

3. Найдите фразеологизм, который обозначает «запомнить»:

а) не сунуть носа;
б) остаться с носом;
в) зарубить на носу;
г) за нос водить.

4. Домашнее задание.

№ 6,7, стр.34 + правило о фразеологизмах, подобрать фразеологизмы на казахском языке

5.Итог урока.



© 2010-2022