Литературно-музыкальная композиция Строки, опаленные войной

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Строки, опаленные войной.

ТРЕК Первая сцена.

I. Звучит песня "Давно, друзья веселые, простились мы со школою". Выходят три пары из зала. Выпускной, танцуют вальс, мечтают.

1. - Ну вот и все! Школа позади.

- А впереди столько всего!

- Целая жизнь!

- Представляете, какая она будет!!!

- Я точно знаю: СЧАСТЛИВАЯ!!! Очень СЧАСТЛИВАЯ!!!!

- Я буду врачом. Обязательно буду!!! Буду ходить в белом халате, от меня будет пахнуть лекарствами.

-А я хочу учить детей. Таких маленьких милых несмышленышей. Представляю, как вхожу в класс: здравствуйте, дети!

Опять звучит вальс, танцуют. Танец прерывается разрывом снарядом и свистом пуль.

2. На экране рупор. Звучит объявление о начале войны. Все замирают. Первые аккорды "Вставай, страна огромная!" Все по одному начинают исполнять песню "Вставай, страна..." На сцене появляются атрибуты войны.

3. Ведущий.

24 июня 1941 года. Газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»
Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
- Будем разучивать новую песню - «Священная война».
Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую .
В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост - своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...
С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь - пять раз подряд! - пел ансамбль «Священную войну».

Так начался путь песни, славный и долгий путь. Так начиналась поэзия Великой Отечественной войны.

Сегодня мы расскажем вам о некоторых страницах этой поэзии, о том, как она продолжалась уже в мирное время.

Мы просим вас в конце нашего рассказа ответить на вопросы:

1.Что вам особенно запомнилось?

2.Какие чувства возникли?

3.Какие впечатления остались?

ТРЕК Журавли.

Участники занимают свои места.

Ведущий2. Говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его

СЛАЙД.

Ведущий1. Константин Симонов. С началом войны призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». Как военный корреспондент побывал на всех фронтах.

.

ТРЕК. С чего начинается Родина"

На сцену выходят чтецы.

РОДИНА

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину - такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

ТРЕК На позицию девушка.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

ТРЕК ЖУРАВЛИ,ЧТЕЦЫ УХОДЯТ,

СЛАЙД.

Ведущий 2. Знаменитый автор "Василия Теркина" Александр Твардовский первое утро Великой Отечественной войны застал в Подмосковье, в деревне Грязи Звенигородского района, в самом начале отпуска. Вечером того же дни он был в Москве, а сутки спустя был направлен в штаб Юго-Западного фронта, где ему предстояло работать во фронтовой газете «Красная Армия».

Ведущий1 . В середине 1942 года Твардовский был перемещен с Юго-Западного фронта на Западный, и до самого конца войны его родным домом стала редакция фронтовой газеты «Красноармейская правда».

ТРЕК На поле танки грохотали.

Рассказ танкиста
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами - не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит - не выглянуть из башен, -
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду...
- Да где же, где?.. - А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка - мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -
И руку, как товарищу, пожал...
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

ТРЕК На поле танки грохотали.

Звучит гармошка.


Отрывок из ГАРМОНи

Звучит гармошка.

ТРЕК Журавли.

СЛАЙД

Ведущий 1. Женщина и война. Эти понятия несовместимы. Изначальным предназначением женщины было продолжение человеческого рода, сохранение домашнего очага, воспитание детей. Но когда пришла Великая Отечественная война, в которой решалась судьба народов, почти миллион женщин взяли в руки винтовки и надели солдатские шинели. А сколько женщин самоотверженно трудились в тылу, ждали своих мужей, оставались солдатками на всю жизнь.

Песня "Солдатка" Танец.

В конце песни выходит чтец.

РУССКОЙ ЖЕНЩИНЕ

...Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все - без конца и без счета -

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе - волей-неволей -

А надо повсюду поспеть;

Одна ты и дома и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

А тучи свисают все ниже,

А громы грохочут все ближе,

Все чаще недобрая весть.

И ты перед всею страною,

И ты перед всею войною

Сказалась - какая ты есть.

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,

У той у далекой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

Бросалися в грохоте, в дыме

Советские воины в бой,

И рушились вражьи твердыни

От бомб, начиненных тобой.

За все ты бралася без страха.

И, как в поговорке какой,

Была ты и пряхой и ткахой,

Умела - иглой и пилой.

Рубила, возила, копала -

Да разве всего перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву

И встретить готовый ее,

Как клятву, шептал, как молитву,

Далекое имя твое...

1945

СЛАЙД.

Ведущий. Подвиг русской женщины воспел в этом произведении Михаил Исаковский, автор многих военных стихотворений и песен, среди которых песня "Враги сожгли родную хату"

Враги сожгли родную хату.

ТРЕК Журавли.

