Проектные технологии на уроках русской и украинской словесности

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектные технологии на уроках русской и украинской словесности в процессе саморазвития творческих способностей учащихся.

(описание опыта)

В последние годы в области образования идут серьезные процессы, связанные с его модернизацией. В связи с этим важно осмысливать тенденции, определяющие направления изменения системы образования, понять какой будет судьба школьных курсов русской и украинской словесности. Ведь эти предметы всегда занимали особое место в системе дисциплин школьного курса. Одна из важнейших целей обоих курсов связана с развитием гуманитарного сознания, с формированием личности, обладающей широким кругозором. Ученик должен уметь строить речевое высказывание в письменной и устной форме, вести дискуссию, перерабатывать текст. На современном этапе развития школьного образования проблема развития творческих способностей учащихся приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно.

Выбранная проблема развития творческих способностей учащихся актуальна и требует разработки системы учебных занятий русской и украинской словесности с использованием современных технологий учебно-воспитательного процесса.

При анализе своей педагогической деятельности я определила следующую закономерность: качество знаний учащихся возможно повысить лишь только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность.

Только такое обучение позволит решать следующие задачи:

  • не утратить желание детей к изучению нового, к самостоятельному поиску и «открытию» новых знаний, решению задач проблемного характера;

  • дать возможность всесторонне развивать умственные и творческие способности ребенка. Учебный труд как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен;

  • повысить качество знаний обучающихся;

  • вызвать появление интереса к изучаемому предмету необходимостью понимания его необходимости, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

Напрашивается вопрос «Как достичь этого, какие выбрать формы и методы?».

Инновационный поиск новых средств обучения приводит меня к пониманию того, что на уроках нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные, проектные и прочие методы обучения.

Проблема выбора необходимого метода возникает перед учителем всегда. Но в новых условиях необходимы и новые (а может быть хорошо забытые) методы, позволяющие по-новому организовывать процесс обучения, взаимоотношений между учителем и учеником.

Пути решения задач - применение различных технологий и методов обучения.

В своей педагогической практике я использую множество педагогических технологий, в том числе, и современные:

  • личностно-ориентированные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • игровые педагогические технологии;

  • технология развития критического мышления через чтение и письмо;

  • информационно-коммуникативные технологии;

  • театральная педагогика;

  • проектная технология и др.

Необходимость прогрессивных образовательных технологий - это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем их вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями:

1) создать собственную технологию;

2) перенять то, что открыто другими и адаптировать для себя и своих учеников.

Оптимальным для меня представился второй путь и над этим я работаю не первый год.

Русская и украинская словесность+ ИКТ + внеурочная деятельность = проект (проектная деятельность).

Такую формулу я пытаюсь воплотить на своих уроках и во внеурочное время.

Хорошо известно, что данная педагогическая технология, основанная на вовлечении учащихся в проектную деятельность, получила распространение в 1920-е гг. в США, её связывают с идеями гуманистического направления в философии образования педагога - мыслителя Френсис Паркера, американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.К. Килпатрика. Для него важнейшим образовательным ресурсом любого учебного заведения является сам ребенок.

Метод проектов привлек русских педагогов еще в начале 20 в. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев). Большое количество работ и статей по методологии данной технологии написаны Пахомовой Н.Ю.: «Педагогические находки: девять граней опыта учителя информатики», «Методика использования учебных проектов для изучения отдельной темы или крупного блока содержания», «Метод проектов» и др.

Тема данной работы была выбрана и является актуальной в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в учебный процесс.Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса, отвечающего социальному заказу государства, и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.

Внедрение проектной деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.Таким образом, представляемый педагогический опыт соответствует региональной образовательной политике, передовым идеям современной педагогики и психологии, профессиональным интересам педагогической общественности.Эта работа особенно актуальна в условиях реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» в период перехода на ФГОС нового поколения.

Проект ориентирован на достижение целей самими учащимися, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект даёт столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он необходим. Вот почему в основе моей методической системе лежат проектные технологии. А согласно ФГОСу одним из видов деятельности ученика является самостоятельный поиск решения поставленной цели.

Следовательно, передо мной стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Проектная методика в свете требований к современному образованию позволяет эффективно решать поставленные задачи.

Приступая к внедрению метода проектов, необходимо помнить о тех проблемах, которые неизбежно возникнут на этом пути.

1. Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс.

2. При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в реферат.

3. Одним из наиболее непростых, проблематичных является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности.

Какие трудности возникают при организации проектной учебной деятельности на уроке:

• Из поля зрения выпадает слабый ученик;

• Степень участия каждого участника проекта;

• Контроль всех этапов работы;

• Связать все части проекта воедино;

Для учителя метод проектов интересен прежде всего разнообразием тематики. Используя проектную деятельность на уроках русской и украинской словесности, я получаю возможность использовать самые разные виды проектов, формы продуктов проектной деятельности, виды презентация проектов.

-исследовательский, включающий обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д. К этому виду работы можно отнести следующие исследования: «Диалектизмы в словаре В.И.Даля», «Путешествие слова шпаргалка из одного языка в другой», «Просторечная лексика в речи подростков», «Путешествия слов из одного языка в другой», «Увлекательные истории слов». и т.д.

- информационный, который направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории,

К таким проектам можно отнести «Речевой портрет школьника», «Русские семейные имена и прозвища: история и современность», «SMS как новый речевой жанр», «Слова -паразиты в русском языке», «Молодежный сленг», «Особенности высказываний в непосредственном молодежном общении», «Язык развлекательных передач».

-творческий. Такие проекты не имеют детально разработанной структуры (она только намечается и развивается по ходу работы), однако предполагают определенный результат: совместно выпущенную газету, видеофильм, экскурсию, альманах, театрализованное представление и т. д. Подход к оформлению результатов в творческом проекте - максимально свободный и нетрадиционный. Например, экскурсия в страну лексикология, «Виртуальная экскурсия на родину С.Есенина», по чеховским местам города Таганрога, Ялты, театрализованное представление «Диалектная лексика»,

- ролевой, в ходе которого учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Структура таких проектов остается открытой до их окончания. Участники ролевого проекта, имитируя социальные или деловые отношения, принимают на себя определенные роли: литературных персонажей, исторических деятелей или выдуманных героев. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А.Крылова, например по теме «Языковая выразительность басни И.А.Крылова», Каждому учащемуся в классе, в зависимости от подготовленности, дается определенная роль. Хорошо такой проект готовится детьми по произведениям «Горе от ума», «На дне». Каждый ученик выступает в роли персонажа пьесы и дает себе характеристику. Также ролевым проектом можно считать инсценировки фрагментов произведений. Ребята выбирают фрагмент, распределяют роли, обсуждают персонажей, продумывают костюмы, работают над декламацией, мимикой, жестами, мизансценой. Такая работа сплачивает ребят, прививает интерес к урокам.

-практико-ориентированный, В таких проектах с самого начала четко обозначен результат деятельности участников проекта, причем этот результат ориентирован на социальные интересы учащихся (справочный материал, программа действий, документ, газета, видеофильм и др.) и может быть использован в жизни класса и школы. Мы в ходе совместной деятельности составляем таблицы для кабинета русского языка, а также готовим различные материалы для учащихся I ступени обучения. Так, например, результатом разработки темы «Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия» или составление словаря неологизмов, словарь «Ошибки в речи», словарь «Речь подростка»

Как показывает практика, учащиеся 5 - 6-х классов с их огромной потребностью в межличностном общении проявляют большую склонность к ролевым и игровым проектам.

7 - 8-классники любят работать над практико-ориентированными проектами - их уже значительный школьный опыт гарантирует успех в такой работе.

Старшие подростки, учащиеся 9-х, 10-х и 11-х классов, успешно справляются с исследовательскими проектами, у них хорошо развито теоретическое мышление и есть интерес к исследовательской работе.

Ну и практически все учащиеся охотно выполняют проекты творческие.
Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.

В результате моей работы повысилась активность и осознанность действий школьников, интенсифицировалось их интеллектуальное и речевое развитие. Средний качественный показатель знаний учащихся постоянно повышается.

В 2011 году я выпустила 11класс - 9 учеников, в котором также была и классным руководителем. Более 50 % уч-ся окончили школу на 4 и 5; сдали ВНО от 140 до 180 баллов по украинскому языку и литературе, следовательно поступили в высшие учебные заведения на бюджетном основании. Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся подтвердили свои знания по украинскому языку и литературе.

