Доклад о проектной деятельности

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад : учителя русского языка и литературы МБОУ «Тучковская СОШ№3 с УИОП» Дьяченко Натальи Юрьевны

Тема: « Инновационные формы работы с обучающимися в исследовательской деятельности словесников»







Август 2015 г

« Инновационные формы работы с обучающимися в исследовательской деятельности словесников»

Что такое исследовательская деятельность учащихся?

Это процесс освоения практического опыта использования знаний, умений и навыков (полученных в рамках учебных программ) на основе развития индивидуальных природных задатков и способностей с целью удовлетворения познавательного интереса в той или иной отрасли науки и практики продуктивной, созидательной, творческой деятельности.

Все чаще в последнее время наибольшую возможность для исследовательской деятельности получают те учащиеся, которые занимаются в научных обществах той направленности, которая им близка и интересна.

Работа в рамках научного общества дает возможность каждому ученику совершенствовать свои знания в выбранной предметной области, развивать интеллект, приобретать умения и навыки в научно - исследовательской и научно-экспериментальной деятельности.

Ребята - участники научного общества получают навыки исследовательской работы, приобретают опыт работы с источниками, расширяют кругозор, уже в 5-8 классах формируются их научно-исследовательские предпочтения и выбор сферы научных интересов.

Задачи таких научных обществ:

1.Развивать творческие способности учащихся и вырабатывать у них исследовательские навыки;

2.формировать аналитическое и критическое мышление учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;

3.выявлять одарённых учащихся

4.воспитывать целеустремлённость и системность в учебной деятельности;

Приобщение учеников к научно-исследовательской деятельности позволяет создать благоприятные условия для самообразования и профессиональной ориентации. Главный принцип - это «не быть учителем», а быть партнером ребенка, не навязывать ему свои идеи, а тонко направлять его интеллектуальную и творческую деятельность в нужное русло, не заставлять его учить, а учиться, сотрудничать вместе с ним, всегда уважать его мнение. Особенно эффективным в обучении детей является их участие в конференциях, семинарах, конкурсах, творческих работах.

Формы научно-исследовательской деятельности:

1.научно-исследовательская работа, включенная в учебный процесс:

  • выполнение заданий «за страницами учебника»;

  • проблемные уроки и семинары;

  • поисково-исследовательские и проектные методы на уроках, лабораторных и практических работах, применение метода «кейс-технологий»;

  • творческие задания, расширенного вида;

2. научно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс:

  • научные кружки;

  • научные ученические общества,

  • участие в предметных олимпиадах и конкурсах;

  • научно-практические конференции, семинары;

  • Дни науки, Недели науки;

  • предметные недели;

  • творческие лаборатории;

  • поисковая работа;

В последние несколько лет очень распространенной стала работа над проектами, причем как во внеурочной деятельности, так и в рамках урока.

Темы проектов могут быть разнообразными по тематике и охватывать различные темы (как по русскому языку, так и по литературе). Для учащихся 5-6-х классов по русскому языку, например, очень интересными могут стать проекты по лексике и словообразованию( «История одного слова», «Слово в пословицах и поговорках»), по литературе («Поведение человека в экстремальных ситуациях», «Проблема нравственного выбора», «Созидательная роль дружбы между людьми разных национальностей»)

В классе на информационном стенде я размещаю справочные материалы с описанием этапов работы над проектом.

1.Подготовка к работе над проектом:

-определение темы и целей

-формирование групп для работы над проектом

-планирование этапов работы

2.Работа над проектом

-исследование

-оформление выводов, результатов

3.Представление -защита проекта

4.Оценка проекта (критерии оценивания)

Далее учитель направляет ребят, отвечает на вопросы, ориентирует в подборе необходимой информации, помогает определиться, индивидуальный проект или групповой, каковы сроки работы над проектом, какую цель ставят перед собой ученики, как накопить и систематизировать материал, где и когда проводить защиту проекта.

Исходя из личного опыта, могу с уверенностью сказать, что если проект интересен ученику, он будет заинтересован в своей работе, отметит много нового и необычного и преподнесет материал в той форме, которая доступна и понятна ему.

Все учащиеся знают о том, что проект должен быть оригинальным, не списанным с Интернета( все материалы я проверяю на плагиат, хотя , если используются чьи-то данные, выводы, ребята делают необходимые пометки и ссылки).

В работе с детьми я придерживаюсь следующих принципов:

  • доброжелательность и создание благоприятной атмосферы, ориентирование на успех

  • поощрение оригинальных идей, новаторства, творческого подхода

  • предоставляю детям возможность активно задавать вопросы

  • поощряю их инициативность и самостоятельность





Использованная литература:

  1. Безрукова, В.С. Достоинства и недостатки современного урока // Директор школы. - 2004. - № 2. - С. 33-37.

  2. Гейхман, Л.К. Интерактивное обучение общению (подход и модель). - Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2002. - 260 с.

  3. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996 - 544 с.

  4. Диагностика успешности учителя: Сб. методич. материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений, руководителям школ. - Издание 2-е исправленное и дополненное. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. -160 с.

  5. Кларин, М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика. - 2000. - № 7. - С. 12-18.

  6. Репкин, В.В., Репкина, Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Статьи. - Томск: «Пеленг», 1997. - 288 с.



© 2010-2022