Внеклассное мероприятие по теме: Фразеология

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по теме «Фразеология».

Цель урока:

 повторение с учащимися с тему «Фразеология»

Задачи урока:

 развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;

 показать учащимся синонимию фразеологизмов;

 развивать творческие способности и образное мышление школьников;

 обогащать словарный запас школьников.

Оборудование:

 компьютер,

 мультимедийный проектор,

 экран,

 презентация,

 карточки с заданиями.

Ученик передвигается от пункта к пункту по щелчку (щёлкаем по самому мальчику). Переход к заданиям осуществляется по щелчку на картинку

На третьем слайде звучит песня из уроков «Радионяни» о крылатых словах.

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Мы познакомились еще с одним разделом науки о языке - фразеологией. Мы узнали, что такое фразеологизмы, научились отличать их от других сочетаний слов, а также употреблять в речи. На сегодняшнем мероприятии вы откроете для себя большое количество неизвестных вам прежде фразеологизмов. Мы с вами отправляемся в путешествие по деревне «Фразеология», а поможет нам в этом ученик Яков.

2. Начало путешествия.

3. Знакомство с маршрутом Слайд № 2 и выполнение заданий.

Давайте вспомним, а что такое фразеологизмы. Слайд № 3

Узнай фразеологизм по картинке

Команды по очереди угадывают фразеологизм. Если команда не угадала, то противники могут заработать дополнительное очко.

Замените данные фразеологические сочетания одним словом

Команда № 1 Команда № 2

1) делать из мухи слона, 1) надуть губы

2) кровь с молоком, 2) зарубить на носу,

3) мозолить глаза, 3) куры не клюют

4)как две капли воды 4) идти ко дну,

5) бить баклуши, 5) не покладая рук,

6) набрать в рот воды, 6) в один голос,

7) семи пядей во лбу 7) в час по чайной ложке

Фразеологический тест СЛАЙД 10

Зарубить на

1. Носу

2. Пальце

3. Лбу

С гулькин

1. Рот

2. Нос

3. Лоб

Держать уши на

1. Затылке

2. Макушке

3. Верхушке

Хлопать

1. Руками

2. Глазами

3. Ушами

На мокром месте

1. Ноги

2. Глаза

3. Губы

Положить на полку

1. Глаза

2. Зубы

3. Губы

Закончите фразеологизм

Команда № 1 Команда № 2

без задних …;

брать себя в…;

бросать слова на …;

взять голыми …;

водить за …;

вывести на чистую …;

делать из мухи …;

держать язык за …;

держать камень за …;

ждать у моря …;

за тридевять …;

зарубить себе на …;

гроша медного не …;

днём с огнём не …;

палец о палец не … ;

работать спустя …

Угадай - ка

Команда № 1

Её заваривают, затевая какое- нибудь

неприятное, хлопотливое дело, а потом

расхлёбывают, распутывая это дело;

Её не сварить с тем, с кем трудно сговориться;

Её просит рваная обувь;

Она в голове у вечных путаников.

Команда № 2

Её толкут или носят в решете те,

кто занимается бесполезным делом;

Её набирают в рот, когда молчат;

Ею нельзя разлить неразлучных друзей;

В неё прячут концы нечестные люди,

иногда они выходят из неё сухими.

Команда № 1

Его проглатывают, упорно

не желая говорить;

он хорошо подвешен у человека,

который говорит легко и бойко;

за него тянут или дёргают,

заставляя высказаться;

его держат за зубами,

когда не хотят говорить лишнего.

Команда № 2

Он в голове у легкомысленного,

несерьёзного человека;

его советуют искать в поле,

когда кто-либо бесследно исчез;

на него бросают слова и деньги

те, кто их не ценит

Найди синоним. /Задание распечатано на листочках. Работа выполняется на время/

Растолкуй значение фразеологического оборота. /Конкурс капитанов. На помощь капитанам может привлекаться команда/

Семь пятниц на неделе

Коломенская верста

После дождичка в четверг

Муки Тантала

Сизифов труд

Дары данайцев

Оборудование: 2 красочных конверта с заданиями, 2 упаковки фломастеров. 2 клеящих карандаша, 2 больших листа бумаги, стенды, на которых оформлены сообщения учащихся.

Играющие делятся на две команды.

В е д у щ и й.

Наша речь состоит не только из «кирпичиков» (слов), но и из «блоков» (словосочетаний). Часто в речи встречаются устойчивые словосочетания-фразеологизмы: бежать сломя голову, сесть в калошу, у черта на куличках, взяться за ум. Употребление фразеологизмов в речи делает ее яркой, убедительной. При помощи фразеологизмов можно сказать коротко о многом. Чем больше вы сегодня запомните фразеологизмов, узнаете значение устойчивых сочетаний, тем полезнее, значит, пройдет наша игра.

