Статья учителя русского языка и литературы: Познавать, радуясь

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №80 г. Краснодара

Суюковской Е.Н.

Познавать радуясь.

Раскрепостить ребёнка - задача важная и нелёгкая. Мы часто замечаем зажатость, скованность детей, которые с возрастом только усиливаются. А ведь эти особенности наших школьников, особенности, которые находят выражение прежде всего во внешних проявлениях (неподвижные, напряжённые лица, «деревянные губы», невнятная речь, неловкие движения), влекут за собой неспособность ребёнка свободно мыслить, чувствовать, а значит - познавать радуясь.

Необходимо раскрепостить детей, добиться от них свободного, творческого осмысления всего, что они изучают и делают. К внутренней свободе они идут от внешней раскрепощённости: от выработки дикции, чёткой и ясной, от развития интонационной гибкости голоса, умения легко, свободно двигаться. При этом нет цели сделать из детей актёров, чтецов. Нужно научить их легко, свободно мыслить и так же легко и свободно выражать свои мысли и чувства.

Внешняя раскрепощённость находится в прямой связи с внутренней свободой, свободой чувств и мыслей. Очевидно, что раскрепощение ребёнка - это путь к его творческому самовыражению.

А само желание творить, создавать новое ведёт к гармоничному развитию личности.

Творчество - самый мощный импульс в развитии ребёнка. Потенциальная гениальность живёт в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие:

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой всё особое. Своё.

И нет планет, похожих на неё.

( Е. Евтушенко )

Так должно быть. И другое дело, что люди приучаются с детства не верить себе, а в результате - развитие тормозится, и дети не ощущают в себе присутствия этой гениальности.

Наша задача - развить, оказывается, не односторонняя, в ней ещё и предостережение: не убить, а освободить творческие силы в человеке.

Грань между хорошим и плохим уроком начинается с различения понятий «труд-работа» и «труд-творчество». В творчестве происходит слияние индивидуальности человека с его делом, а в механической работе - их разъединение. В высший миг творчества человек испытывает поглощение всего себя предметом труда

И забываю мир - и в сладкой тишине

Я сладко усыплён моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне :

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет, и звучит , и ищет , как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем…

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо - к бумаге. (А.Пушкин)

Как важно учителю хоть однажды разбудить в ученике именно такое состояние ! Не забудет его ребёнок и будет сам потом к нему стремиться. В ходе творчества устанавливается гармония всех способностей человеческого существа.

Безусловно, любовь всегда будет оставаться главным «инструментом», позволяющим достигать взаимопонимания между учителем и учеником. Любовь к детям . . . Однозначно ли толкование этого понятия? Вот как говорит о взаимоотношениях с детьми Камиль Джибран

Твои дети - это на самом деле вовсе не твои дети.

Они сыновья и дочери Жизни, стремящейся продлевать жизнь.

Они приходят в мир через твое посредство, но не благодаря тебя.

И хотя они пока что с тобой, они не принадлежат тебе.

Ты можешь дать им свою любовь, но не свои мысли,

Потому что у них есть свои собственные мысли.

С тобой вместе живут их тела, но не их души,

Потому что их души обитают в доме завтрашнего дня,

Куда ты не можешь за ними последовать, даже в своих мечтах.

Ты можешь стремиться быть похожим на них,

Но не пытайся добиться, чтобы они были похожи на тебя,

Потому что жизнь не идет назад и жить во вчера невозможно.

Ты лук, из которого твои дети посланы вперед в будущее.

Так изогнись в руке Лучника для радости.

На мой взгляд, именно в этих строчках кроется смысл Стратегии критического мышления. Каждый из нас, встав на путь наставничества молодого поколения, должен не забывать о предостережениях, высказанных Камилем Джибраном. Лишь проникаясь его идеями, мы сможем не навредить, а помочь учащимся сориентироваться в сегодняшнем сложном времени. Мы можем лишь выразить свою точку зрения, но не заставить принять её. А ведь главенствующим в RWCT является умение принимать свое решение, учитывая опыт и мнение других людей.

Изучая Стратегию критического мышления, мы можем убедиться, что она «работает» в любых возрастных группах и в разных учебных дисциплинах, поэтому каждый педагог сможет руководствоваться ею. Но по-моему, именно при изучении художественной литературы эта стратегия особенно эффективна. Возможно, это субъективное мнение, но мне удалось увидеть результаты на своих уроках. Очень действенна RWCT при проведении «круглых столов», где мнение каждого может стать важным, а это позволит человеку чувствовать себя значимым в своих глазах и в глазах окружающих. И учитель ощутит себя нужным, если решение литературной проблемы позволит ученику решить свою жизненную проблему в будущем. А для педагога это будет самой большой наградой, т.к. не должно быть учения ради учения, а учение - ради реализации себя в жизни.







© 2010-2022