Я активно участвую в педагогических конкурсах, семинарах, где обобщаю опыт работы по данной проблеме.

Результатом данной деятельности является активное участие моих учеников в различных конкурсах и олимпиадах.

Есть призёры и победители конкурсов, фестивалей, олимпиад различного уровня.

Внеурочная работа также приносит результаты:

2011г. - действительный член МАН «Искатель» Калинин Михаил, 10 кл.; участие в творческом Всекрымском конкурсе(2 этап), посвященном Международному дню родного языка «Язык - душа народа»:

Перегудова А.А., 5 кл. (стихотворения); Смирнов П.А., 11 кл. (стихотворения);

2 этап Международного конкурса по украинскому языку им. Петра Яцика:

Щербина Полина - 2 место, 10 кл., Волкова София - 2 место, 10 кл.;

2012г. - 2 этап Международного конкурса по украинскому языку им. Петра Яцика: Перегудова Алина- 1 место, 7 кл., Щербина Полина - 2 место, 10 кл., Николайчук Илья - 3 место, 5 кл.; 3 этап Международного конкурса по украинскому языку им. Петра Яцика - Перегудова А.А.- 2 место;

2013г. - 2 этап творческого Всекрымского конкурса, посвященном Международному дню родного языка «Язык - душа народа» в номинации «Декламация литературного произведения» Кибалко Светлана- 1 место, 8 кл., участие во 2 этапе этого же конкурса Кибалко Светланы;

2 этап Международного конкурса по украинскому языку им. Петра Яцыка: Зубчевский А.П.- 3 место, 7кл., Перегудова А.А.- 1 место, 9 кл., Балыков А.В.- 2 место, 9 кл., Ермолаева А.А.- 3 место, 9 кл., Паливода Е.И.- 3 место, 9 кл.;

2014г. - активное участие в городском конкурсе юных чтецов, посвященном 200-летию со дня рождения Т.Г.Шевченко «На струнах Кобзаревої душі»: Дворецкая Елена, 7 кл., Перегудова Алина, 9 кл., Паливода Екатерина, 9 кл., Симоненко Виктория, 9 кл.; участие в конференции «Писатели-юбиляры, 2014 и Крым» в г.Ялте - Ермолаева Анастасия, 9 кл.;

2015г. - 2 этап Всероссийкого конкурса сочинений - Корявченкова Александра Сергеевна, 3 место, 6 кл.

Имею собственные методические разработки нестандартних уроков по теме «Проектные технологии на уроках русской и украинской словесности в процессе саморазвития творческих способностей учащихся»; индивидуальная работа с детьми по новым образовательным технологиям; являюсь активным участником школьных и городских комиссий в олимпиадах, конкурсах, проверке медальних работ, проверке творческих работ ВНО в г.Симферополе.

Принимаю активное участие в работе школьного и городского методобъединения учителей русского и украинского языка и литературы; распространяю собственный опыт профессиональной деятельности на мероприятиях школьного, городского, республиканского уровня.

Большим моим проектом было создание сайта, на который теперь помещаю свои материалы, делюсь опытом работы.

Исходя из опыта работы по использованию проектного метода, могу отметить достоинства этой технологии:

  • повышение мотивации учащихся в учебе;

  • получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации;

  • повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы;

  • предоставление каждому возможностей самореализации;

  • развитие творческих способностей;

  • развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;

  • получение навыков презентации себя и своей работы в различных форм: устной, письменной с использованием новейших технологических средств.

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии

делаю следующие выводы:

1. Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

2. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.

3. Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Перспективы развития опыта:

разнообразить виды проектов (социальные, семейные, межпредметные, сетевые);

♦ разработка элективных курсов, формой отчетности которых будет защита проектных работ;

♦ руководство старшеклассников с развитыми проектными

умениями работой над проектами младших школьников;

♦ создание широкомасштабных проектов межпредметной

направленности.

Перспективы использования опыта:

♦ проведение семинаров-практикумов по организации проектной деятельности для педколлектива, обмен опытом работы;

♦ обучение учащихся работе над проектами, подготовка методических рекомендаций;

♦ проведение диагностики сформированности проектных умений учащихся;

♦ оформление результатов; обобщение опыта учителей-предметников на общешкольном уровне, участие в конкурсе инновационных проектов.




ользователей: 0



© 2010-2022