Урок литературы в 5 классе по ФГОС. Литературная сказка. В. А. Жуковский. Спящая красавица

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5а класс.

Предмет «Литература».

22.10. 2015.

Тема: В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна»

Цели:

1.активизировать и актуализировать знания учащихся по творчеству В.А.Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала; организовать работу по ознакомлению со сказкой «Спящая царевна»; учить анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль; учить определять тему и жанр произведения; совершенствовать умения находить в тексте выразительные средства;

2.создать условия для исследовательской деятельности уч-ся; способствовать развитию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; развивать творческое воображение; расширять словарный запас учащихся за счёт разнообразия слов; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;

3.воспитывать познавательную активность учащихся; способствовать воспитанию умения работать в коллективе.

Планируемые образовательные результаты:

- предметные: ознакомление и усвоение сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна», умение анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль, определять тему и жанр произведения, находить в тексте выразительные средства;

- метапредметные:

регулятивные - содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; целеполагание как постановка учебной задачи, осознание качества и уровня усвоения материала; последовательность действий с учетом конечного результата (при составлении презентации, исследовательская работа);

познавательные - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текста; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами, договариваться, приходить к общему решению; управление поведением партнера - контроль, коррекция и оценка его действий; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- личностные: воспитание положительной мотивации к учению; смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (что побуждает, для чего)

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Методы ведения урока: словесный (беседа), практический, проблемный, частично-поисковый, самостоятельная работа, творческая работа

Оборудование: компьютер, композиция П.И. Чайковского из балета «Спящая красавица»; карточки с заданиями; карточки для рефлексии учебник, карточки.

Образовательные технологии: технология развития критического мышления; информационная технология; технология проблемного обучения; технология творческие мастерские

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

-Мы, как всегда, я надеюсь, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.

Хочу убедиться, что это действительно так. Что у нас сегодня на уроке? Тёмные, непроглядные тучи или яркое солнышко? Молодцы! Я рада за вас.

-Сегодня у нас немного необычный урок. У нас гости. А гости - это радость. Порадуем друг друга хорошей работой.

На уроке нам придётся много говорить, поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки:

Мы внимательные!

Мы умные!

Мы добрые!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится.

-Прочитайте эти строки с разными интонациями: с радостью, с грустью, с удивлением, с вопросом. Эта разминка поможет нам настроиться.

Мы вернёмся к ней в конце урока и посмотрим, действительно ли мы такие или над чем-то нужно ещё поработать.

3. Определение темы урока.

-Наш урок я хочу начать словами одного текста.

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он с согласье много лет;

А детей всё нет как нет.

- Если вы узнали, что это за текст и кто автор, то откройте тетради и запишите автора и название произведения.

4. Работа с портретом

. - Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль.

- Вглядитесь в портрет писателя внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие можно выделить черты характера? (Добрый, мудрый, серьезный, спокойный, задумчивый).

- Этот портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд.

Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»… Поистине как голубь чист и цел он духом был…» (Ф.И. Тютчев). Это - Василий Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности. Перед нами автор сказки «Спящая царевна».

5. Работа над биографией поэта

- Вообразите себе, что этот задумчивый, правдивый человек войдет к нам в класс. Какие вопросы вы ему зададите, зная, что к вам пришел автор сказки «Спящая царевна» - Василий Андреевич Жуковский?

(Свои вопросы ребята записывают в тетради.)

- А что вы знаете об этом писателе? (индивидуальные задания; 2 ученика)

(Родился в 1783г. в Тульской губернии. Отец - тульский помещик Афанасий Иванович Бунин не мог жениться на матери поэта турчанке Сальхи. Чтобы Василий Андреевич не был незаконнорожденным, его усыновил Андрей Григорьевич Жуковский, обедневший помещик, который жил у Бунина. Он является крёстным отцом поэта, от него он получил фамилию и отчество Андреевич)

- Где обучался В.А. Жуковский? (пансион - закрытое среднее учебное заведение с общежитием в Российском государстве до 1917 г.)

- Назовите первое произведение В.А. Жуковского? (1802г. В журнале «Вестник Европы»)

- О ком В.А. Жуковский сказал: «Вот у нас настоящий поэт!»

6. Создание проблемной ситуации. История создания сказки В.А. Жуковского.

-Ребята, а что такое состязание?

-А вы знаете, что В.А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. (индивидуальное задание; 1 ученик)

Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С. Пушкин - «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году - «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

- Кто же выиграл это состязание? Представим себя независимыми экспертами - учёными и вынесем своё решение: чья сказка лучше, ближе народной.

Дома вы прочитали сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сегодня мы поговорим именно об этой сказке.

7. Физкультурная минутка

- А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, в стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело.

8. Актуализация имеющихся знаний.