Конкурс1 «Найди антоним»

Ведущий раздает командам листы с заданием: к каждому фразеологизму левой колонки найти противоположный по смыслу фразеологизм из правой колонки.



  1. На руках носить. 1.С открытой душой

  2. От доски до доски. 2. Своим горбом жить

  3. Камень за пазухой держать. 3. Ворон считать.

  4. На чужой шее сидеть. 4. Держать в ежовых рукавицах.

  5. Лясы точить. 5. Воды в рот набрать.

  6. Держать ухо востро. 6. Не покладая рук.

  7. Сидеть сложа руки. 7. В руки взять.

  8. От рук отбиться. 8. С пятого на десятое.

  9. Во всю Ивановскую. 9. Держать язык за зубами.

Листы с выполненным заданием команды сдают жюри.

Конкурс 2»Подбери синоним».

Каждой команде вручают красочно оформленные конверты. В них на узких полосках бумаги напечатаны фразеологизмы. Ведущий называет основное значение фразеологизма, команда должна выбрать из напечатанных на узких полосках бумаги устойчивых сочетаний синонимичные и наклеить их на большой лист бумаги.

  1. Попасть в неловкое положение - попасть впросак, попасть в ловушку, сесть в калошу, сесть в лужу, попасть в переплет.

  2. Льстить, Хвалить безмерно - петь дифирамбы, курить Фимиам, возносить до небес.

  3. Маленький, незначительный человек - мелкая сошка, последняя спица в колеснице, божья коровка.

  4. Пойти по неправильному пути - катиться по наклонной плоскости, катиться под гору, пойти по скользкой дорожке, сбиться с пути истинного, отбиться от рук.

  5. Отгородиться от жизни - сидеть в четырех стенах, уйти в свою скорлупу, вариться в собственном соку, отгородиться китайской стеной.

  6. Заниматься пустыми разговорами - переливать из пустого в порожнее, точить лясы, разводить бобы.

  7. Идти по легкому пути - плыть по течению, идти по линии наименьшего сопротивления, идти по проторенной дорожке.

  8. Проявить явную несообразительность - заблудится в трех соснах, попасть пальцем в небо. Искать вчерашний день.

  9. Обмануть, ввести в заблуждение -втирать очки. Кривить душой, пускать пыль в глаза, обвести вокруг пальца.

10)Выдумка, неправда - мыльный пузырь, турусы на колесах, чудеса в решете, бабушкины сказки.

Конкурс живописцев.

Ведущий показывает командам по очереди заранее сделанные ребятами рисунки, которые отражают содержание устойчивых сочетаний слов. Надо назвать фразеологизм.

Вылететь в трубу. Стоять на часах. С камнем на шее. Сидеть под замком. Заблудиться в трех соснах. Ахиллесова пята. Попасть пальцем в небо. По колено в воде.

Конкурс «Путаница».

В устойчивом выражении одно слово употреблено неверно, его следует заменить:

Крокодил в мешке. Как с совы вода. Утиная песня. Тигриная доля. Конское упрямство. Стреляный петух. Подложить барана. Барсучья услуга.

Конкурс Кто больше?»

Ведущий называет слово. Команда должна назвать как можно больше фразеологизмов, в которых есть названное слово:

Нос ( с гулькин нос, совать нос не в свое дело, не видеть дальше своего носа, остаться с носом, нос к носу. Носом чует, повесить нос, зарубить на носу. Задирать нос , клевать носом); рука ( рука об руку. Рука руку моет. Разводить руками. Рука не поднимается, рука не дрогнет, прибирать к рукам,, чужими руками жар загребать); голова ( вбить в голову, намылить голову. Без царя в голове, вбить в голову. Терять голову. С больной головы на здоровую. С головы до ног, вскружить голову);глаз ( глаз выколи, говори в глаза, на глазах. Отводить глаза. С глазу на глаз); палец (палец в рот не клади, попасть пальцем в небо, обвести вокруг пальца, пальцем не тронуть, знать как свои пять пальцев, по пальцам модно перечесть).

Конкурс оформителей.

Кто лучше оформит обложку книги о фразеологизмах.

Пока жюри подсчитывает баллы, набранные командами, ведущий знакомит учащихся с книгами по данной теме, имеющиеся в школьной библиотеке. В заключение ведущий называет самых результативных игроков, а победители получают призы.



© 2010-2022