- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рябуха Л.А. |
Дата | 19.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Раздел I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для V класса составлена на основе «Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного общего образования)» (Приказ Минобразования РФ ОТ 5.03.2004 №1089), с учётом Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку 5 - 9 классы, Москва, «Просвещение»,2010, под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе - 210 часов. ( 6 ч.в неделю)
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Общая характеристика учебного предмета
Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для V класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Языковая компетенция, т.е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.
Коммуникативная компетенция, т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке "Русский язык", ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Вместе с тем "Русский язык" выполняет и общепредметные задачи.
Общепредметными задачами работы по русскому языку являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие логического мышления школьников; обучения их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
,
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Формы контроля:
-
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-
-проверка знаний при помощи тестов;
-
-индивидуальный устный опрос;
-
- опрос с помощью перфокарт;
-
- выборочная проверка упражнения;
-
- самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
-
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
-
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
-
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
-
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
-
- написание сочинений;
-
-письмо под диктовку;
-
-комментирование орфограмм и пунктограмм;
-
Зрительные диктанты
Раздел II. Содержание учебного предмета
Язык и общение- (2+1 ч)
Язык и человек. Разделы русского языка. Речь устная и письменная. Язык и его единицы. Виды чтения. Стили речи.
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (21 ч+3 ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 ч +7ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (15 ч + 3 ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (8 ч + 2 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (22 ч + 4 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Морфология. Орфография. Культура речи
Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное (20 ч + 4 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (12 ч + 4 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (З6+6 ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (6+2 ч)
Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся
за курс русского языка V класса.
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
речевая деятельность:
аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;
орфография:
находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
РазделIV. Календарно-тематический план
№
п/п
Содержание
Кол-во
часов
по теме
Дата проведения
Язык и общение.
(2ч+1ч)
1
Язык и человек. Разделы русского языка. Язык и его единицы.
1
2
Язык и речевое общение. Речь устная и письменная. Виды чтения. Слушание.
1
3
РР
Стили речи.(разговорный, научный, художественный)
1
Повторение изученного в 1-4 классах
(21 ч+3 ч)
4
Состав слова.
1
5
Орфограмма. Место орфограммы в словах.
1
6
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
1
7
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
1
8
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
1
9
Правописание проверяемых согласных в корне слова
1
10
Правописание непроизносимых согласных в корне слова
1
11
Правописание букв и, у, а после шипящих
1
12
Разделительные Ъ и Ь.
1
13
Раздельное написание предлогов с другими словами.
1
14
РР
Текст как продукт речевой деятельности. Деление текста на смысловые части.
1
15
РР
Обучающее изложение.
1
.
16
Анализ изложения. Работа над ошибками.
1
17
Части речи.
1
18
Глагол. Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.
1
19
Глагол. Личные окончания глаголов.
1
20
Имя существительное
1
21
Падежные окончания имен существительных.
1
22
Имя прилагательное
1
23
РР
Тема( широкая и узкая) и основная мысль текста
1
24
Местоимение.
1
25
Закрепление и обобщение изученного по разделу «Повторение изученного в начальных классах»
1
26
К
Контрольная работа по разделу «Повторение изученного в начальных классах»
1
27
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
(29 ч+7 ч)
28
Синтаксис как раздел русского языка. Основные единицы синтаксиса. Пунктуация.
1
29
Словосочетание как основная единица синтаксиса.
1
30
Словосочетание. Строение словосочетаний.
1
31
Способы выражения грамматической связи в словосочетании.
1
32
Разбор словосочетания.
1
33
Предложение. Грамматическая(предикативная) основа предложения.
1
34,
35
РР
РР
Сжатое изложение.
2
36
Виды предложений по цели высказывания.
1
37
Виды предложений по эмоциональной окраскекак раздел русского языка .Соотношение звука и буквы.
1
38
РР
Сочинение повествовательного характера на свободную тему
1
39
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее
1
40
Главные члены предложения. Сказуемое
1
41
Тире между подлежащим и сказуемым
1
42
Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения
1
43
Второстепенные члены предложения. Дополнение.
