- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Доклад о проектной деятельности
Доклад о проектной деятельности
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дьяченко Н.Ю. |
Дата | 20.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Доклад : учителя русского языка и литературы МБОУ «Тучковская СОШ№3 с УИОП» Дьяченко Натальи Юрьевны
Тема: « Инновационные формы работы с обучающимися в исследовательской деятельности словесников»
Август 2015 г
« Инновационные формы работы с обучающимися в исследовательской деятельности словесников»
Что такое исследовательская деятельность учащихся?
Это процесс освоения практического опыта использования знаний, умений и навыков (полученных в рамках учебных программ) на основе развития индивидуальных природных задатков и способностей с целью удовлетворения познавательного интереса в той или иной отрасли науки и практики продуктивной, созидательной, творческой деятельности.
Все чаще в последнее время наибольшую возможность для исследовательской деятельности получают те учащиеся, которые занимаются в научных обществах той направленности, которая им близка и интересна.
Работа в рамках научного общества дает возможность каждому ученику совершенствовать свои знания в выбранной предметной области, развивать интеллект, приобретать умения и навыки в научно - исследовательской и научно-экспериментальной деятельности.
Ребята - участники научного общества получают навыки исследовательской работы, приобретают опыт работы с источниками, расширяют кругозор, уже в 5-8 классах формируются их научно-исследовательские предпочтения и выбор сферы научных интересов.
Задачи таких научных обществ:
1.Развивать творческие способности учащихся и вырабатывать у них исследовательские навыки;
2.формировать аналитическое и критическое мышление учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
3.выявлять одарённых учащихся
4.воспитывать целеустремлённость и системность в учебной деятельности;
Приобщение учеников к научно-исследовательской деятельности позволяет создать благоприятные условия для самообразования и профессиональной ориентации. Главный принцип - это «не быть учителем», а быть партнером ребенка, не навязывать ему свои идеи, а тонко направлять его интеллектуальную и творческую деятельность в нужное русло, не заставлять его учить, а учиться, сотрудничать вместе с ним, всегда уважать его мнение. Особенно эффективным в обучении детей является их участие в конференциях, семинарах, конкурсах, творческих работах.
Формы научно-исследовательской деятельности:
1.научно-исследовательская работа, включенная в учебный процесс:
-
выполнение заданий «за страницами учебника»;
-
проблемные уроки и семинары;
-
поисково-исследовательские и проектные методы на уроках, лабораторных и практических работах, применение метода «кейс-технологий»;
-
творческие задания, расширенного вида;
2. научно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс:
-
научные кружки;
-
научные ученические общества,
-
участие в предметных олимпиадах и конкурсах;
-
научно-практические конференции, семинары;
-
Дни науки, Недели науки;
-
предметные недели;
-
творческие лаборатории;
-
поисковая работа;
В последние несколько лет очень распространенной стала работа над проектами, причем как во внеурочной деятельности, так и в рамках урока.
Темы проектов могут быть разнообразными по тематике и охватывать различные темы (как по русскому языку, так и по литературе). Для учащихся 5-6-х классов по русскому языку, например, очень интересными могут стать проекты по лексике и словообразованию( «История одного слова», «Слово в пословицах и поговорках»), по литературе («Поведение человека в экстремальных ситуациях», «Проблема нравственного выбора», «Созидательная роль дружбы между людьми разных национальностей»)
В классе на информационном стенде я размещаю справочные материалы с описанием этапов работы над проектом.
1.Подготовка к работе над проектом:
-определение темы и целей
-формирование групп для работы над проектом
-планирование этапов работы
2.Работа над проектом
-исследование
-оформление выводов, результатов
3.Представление -защита проекта
4.Оценка проекта (критерии оценивания)
Далее учитель направляет ребят, отвечает на вопросы, ориентирует в подборе необходимой информации, помогает определиться, индивидуальный проект или групповой, каковы сроки работы над проектом, какую цель ставят перед собой ученики, как накопить и систематизировать материал, где и когда проводить защиту проекта.
Исходя из личного опыта, могу с уверенностью сказать, что если проект интересен ученику, он будет заинтересован в своей работе, отметит много нового и необычного и преподнесет материал в той форме, которая доступна и понятна ему.
Все учащиеся знают о том, что проект должен быть оригинальным, не списанным с Интернета( все материалы я проверяю на плагиат, хотя , если используются чьи-то данные, выводы, ребята делают необходимые пометки и ссылки).
В работе с детьми я придерживаюсь следующих принципов:
-
доброжелательность и создание благоприятной атмосферы, ориентирование на успех
-
поощрение оригинальных идей, новаторства, творческого подхода
-
предоставляю детям возможность активно задавать вопросы
-
поощряю их инициативность и самостоятельность
Использованная литература:
-
Безрукова, В.С. Достоинства и недостатки современного урока // Директор школы. - 2004. - № 2. - С. 33-37.
-
Гейхман, Л.К. Интерактивное обучение общению (подход и модель). - Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2002. - 260 с.
-
Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996 - 544 с.
-
Диагностика успешности учителя: Сб. методич. материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений, руководителям школ. - Издание 2-е исправленное и дополненное. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. -160 с.
-
Кларин, М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика. - 2000. - № 7. - С. 12-18.
-
Репкин, В.В., Репкина, Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Статьи. - Томск: «Пеленг», 1997. - 288 с.