Родной мой край – Михейков остров

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГАОУ СПО АО «Котласский техникум торговли и общественного питания»

г. Котлас



Региональный заочный конкурс «Книги, которые мы выбираем»



Номинация: Земли родной талант и вдохновенье.

Литературные места Поморья



Тема: «Родной мой край - Михейков остров»



Мероприятие разработала:

Преподаватель литературы и русского языка

Вологжанинова Алена Александровна























2015

Вологжанинова Алена Александровна

Преподаватель литературы и русского языка,

КТТОП, г. Котлас

ВНЕКЛАСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА»

Литературная гостиная

«Родной мой край - Михейков остров»

Методические рекомендации:

Предмет: литература

Тип урока: внеклассное мероприятие

Цель:

  • познакомить учащихся с литературным творчеством поэтессы Эмилии Ивановны Бояршиновой;

  • дать представление об истории родного края.

Задачи:

  • воспитать чувство патриотизма, любви к культуре своей страны и малой Родине;

  • научить чтить традиции своего народа;

  • прививать любовь к литературному творчеству.

Дидактический материал: распечатки с фрагментами поэтических текстов авторов, фотографии пейзажа местности.

Оборудование: компьютер, презентация Microsoft Power Point.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Действия

Сопровождающие слайды

Примечания

Ведущий: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами окунемся в мир поэзии. Познакомимся с творчеством наших поэтов, наших земляков.







Как прекрасно звучит: остров Михейков, речка Лимендка. Вот на этом острове (сейчас - полуострове) и лежит наш посёлок, а ныне микрорайон города Котласа - Лименда. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством очень интересных людей, которые не только жили в микрорайоне, но еще и писали о нем.

Чтец:

Выросла я на острове.

Глянешь кругом: вода.

Реки мне были сестрами,

Верными навсегда.

Можно из книжек вычитать,

Какая у них длинна...

Лимендка моя, Вычегда,

Северная Двина.

Как глубина ее пела мне,

Как берега теплы!

Выплываешь в море Белое,

Если все плыть и плыть…

Ведущий: Ребята, сейчас для вас прозвучал отрывок из стихотворения Эмилии Бояршиновой «Выросла я на острове». Вот и мы с вами сейчас отправимся в импровизированную экскурсию по литературным местам нашего родного уголка.

Гид: Ребята, мы с вами находимся в капсуле времени. Мы сегодня познакомимся не просто с поэтессой, а в первую очередь с нашей землячкой. Оправляемся в далекий 1928 год.

Эмилия Ивановна Бояршинова родилась 21 мая 1928 года в г. Ирбите Свердловской области в семье учителей. Детство и юность поэтессы прошли на Севере, в г. Котласе Архангельской области, а точнее в рабочем посёлке Лименда. Где мы с вами ребята и находимся. Родители её - Нина Александровна Жданова и Иван Афанасьевич Бояршинов - с 1929 года работали в Лимендской средней школе №1.

Отец ушёл на фронт. На хрупкие плечи двенадцатилетней девочки легла забота о младшей сестрёнке. Именно в эти годы происходило становление Э. Бояршиновой как личности. Тогда же начали пробиваться первые ростки её поэтического дарования.

В 1945 году Эмилия Бояршинова с золотой медалью окончила Лимендскую среднюю школу и поступила в Московский библиотечный институт. В эти годы (1946-1949) она пишет лирические мелодичные стихи о первой любви, о далёком Севере.

Чтец:

Моему городу Э. Бояршинова (отрывок)

Пришла ко мне посылочка от мамы

В далекие уральские края.

Обратный адрес, вижу - тот же самый:

Мой город Котлас - родина моя!

Лежат подарки мне в посылке этой.

А с ними вместе, что еще милей,

Знакомый с детства белый лист газеты,

Которого в разлуке нет родней.

Я бережно расправила газету,

Прочла, не пропуская ни строки,

Статью «Наш город в новой пятилетке»…

И вот я шлю привет вам, земляки!





Звучит отрывок из композиции «Времена года» П.И. Чайковского

Ведущий: Ребята, вы узнали, что это за произведение?

«Времена года» Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы.

Гид: Творчество Э. Бояршиновой тоже охватывает все времена года, которые поэтесса провела у себя на родине - в городе Котласе!

Три весенних месяца от первых лучей марта, обильного снеготаяния апреля, до радостного пробуждения природы мая - все находит отражение в поэзии Бояршиновой.

Чтец: Наводнение Э. Бояршинова

И веселье, и дерзость,

И жуть, и волненье…

Весь поселок в тревоге:

Такая беда!

Наводненье! Двина поднялась!

Наводненье!

Все дома окружила - до окон - вода.

В незнакомых широтах

Плывем мы, матросы,

На плотах обгоняя дома-корабли.