1
44
Второстепенные члены предложения. Определение
1
45
Второстепенные члены предложения. Обстоятельство
1
46
Однородные члены предложения
1
47
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
1
48
Обобщающие слова при однородных членах предложения
1
49
Предложения с обращениями
1
50
РР
Письмо
1
51
Синтаксический разбор простого предложения
1
52
Пунктуационный разбор простого предложения
1
53, 54
РР
РР
Сочинение повеств-го характера с элементами описания по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка!»
2
55
Простые и сложные предложения
1
56
Простые и сложные предложения
1
57
Синтаксический разбор сложного предложения
1
58
РР
Заглавие, основная мысль текста
1
59
Прямая речь
1
60
Диалог
1
61
Закрепление изученного по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»
1
62
К
Контрольная работа по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»
1
63
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.
Культура речи (15 ч + 3 ч)
64
Фонетика .Соотношение звука и буквы. Звук как единица языка.
1
65
Система гласных и согласных звуков. Гласные ударные и безударные.
1
66
Изменение звуков в потоке речи
1
67
Согласные твердые и мягкие
1
68,
69
РР
РР
Обучающее изложение текста с элементами описания и повествования
2
70
Согласные звонкие и глухие
1
71
Закрепление изученного по фонетике
1
72
Графика как раздел русского языка. Связь фонетики с графикой и орфографией.Каллиграфия.
1
73
Обозначение звуков речи на письме: рукописные и печатные, прописные и строчные буквы.Алфавит.
1
74
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака
1
75
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
1
76
Орфоэпия. Орфоэпические словари.
1
77
Фонетический разбор слова
1
78
Закрепление изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»
1
79
К
Контрольный диктант по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»
1
80
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
1
81
РР
Сочинение-описание предмета по картине Ф.Толстого «Фрукты, цветы, птицы»
1
Лексика. Культура речи (8 ч + 2 ч)
82
Слово как основная единица языка. Лексическое значение слова.
1
83
Однозначные и многозначные слова
1
84
Прямое и переносное значение слов. Толковый словарь.
1
85
Омонимы
1
86
Синонимы
1
87
Употребление синонимов в речи
1
88
РР
Сочинение-описание пейзажа по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»
1
89
Антонимы
1
90
Закрепление изученного по разделу «Лексика. Культура речи»
1
91
РР
Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания
1
Морфемика. Орфография.
Культура речи (22 ч + 4 ч)
92
Морфемика. Морфема как минимальная значимая единица языка. Изменение и образование слов.
1
93
Окончание и основа слова
1
94
РР
Сочинение повествовательного характера по личным впечатлениям
1
95
Корень слова
1
96
РР
Рассуждение как тип речи.
1
97
Закрепление изученного по морфемике.
1
98
Суффикс. Суффиксы имен существительных
1
99
Суффикс. Суффиксы имен прилагательных
1
100
Приставка.
1
101
РР
Выборочное изложение по тексту повествовательного характера с элементами описания
1
102
Чередование звуков
1
103
Беглые гласные
1
104
Варианты морфем
1
105
Морфемный разбор слова
1
106
Правописание гласных и согласных в приставках
1
107
Буквы З и С на конце приставок
1
108
Буквы З и С на конце приставок
1
109
Буквы О-А в корне -лаг- и -лож-
1
110
Буквы О-А в корне -раст- и -рос-
1
111
Правописание корней с чередованием гласных
1
112
Буквы Ё и О после шипящих в корне.
1
113
Буквы И - Ы после Ц
1
114
Закрепление изученного по разделу«МорфемикаОрфография. Культура речи»
1
115
К
Контрольный диктант по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи»
1
116
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
1
117
РР
Сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»
1
Морфология. Орфография. Культура речи.
Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)
118
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи
1
Имя существительное (20 ч + 4 ч)
119
Имя существительное как часть речи
1
120
РР
Доказательства в рассуждении
1
121
Имена существительные одушевленные и неодушевленные
1
122
Имена существительные собственные и нарицательные
1
123
Имена существительные собственные и нарицательные
1
124
РР
Сжатое изложение повествовательного характера
1
125
Морфологический разбор имени существительного
1
126
Род имен существительных
1
127
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
1
128
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа
1
129
Три склонения имен существительных
1
130
Падеж имен существительных
1
131
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе
1
132
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе
1
133
К
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
1
134
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
1
135
РР
Изложение повествовательного характера с элементами описания
1
136
Множественное число имен существительных
1
137
Множественное число имен существительных
1
138
Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных
1
139
Закрепление изученного по разделу «Имя существительное»
1
140
РР
Сочинение-описание по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»
1
141
К
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
1
142
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
1
Имя прилагательное (12 ч + 4 ч)
143
Имя прилагательное как часть речи
1
144
Изменение имен прилагательных
1
145
Употребление прилагательных в речи.
1
146
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
1
147
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
1
148
Правописание гласных в окончаниях имён прилагательных после шипящих
1
149РР
Описание животного
1
150
Прилагательные полные и краткие
1
151
Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую
1
152
РР
Сочинение-описание животного на основе его изображения
1
153
Морфологический разбор имени прилагательного
1
154
РР
Сочинение-повествование по данному плану
1
155
Закрепление и обобщение изученного по разделу «Имя прилагательное»
1
156
К
Контрольный диктант по разделу «Имя прилагательное»
1
157
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
1
158
РР
Художественное описание животного на основе наблюдений
1
Глагол (36 ч + 6 ч)
159
Глагол как часть речи
1
160
Глагол как часть речи
1
161
НЕ с глаголами
1
162
НЕ с глаголами
1
163
Правописание глаголов, которые не употребляются без НЕ
1
164
РР
Рассказ, композиция рассказа
1
165
РР
Составление рассказа по сюжетным картинкам
1
166
Неопределенная форма глагола
1
167
Правописание глаголов в неопределённой форме, оканчивающихся на букву Ч
1
168-170
Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах
3
171-173
Виды глагола
3
174-177
Буквы Е-И в корнях с чередованием
4
178
РР
Невыдуманный рассказ (о себе)
1
179
Время глаголов
1
180
Прошедшее время
1
181
Настоящее время
1
182
Будущее время
1
183
Глаголы 1 и 2 спряжения
1
184
Как определить спряжение глаголов
1
185
Как определить спряжение глаголов
1
186-189
Спряжение глаголов с безударным личным окончанием
4
190
Морфологический разбор глагола
1
191
РР
Сжатое изложение повествовательного характера
1
192
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа
1
193
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа
1
194
Употребление времен
1
195
РР
Спортивный репортаж по серии рисунков
1
196
Закрепление и обобщение изученного по разделу «Глагол»
1
197
Закрепление и обобщение изученного по разделу «Глагол»
1
198
РР
Сочинение-рассказ по рисунку
1
199
К
Контрольный диктант по разделу «Глагол»
1
200
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
1
Повторение и систематизация изученного в 5 классе (6 ч + 2 ч)
201
Разделы науки о языке
1
202, 203
РР
РР
Сочинение на одну из предложенных тем (по типам: описание, повествование или рассуждение)
1
204
Орфограммы в приставках и в корнях слов
1
205
Орфограммы в окончаниях слов
1
206
Знаки препинания в простом и сложном предложении
1
207
К
Годовой контрольный диктант
1
208
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
1
209, 210
Резервные уроки
2
Раздел V.Перечень учебно-методического обеспечения.
Основная литература
1. Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. - М.Просвещение, 2010г.
2.Дополнительная литература
1. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. - М.:Просвещение, 2008.
2. Русский языкV класс. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской и др. Автор - составитель Е.А.Влодавская. - Москва, 2007.
3. Обучение русскому языку в V классе. Методические рекомендации к учебнику для V класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. - М.: Просвещение, 2000.
4. Русский язык. 120 текстов для школьных изложений. 5 - 11 классы / К.А.Войлова, В.В.Леденева. - 6-е изд., - М, : Дрофа,2005.