Презентация по русскому языку на тему БСП

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Бессоюзное сложное предложение»

Класс: 9

Цель урока:

  • 1) уточнить, обобщить и усовершенствовать знания о бессоюзном сложном предложении; совершенствовать навык постановки знаков препинания в БСП.

  • 2) развивать монологическую речь с использованием опорного конспекта, умение работать с модулем

Тип урока: урок обобщения знаний (интеллектуальная олимпиада)

Использованная технология: модульная технология обучения М. Жанпеисовой

Оборудование урока: интерактивная доска, листы с заданиями, лист самооценки

Межпредметные связи: связь с литературой

Ход урока

1.Психологический настрой.

2.Знакомство с темой. Деление на команды

Команда «Интеллектуалы» и команда «Знатоки»

3. Вступительное слово учителя

Сегодня мы закрепим изученный материал по теме «Бессоюзное сложное предложение» в форме игры «Интеллектуальная олимпиада»

Бессоюзное сложное предложение - это сложное предложение, части которого связаны по смыслу и интонации

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

(А.Плещеев)

1-тур Работа по опорным схемам

Задания командам: по опорным схемам рассказать о правилах постановки знаков препинания в БСП

2-тур Игра "Верно-неверно"

1. Верно ли, что БСП соединяются между собой только по смыслу и с помощью интонации, без помощи союзов и союзных слов?

2. …, что между частями БСП не ставится запятая, точка с запятой, двоеточие, тире?

3. …, что смысловые отношения в БСП не зависят от содержания входящих в них простых предложений?

4. …, если одна часть БСП сильно распространена, то ставится тире?

5. …, если вторая часть дополняет первую, надо ставить двоеточие?

6. …, если предложение можно заменить сложноподчиненным с союзом когда, то ставится двоеточие?

7. …, что предложение «Сыр выпал-с ним была плутовка такова» - бессоюзное?

3-тур "Кто быстрее?"

Команды должны дать быстрые ответы на свои вопросы. В случае затруднения отвечает противоположная команда.Каждый правильный ответ-

1 балл

Какое предложение является бессоюзным? (Знаки препинания не расставлены)

  1. Без росы и трава не растёт.

2) В их сенях ветра шум и свежее дыханье и мглой волнистою покрыты небеса.

3) Куска лишь хлеба он просил и взор являл живую муку.

4) Пословица гласит и незаряженное ружьё однажды может выстрелить.

В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно

  1. Любишь кататься - люби и саночки возить.

2) Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме спустилась на дно.

3) Наступал вечер: шел дождь, с севера порывисто дул ветер.

4) Только шагнули мы вперед - из-за куста раздался выстрел.

Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

Собака была славная: ушки торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

1)Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

2)Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородным членами предложения.

4) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении

Шестнадцать лет служу - такого со мной не бывало.

1) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2) Тире ставится между подлежащим и сказуемым , выраженными одной частью речи.

3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

4) Содержание второй части БСП противопоставляется содержанию первой части.

4-тур "Письмо по памяти

Полки ряды свои сомкнули,

В кустах рассыпались стрелки,

Катятся ядра, свищут пули,

Нависли хладные штыки.

(А. С. Пушкин «Полтавский бой)

Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещенье,

Не презирал страны родной:

Он знал её предназначенье.

(А.С.Пушкин «Стансы»)

5тур Самодиктант

Выписать БСП, в которых надо поставить двоеточие

  1. Заз..ленел листок стал пригож лес.

  2. Он поднял глаза маленькое облачко (не)приметно неслось по небу.

  3. Стоило вглядет?ся в эту картину в ней открывалось столько таинственного и бе..конечного.

  4. В просторных полях плавает над р..сой синяя паутина медленно остывает натруже..ая земля.

  5. Тёмный лес хорош? в яркий солнечный день тут и прохлада и чудеса световые.

Выписать БСП, в которых следует поставить тире.

  1. Дунул ветер все дрогнуло ожило и засмеялось.

  2. Я поднял глаза на крыше моего дома стояла девушка в полосатом платье распущенными волосами.

  3. В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели не поют в лесных балочках соловьи не пахнет цветами.

  4. Не сули журавля в небе дай синицу в руки.

  5. Куст заденешь плечом на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.

6-тур Работа с тестами

Тест для"Интеллектуалов"

Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении.

1. Правду говорить - никому не угодить.

1). Вторая часть бессоюзного предложения противопоставляется первой.

2). Вторая часть бессоюзного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3). Тире ставится между подлежащим и сказуемым.

4). Первая часть бессоюзного предложения содержит указание на условие, при котором совершается действие второй части.

2. Будешь книги читать - будешь всё знать.

3. Труд человека кормит - лень портит.

4. Я за свечку - свечка в печку! Я за книжку - та бежать.

5. Шофёр нажал на тормоз - машина не остановилась.

Тест для «Эрудитов»

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

1. Во вновь организуемом туристическом лагере вовсю кипела работа: люди таскали дрова, ставили палатки, распаковывали грузы.

1). Вторая часть бессоюзного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

2). Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

3). Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4). Вторая часть бессоюзного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

5). Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

2.Не оставляйте матерей одних: они от одиночества стареют.

3. Скажи поколениям иного века: пусть никогда человек в человека ни разу не выстрелит на земле!

4.Поступок важен в жизни каждого человека: по поступкам судят о человеке, о его чести и бесчестии, о его доброте и порядочности, искренности, ответственности.

5. Обаяние, как дар особой привлекательности, было у великого актёра Качалова подлинно артистическим: ему были даны и статность фигуры, и пластичность жеста, и прославленный голос, поражавший своим диапазоном и неисчерпаемым разнообразием красок.

Оценивание команд. Выставление оценок

Домашнее задание

Найти в любом тексте три бессоюзных сложных предложения с разными знаками препинания и записать в тетрадях



© 2010-2022