И восторг до озноба:

Нас волны уносят,

И куда ни посмотришь -

Не видно земли!

Ведущий: Лето - это самое теплое время года, когда природа цветет и благоухает, радуется солнцу и освежается дождями. Эмилия Ивановна как никто другой лучше знала, что это за радостное время года, игривое и восторженное.

Чтец:

А на родине

И ветер - словно песня,

Величальная, встречальная - плывет.

Не заказывает Лименда оркестры -

Просто песнею

Навстречу нам идет.

Только небо постирала, подсинила,

Отутюжив кружевные облака.

- Посмотри, как в честь тебя

Принарядилась! -

Подставляет свое зеркало река.

А по берегу и стелется, и льется

Луговой ковер, узорен да цветаст…

И слепит - горит

Начищенное солнце,

Словно в праздники -

Наш старый медный таз.

В том тазу варила бабушка варенье

Из морошки, что роднёю - янтарю…

- Здравствуй, Лименда!

Дарю стихотворение.

Хорошо меня встречаешь!

Говорю.

Гид: Три осенних месяца: ласковый сентябрь, дождливый октябрь и холодный ноябрь. Недаром испокон веков говорили: лето - время счастья, а осень - время мудрости. Поэзия Э. Бояршиновой, охватывающая этот промежуток времени наиболее богата красками, метафорами и красочными эпитетами. Читая каждую строчку, у вас всплывают картинки, воспоминания, связанные с нашей северной осенью.

Чтец: Приезжай на листопад

Э. Бояршинова

Осень щедро зазывает в гости.

Вкруг себя -

На запад, на восток -

От плеча разбрасывает горсти

Броско разрисованных листов.

Тронет краской лист,

В руках повертит,

Спросит:

- Ну, какой ты любишь цвет?..

Хочешь, я пришлю тебе в конверте

Рыжий пригласительный билет?

Ведущий: Зима - самое суровое время года на Севере. Но у поэтессы, зима наоборот ласковая, нежная, убаюкивающая и приветливая.

Чтец:

Поздравляю с рассветом (отрывок)

Календарь дарит числа красные.

День нарядный прошел опять…

Почему непременно с праздником,

Только с праздником поздравлять?

Я тебя поздравляю с шорохом -

Снег крадется,

Снег захрустел…

Я тебя поздравляю с ворохом

Свежих утренних новостей.

Будни? - Да.

И вдруг за деревьями

Алым флагом заря взмахнет…

А какой снегопад серебряный!

Новый день - будто Новый год.

Ведущий: Интересен и богат творческий путь Эмилии Ивановны. Поражают ее стихи в первую очередь не тем, что они описывают наши родные места, а проникнуты чувством уважения, благодарности и гордости за свой родной край, который воспитывал и воспитывает таких талантливых людей.

Гид: Теперь немножечко поиграем. Посмотрим, насколько вы хорошо знаете родные уголки нашего города. Перед вами будут представлены фотографии, а ваша задача узнать это место.



  1. Родной мой край – Михейков остров



Родной мой край – Михейков остров



Родной мой край – Михейков остров

    Родной мой край – Михейков остров

    Родной мой край – Михейков остров

      Родной мой край – Михейков остров

      Родной мой край – Михейков остров



      1. Родной мой край – Михейков остров



      1. Родной мой край – Михейков остров



      Родной мой край – Михейков остров



      1. Родной мой край – Михейков остров



      1. Родной мой край – Михейков остров



      Родной мой край – Михейков остров

      Родной мой край – Михейков остров



      1. Родной мой край – Михейков остров

      Гид: Молодцы. Все справились с заданием. На этом наше импровизированное путешествие по городу Котласу и по его литературному микрорайону Лименда заканчивается.

      Ведущий: И в завершение мы прочтем вам стихотворение Э. Бояршиновой, которое называется «Приглашение в Лименду»

      А какие у нас снега! -

      Глубоки снега - тонет дерево.

      Как поет в декабре пурга!..

      Я скучаю

      В Москве по Северу.

      По былинным его лесам,

      По березкам в платьицах ситцевых…

      Вот поедем - ты будешь сам

      Листья осени перелистывать.

      И какая у нас весна! -

      С переливами да разливами.

      Ломит синие льды Двина

      И несет их легко, счастливая.

      А в июне река - красота!

      Не сказать и в книжках не вычитать.

      Вот поедем в наши места

      И пойдем рыбачить на Вычегду.

      Ничего-то не знаешь ты:

      Там уж если заря - так зарево!

      Там смолисто пахнут плоты

      И гудки над рекой разговаривают.

      Мы пойдем смотреть на затон,

      Где колдуют судостроители.

      Знаю, встретишь меня, смущен,

      Школьный друг в капитанском кителе.

      Белый китель - особый шик.

      Рядом с ним ты - попросту модненький.

      В нашей Лименде каждый - речник.