Ведущий. Юлия Друнина. После начала Великой Отечественной войны, в семнадцатилетнем возрасте записалась в добровольную санитарную дружину, работала санитаркой в глазном госпитале. Окончила курсы медсестёр. В конце лета 1941 года, с приближением немцев к Москве, была направлена на строительство оборонительных сооружений под Можайском. Там, во время одного из авианалётов, она потерялась, отстала от своего отряда, и была подобрана группой пехотинцев, которым очень нужна была санитарка. Вместе с ними Юлия Друнина попала в окружение и 13 суток пробиралась к своим по тылам противника.

ТРЕК. Стук колес.

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать.

ТРЕК Финал.

Зинка.

1.Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

- Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.

У меня лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг приказ: 'Выступать вперед!'

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

2. С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и замен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы со славой хотели жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские хаты пели

О рязанских глухих садах.

3. Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб она тебя не ждала.

ТРЕК ОРГАН БАХ

Я столько раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

ТРЕК Ленинградский метроном.

Ведущий.

Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная

и страшная осада города за всю

историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания,

мужества и самоотверженности.

ТРЕК Ленинградский метроном.

Стихи Ольги Берггольц. Между стихами ТРЕК Ленинградский метроном.

Ведущий. Эти стихи принадлежат Ольге Берггольц. Оставаясь

в осаждённом Ленинграде, она работала на радио,

почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города.

ТРЕК Журавли.

Ведущий. Маргарита Алигер с первых дней войны работала корреспондентом центральной газеты летчиков "Сталинский сокол" и по заданию редакции выезжала на различные участки фронта, около года провела в блокадном Ленинграде. Ее стихи систематически печатались в газетах, звучали по радио.

Ведущий. Когда в декабре 1941 года газеты сообщили о том, что немцы казнили 18-летнюю московскую школьницу Зою Космодемьянскую за участие в партизанской борьбе, Маргарита Алигер начала собирать о ней материал. Возникла безоговорочная необходимость написать об этом.

ТРЕК Автомат и немецкая речь

.

Три отрывка из поэмы. Между отрывками ТРЕК к ЗОЕ

Ведущий. В 1941 году Муса Джалиль был призван в Красную Армию, воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, был корреспондентом газеты «Отвага».

26 июня 1942 года Муса Джалиль был тяжело ранен в грудь и попал в плен.[3][4][5][6] . За участие в подпольной организации Муса Джалиль был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме в Берлине.

ТРЕК Автомат.

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных... Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз...

ТРЕК Ветер

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг,--

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

-- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо...

-- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

-- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты

вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.--

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

ТРЕК ГРОМ.

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой,

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей...

ТРЕК Орган.

ТРЕК Журавли.

Ведущий. , Одной из самых главных тем в поэзии Булата Окуджавы стала тема войны. «Война коснулась меня, когда мне было 17 лет, и она глубоко засела во мне. И конечно, я все под впечатлением остаюсь до сих пор, хотя прошло полвека». Война в понимании поэта - это не только физические страдания и боль, в первую очередь это трагическое испытание человеческой души, которая всегда должна оставаться именно человеческой.

Поют песни.

1. Ах, война, что ты подлая сделала...

3. В полях за Вислой

СЛАЙД. ФИЛЬМ

2. Здесь птицы не поют. ТРЕК Нина ургант. Н

.

Медведева. И она пришла, наша Победа.

Под последние аккорды выходит чтец.

.

Плескалось

багровое знамя,

горели

багровые звёзды,

слепая пурга

накрывала

багровый от крови

закат,

и слышалась

поступь

дивизий,

великая поступь

дивизий,

железная поступь

дивизий,

точная

поступь

солдат!

Навстречу раскатам

ревущего грома

мы в бой поднимались

светло и сурово.

На наших знамёнах

начертано

слово:

Победа!

Победа!!

Во имя Отчизны -

победа!

Во имя живущих -

победа!

Во имя грядущих -

победа!

Войну

мы должны сокрушить.

И не было гордости

выше,

и не было доблести

выше -

ведь кроме

желания выжить

есть ещё

мужество

жить!

Навстречу раскатам

ревущего грома

мы в бой поднимались

светло и сурово.

На наших знамёнах

начертано слово

Победа!

Победа!!

ТРЕК Все стоящие на сцене спиной отходят на задний план, Под музыку немного танцуют.

Майский вальс. Песня и танец.

Учитель. Память. Она живет в каждом из нас. Она живет в пожелтевших от времени фотографиях, в кадрах кинохроники, в стихах и песнях. Она в песне Расула Гамзатова и Яна Френкеля "Журавли"

Слушая эту песню, ответьте на вопросы.

Прослушивание ответов.

ТРЕК Хотят ли русские войны.

На сцену выходят все участники.

Мы не хотим войны, не хотим потому, что тогда в 41 война пришла в каждый дом, почти в каждую семью пришли похоронки. Три года 10 месяцев, 18 дней мучений, страданий, горя, слез, изнурительных боев, потерь. Сожженные дотла деревни, стертые с лица земли поселки, разрушенные города и 26 миллионов 452 тысячи погибших, расстрелянных, замученных.

Отрывки из Реквиема.

Мы хотим мира, мы хотим, чтобы наша Россия была сильной, чтобы у нас было будущее.

ТРЕК песни о России.






© 2010-2022