-Прежде чем приступить к исследованию, давайте вспомним всё, что мы знаем о сказке

-Какие виды сказок вы знаете?

-Каковы художественные особенности народных сказок?

-Что такое литературная сказка?

- Почему, на ваш взгляд, писатели продолжают обращаться к этому фольклорному жанру?

9. Анализ содержания сказки.

- О чем мы узнаем в начале сказки?

-Что предсказал царице рак? Прочитайте.

- Почему автор называет рака пророком?

- Как вы думаете, рождение ребенка в семье - это большое событие или нет? Почему?

- Что же сделал царь в честь рождения долгожданной дочери?

-Кого он пригласил на пир, а кого нет?

-Почему не пригласил двенадцатую колдунью?

Двенадцатую ведьму не пригласили, так как из двенадцати золотых блюд, созданных для чародеек, одно было похищено непонятно кем. Но если б правитель желал, он нашел бы выход из этой ситуации. Наверняка, правитель просто не желал звать злую старенькую ведьму. Если не хочешь чего-то делать, всегда просто отыскать причину.

- Прочитайте, чем одарили чародейки царевну?

Словарь: Благонравный-отличающийся хорошим поведением.

-А какой подарок приготовила царевне злая колдунья?

Какие глаголы использует автор, когда говорит о чародейках? А какие о злой ведьме? Зачитайте

- Что же сделал царь Матвей, чтобы уберечь дочь от беды? (Чтение указа.)

- Сбылись ли предсказания волшебниц? Как это произошло?

10. Работа с иллюстрацией.

- Ребята, рассмотрите иллюстрацию к сказке «Спящая царевна» в исполнении художника В. Кутлинского (с.75)

- Какой эпизод на ней изображен? (Старушка дает веретено царевне. )

- Какими увидел художник героев сказки? Опишите их.

Инсценизация этого эпизода (5 учеников)

- Вернемся к тексту сказки. Сколько лет длился сон?

- Кто же разбудил спящую царевну?

- От кого он узнал о спящей царевне?

- Что поведал ему старик?

- Испугался ли царевич рассказа старика? Почему?

- Что же явилось очам царевича, когда он подъехал к дремучему бору?

Словарь: Бор-хвойный лес.

Терновник - -колючий кустарник с терпкими синевато-чёрными плодами

- Закройте глаза и представьте себе то, о чем я буду читать. ( Чтение учителем описания чудесного леса, окружавшего дворец спящей царевны.)

- Устно нарисуйте картину, которая представилась вам. Что вы увидели?

- Представьте себе, если бы вы не знали конца сказки, вы могли бы понять по описанию природы, что ждет в замке царевича: что-то прекрасное или зловещее?

- Описание природы - это пейзаж. В художественном произведении пейзаж играет большую роль. Он подчеркивает настроение героев, их чувства. В данном случае пейзаж помогает понять главному герою, что впереди его ожидает что-то необыкновенно-прекрасное, от чего он не сможет отказаться ни за что на свете.

- От кого же царевич не смог отказаться ни за что на свете? Почему?

- Прочитайте описание портрета царевны.(с. 80)

Словарь: Ланиты -щёки (устар.)

- Какой же была царевна?

- Для того чтобы показать красоту царевны автор использует эпитеты и сравнения. Найдите их в тексте.

Постоянные эпитеты: губки алые, руки белые

Авторские эпитеты: пламя сонное очей, на воздушный тонкий стан

- Как заканчивается сказка?

- Что же побеждает в этой сказке?

- Что такое добро? А вы делали добрые дела в своей жизни? Какие?

- В предсказании одиннадцатой волшебницы кроется глубокий смысл:

…И царевна оживет;

Будет долго в свете жить;

Будут внуки веселить

Вместе с нею мать, отца

До земного их конца.

-О чем говорится в этих строках?

- Какова же главная мысль сказки? ( Человек создан для счастья. А чтобы быть счастливым, нужно творить только добро.)

- Как вы думаете, имеет значение в наше время эта сказка или нет? Докажите.

11. Творческая работа.А.С. Пушкин говорил:Сказка - ложь, да в ней намек,Добрым молодцам урок.-Напишите, чему, по-вашему, учит сказка «Спящая царевна» (задание выполняется под композицию П.И. Чайковского из балета «Спящая красавица»

12. Рефлексия

- А теперь вернёмся к нашей разминке и посмотрим, всё ли мы сегодня выполнили и можем ли сказать, что мы такие, как говорится в разминке

13. Итог урока.

- Над чем работали сегодня на уроке?

- Что нового узнали ?

- Над чем вас заставила задуматься эта сказка?

14. Домашнее задание.

Прочитать самостоятельно балладу Жуковского «Кубок» и подготовиться к ее обсуждению в классе.















© 2010-2022