Рабочая программа по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел I. Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку для V класса составлена на основе «Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного общего образования)» (Приказ Минобразования РФ ОТ 5.03.2004 №1089), с учётом Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку 5 - 9 классы, Москва, «Просвещение»,2010, под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе - 210 часов. ( 6 ч.в неделю)

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для V класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Языковая компетенция, т.е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.

Коммуникативная компетенция, т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке "Русский язык", ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Вместе с тем "Русский язык" выполняет и общепредметные задачи.

Общепредметными задачами работы по русскому языку являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие логического мышления школьников; обучения их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

,

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).


Формы контроля:

  • -обобщающая беседа по изученному материалу;

  • -проверка знаний при помощи тестов;

  • -индивидуальный устный опрос;

  • - опрос с помощью перфокарт;

  • - выборочная проверка упражнения;

  • - самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);

  • - различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

  • - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

  • - составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

  • - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

  • -изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

  • - написание сочинений;

  • -письмо под диктовку;

  • -комментирование орфограмм и пунктограмм;

  • Зрительные диктанты


Раздел II. Содержание учебного предмета

Язык и общение- (2+1 ч)

Язык и человек. Разделы русского языка. Речь устная и письменная. Язык и его единицы. Виды чтения. Стили речи.

Повторение пройденного в 1 - 4 классах (21 ч+3 ч)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 ч +7ч)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (15 ч + 3 ч)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (8 ч + 2 ч)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (22 ч + 4 ч)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Морфология. Орфография. Культура речи

Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)

Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.

Имя существительное (20 ч + 4 ч)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов.

Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (12 ч + 4 ч)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (З6+6 ч)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (6+2 ч)


Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся

за курс русского языка V класса.

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

речевая деятельность:

аудирование:

понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

чтение:

владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;

графика:

правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;

орфография:

находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.









РазделIV. Календарно-тематический план

п/п

Содержание

Кол-во

часов

по теме

Дата проведения

Язык и общение.

(2ч+1ч)

1

Язык и человек. Разделы русского языка. Язык и его единицы.

1

2

Язык и речевое общение. Речь устная и письменная. Виды чтения. Слушание.

1

3

РР

Стили речи.(разговорный, научный, художественный)

1

Повторение изученного в 1-4 классах

(21 ч+3 ч)

4

Состав слова.

1

5

Орфограмма. Место орфограммы в словах.

1

6

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

7

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

8

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

9

Правописание проверяемых согласных в корне слова

1

10

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1

11

Правописание букв и, у, а после шипящих

1

12

Разделительные Ъ и Ь.

1

13

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

14

РР

Текст как продукт речевой деятельности. Деление текста на смысловые части.

1

15

РР

Обучающее изложение.

1

.

16

Анализ изложения. Работа над ошибками.

1

17

Части речи.

1

18

Глагол. Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.

1

19

Глагол. Личные окончания глаголов.

1

20

Имя существительное

1

21

Падежные окончания имен существительных.

1

22

Имя прилагательное

1

23

РР

Тема( широкая и узкая) и основная мысль текста

1

24

Местоимение.

1

25

Закрепление и обобщение изученного по разделу «Повторение изученного в начальных классах»

1


26

К

Контрольная работа по разделу «Повторение изученного в начальных классах»

1

27

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

(29 ч+7 ч)

28

Синтаксис как раздел русского языка. Основные единицы синтаксиса. Пунктуация.

1

29

Словосочетание как основная единица синтаксиса.

1

30

Словосочетание. Строение словосочетаний.

1

31

Способы выражения грамматической связи в словосочетании.

1

32

Разбор словосочетания.

1

33

Предложение. Грамматическая(предикативная) основа предложения.

1

34,

35

РР

РР

Сжатое изложение.

2

36

Виды предложений по цели высказывания.

1

37

Виды предложений по эмоциональной окраскекак раздел русского языка .Соотношение звука и буквы.