      Все девчонки - невесты водников.

      Поживи - и напишешь стихи,

      Как грустят эти девушки славные,

      Потому что их жениха

      Чуть весна - и уходят в плаванье.

      Речникам буксиры водить,

      Пароходы водить к морю Белому…

      И напрасно будет бродить

      По ночам гармонь неумелая.

      А ты знаешь белую ночь? -

      Нашу, северную именно…

      Ты увидеть все это не прочь?

      Так поедем со мною в Лименду!

      Я тебя познакомлю с ней.

      Ты прости мое красноречие:

      Может, все на деле скромней,

      Может, хвастать особо нечем.

      У поселка, где я живу,

      Нет геройского знания и ордена.

      Только я не просто зову -

      Приглашаю к себе на родину.

      Гид: Спасибо за внимание. До новых встреч.

      Родной мой край – Михейков остров

      Слайд 1





      Родной мой край – Михейков остров

      Слайд 2









      Родной мой край – Михейков остров

      Слайд 3

































      Родной мой край – Михейков остров

      Слайд 4





      Родной мой край – Михейков остров



      Слайд 5

      Родной мой край – Михейков остров

      Слайд 6









      Родной мой край – Михейков остров

      Слайд 7

























      Родной мой край – Михейков остров

      Слайд 8

      Родной мой край – Михейков остров

      Слайд 9

















      Родной мой край – Михейков остров

      Слайд 10





      Родной мой край – Михейков остров

      Слайд 11













      Родной мой край – Михейков остров

      Слайд 12



      Родной мой край – Михейков остров

      Слайд 13



































      Родной мой край – Михейков остров

      Слайд 14





















































      Родной мой край – Михейков остров

      Слайд 15























      Родной мой край – Михейков остров

      Слайд 16



















      Железнодорожный вокзал г. Котлас

















      Проходная Лимендского судоремонтного завода











      Дом детского творчества г. Котлас















      Автомобильный мост через Малую Северную Двину г. Котлас















      Васильевское озеро, Лимендское шоссе



















      Церковь Стефана Пермского

      Г. Котлас















      Вечный огонь, памятник солдатам Великой Отечественной войны, парк г. Котлас









      Памятник Железнодорожникам

      Вокзал г. Котлас











      МОУ СОШ № 1

      Училась Э.И. Бояршинова













      Водный транспорт, Микрорайон Лименда, затон











      Котласское Речное училище, микрорайон Лименда









      Котласский техникум торговли и общественного питания, микрорайон Лименда









      Речка Лимендка















      Памятник В. И. Ленину

      Лимендский дом культуры, площадь















      Пешеходный переход через пути, вокзал г. Котлас



















      Родной мой край – Михейков остров

      Слайд 17



      Родной мой край – Михейков остров

      Слайд 18



      Родной мой край – Михейков остров

      Слайд 19



      Родной мой край – Михейков остров

      Слайд 20



      Родной мой край – Михейков остров

      Слайд 21



      Родной мой край – Михейков остров

      Слайд 22



      Родной мой край – Михейков остров

      Слайд 23



      Родной мой край – Михейков остров

      Слайд 24



      Родной мой край – Михейков остров

      Слайд 25

















      Просторы реки Вычегда

















      Затон, Лименда











      Чтение отрывки учащимся наизусть

























      Подготовить экспозицию по творчеству поэтессы













































      Экспозиция об истории города

      (книги, фото, газеты)

































      Отрывок на выбор педагога











      П.И. Чайковский























      микрорайон 46 л/з, наводнение 2012 год















      река Вычегда





























      Река Вычегда











      Лимендский дом культуры









































      Берег Северной Двины



























































      Водный транспорт, затон, Лименда



























      Если дети не местные, провести в качестве заочной экскурсии по городу

















































































































































































































































































































      Церковь Степана Пермского









      Парк культуры и отдыха







      Северная Двина











      Панорама города









      Водный транспорт,

      Затон









      Лимендский судоремонтный завод







      Речка Лимендка











      Затон,

      ракурс со стороны города











      Лимендский дом культуры

      Список литературы.

      1. Бояршинова, Э. И. Очарованная страна - Котлас, 2008. - С.12-14, 16, 25, 31-33.

      2. Информационный городской портал (фото) - kotlas-info.ru/city/photo.html

      3. Бакшеева, С.М. Школьный музей как основа патриотического воспитания жителей микрорайона Лименда - booksite.ru/fulltext/dvi/nsk/aya/6.htm

      4. Могутова, Н. «Не надо гидов мне…» // Восход. - 1975. - 22 марта. - С. 4.

      5. Песнь ее сердца // Восход. - 1967.

      6. Писатели Среднего Урала: библиографический указатель / Сост. Л. И. Зыкова. - Свердловск, 1986. - С. 48.

      © 2010-2022