1

38

РР

Сочинение повествовательного характера на свободную тему

1

39

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

1

40

Главные члены предложения. Сказуемое

1

41

Тире между подлежащим и сказуемым

1

42

Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения

1

43

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1

44

Второстепенные члены предложения. Определение

1

45

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство

1

46

Однородные члены предложения

1

47

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

48

Обобщающие слова при однородных членах предложения

1

49

Предложения с обращениями

1

50

РР

Письмо

1

51

Синтаксический разбор простого предложения

1

52

Пунктуационный разбор простого предложения

1

53, 54

РР

РР

Сочинение повеств-го характера с элементами описания по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка!»

2

55

Простые и сложные предложения

1

56

Простые и сложные предложения

1

57

Синтаксический разбор сложного предложения

1

58

РР

Заглавие, основная мысль текста

1

59

Прямая речь

1

60

Диалог

1

61

Закрепление изученного по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

1


62

К

Контрольная работа по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

1

63

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

Культура речи (15 ч + 3 ч)

64

Фонетика .Соотношение звука и буквы. Звук как единица языка.

1

65

Система гласных и согласных звуков. Гласные ударные и безударные.

1

66

Изменение звуков в потоке речи

1

67

Согласные твердые и мягкие

1

68,

69

РР

РР

Обучающее изложение текста с элементами описания и повествования

2

70

Согласные звонкие и глухие

1

71

Закрепление изученного по фонетике

1

72

Графика как раздел русского языка. Связь фонетики с графикой и орфографией.Каллиграфия.

1

73

Обозначение звуков речи на письме: рукописные и печатные, прописные и строчные буквы.Алфавит.

1

74

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

1

75

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

1

76

Орфоэпия. Орфоэпические словари.

1

77

Фонетический разбор слова

1

78

Закрепление изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»

1

79

К

Контрольный диктант по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»

1

80

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

81

РР

Сочинение-описание предмета по картине Ф.Толстого «Фрукты, цветы, птицы»

1

Лексика. Культура речи (8 ч + 2 ч)

82

Слово как основная единица языка. Лексическое значение слова.

1

83

Однозначные и многозначные слова

1

84

Прямое и переносное значение слов. Толковый словарь.

1

85

Омонимы

1

86

Синонимы

1

87

Употребление синонимов в речи

1

88

РР

Сочинение-описание пейзажа по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

1

89

Антонимы

1

90

Закрепление изученного по разделу «Лексика. Культура речи»

1

91

РР

Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания

1

Морфемика. Орфография.

Культура речи (22 ч + 4 ч)

92

Морфемика. Морфема как минимальная значимая единица языка. Изменение и образование слов.

1

93

Окончание и основа слова

1

94

РР

Сочинение повествовательного характера по личным впечатлениям

1

95

Корень слова

1

96

РР

Рассуждение как тип речи.

1

97

Закрепление изученного по морфемике.

1

98

Суффикс. Суффиксы имен существительных

1

99

Суффикс. Суффиксы имен прилагательных

1

100

Приставка.

1

101

РР

Выборочное изложение по тексту повествовательного характера с элементами описания

1

102

Чередование звуков

1

103

Беглые гласные

1

104

Варианты морфем

1

105

Морфемный разбор слова

1

106

Правописание гласных и согласных в приставках

1

107

Буквы З и С на конце приставок

1

108

Буквы З и С на конце приставок

1

109

Буквы О-А в корне -лаг- и -лож-

1

110

Буквы О-А в корне -раст- и -рос-

1

111

Правописание корней с чередованием гласных

1

112

Буквы Ё и О после шипящих в корне.

1

113

Буквы И - Ы после Ц

1

114

Закрепление изученного по разделу«МорфемикаОрфография. Культура речи»

1

115

К

Контрольный диктант по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи»

1

116

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

117

РР

Сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

1


Морфология. Орфография. Культура речи.

Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)

118

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи

1

Имя существительное (20 ч + 4 ч)

119

Имя существительное как часть речи

1

120

РР

Доказательства в рассуждении

1

121

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

1

122

Имена существительные собственные и нарицательные

1

123

Имена существительные собственные и нарицательные

1

124

РР

Сжатое изложение повествовательного характера

1

125

Морфологический разбор имени существительного

1

126

Род имен существительных

1

127

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

1

128

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

1

129

Три склонения имен существительных

1

130

Падеж имен существительных

1

131

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

1

132

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

1

133

К

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

134

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

135

РР

Изложение повествовательного характера с элементами описания

1

136

Множественное число имен существительных

1

137

Множественное число имен существительных

1

138

Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных

1

139

Закрепление изученного по разделу «Имя существительное»

1

140

РР

Сочинение-описание по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»

1

141

К

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

142

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Имя прилагательное (12 ч + 4 ч)

143

Имя прилагательное как часть речи

1

144

Изменение имен прилагательных

1

145

Употребление прилагательных в речи.

1

146

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1

147

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1

148

Правописание гласных в окончаниях имён прилагательных после шипящих

1

149РР

Описание животного

1

150

Прилагательные полные и краткие

1

151

Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую

1

152

РР

Сочинение-описание животного на основе его изображения

1

153

Морфологический разбор имени прилагательного

1

154

РР

Сочинение-повествование по данному плану

1

155

Закрепление и обобщение изученного по разделу «Имя прилагательное»

1

156

К

Контрольный диктант по разделу «Имя прилагательное»

1

157

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

158

РР

Художественное описание животного на основе наблюдений

1

Глагол (36 ч + 6 ч)

159

Глагол как часть речи

1

160

Глагол как часть речи

1

161

НЕ с глаголами

1

162

НЕ с глаголами

1

163

Правописание глаголов, которые не употребляются без НЕ

1

164

РР

Рассказ, композиция рассказа

1

165

РР

Составление рассказа по сюжетным картинкам

1

166

Неопределенная форма глагола

1

167

Правописание глаголов в неопределённой форме, оканчивающихся на букву Ч

1

168-170

Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах

3

171-173

Виды глагола

3

174-177

Буквы Е-И в корнях с чередованием

4

178

РР

Невыдуманный рассказ (о себе)

1

179

Время глаголов

1

180

Прошедшее время

1

181

Настоящее время

1

182

Будущее время

1

183

Глаголы 1 и 2 спряжения

1

184

Как определить спряжение глаголов

1

185

Как определить спряжение глаголов

1

186-189

Спряжение глаголов с безударным личным окончанием

4

190

Морфологический разбор глагола

1

191

РР

Сжатое изложение повествовательного характера

1

192

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

1

193

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

1

194

Употребление времен

1

195

РР

Спортивный репортаж по серии рисунков

1

196

Закрепление и обобщение изученного по разделу «Глагол»

1

197

Закрепление и обобщение изученного по разделу «Глагол»

1

198

РР

Сочинение-рассказ по рисунку

1

199

К

Контрольный диктант по разделу «Глагол»

1

200

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Повторение и систематизация изученного в 5 классе (6 ч + 2 ч)

201

Разделы науки о языке

1

202, 203

РР

РР

Сочинение на одну из предложенных тем (по типам: описание, повествование или рассуждение)

1

204

Орфограммы в приставках и в корнях слов

1

205

Орфограммы в окончаниях слов

1

206

Знаки препинания в простом и сложном предложении

1

207

К

Годовой контрольный диктант

1

208

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

209, 210

Резервные уроки

2









Раздел V.Перечень учебно-методического обеспечения.

Основная литература

1. Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. - М.Просвещение, 2010г.

2.Дополнительная литература

1. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. - М.:Просвещение, 2008.

2. Русский языкV класс. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской и др. Автор - составитель Е.А.Влодавская. - Москва, 2007.

3. Обучение русскому языку в V классе. Методические рекомендации к учебнику для V класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. - М.: Просвещение, 2000.

4. Русский язык. 120 текстов для школьных изложений. 5 - 11 классы / К.А.Войлова, В.В.Леденева. - 6-е изд., - М, : Дрофа,2005.









© 2010-2022