Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку для 7  класса создана на основе федерального компонента государственного  стандарта основного общего образования, примерной программы по русскому языку   и авторской программы   по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители:М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский и др.).                 Учебный предмет изучается в 7 классе, рассчитан на 140 часов(4 часов в неделю), в том числе контрольные работы – 12 часов.  Структура...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новопокровская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Новопокровская СОШ»

___________Н.И.Климачёва

Приказ № 88/2

от« 24 » мая 2014г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________________

/Г.А.Потапова/

« 23 » мая 2014 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Руководитель

__________Плетнева Н.С.

Протокол

№ 4 от «21» мая 2014 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для 7 классов

на 2014-2015 учебный год





Составил(а):

учитель русского языка и литературы

второй квалификационной категории

Плетнева Наталья Сергеевна









2014-2015уч.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по русскому языку и авторской программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители:М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский и др.).

Учебный предмет изучается в 7 классе, рассчитан на 140 часов(4 часов в неделю), в том числе контрольные работы - 12 часов.

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:


  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачикурса русского языка в 7 классе сводятся к следующему:

1. Научить производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе,

синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, сложных предложений с союзами; составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

2. Формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

3. Закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка.

4. Развивать и совершенствовать способность понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего; воспринимать на слух информацию художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, устанавливать смысловые части текста, определять их связи.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VIIклассе - 140 часов.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся VIкласса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Формы обучения: комбинированный, интегрированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.

Формы контроля: тест, контрольный диктант с грамматическим заданием, контрольное изложение.















Содержание изучаемого курса, предмета


Русский язык как развивающееся явление (1ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V-VI КЛАССАХ (7ч+2ч)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Причастие (33ч+4ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при
несены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие (9ч+1ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

III. Рассказ по картине.

Наречие (24ч+4ч)

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на -ои-е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -ои-е.

Буквы ояепосле шипящих на конце наречий. Суффиксы -ои-а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.

II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния

I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Предлог (9ч+1ч)

I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз (9ч+1ч)

I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица (21ч+2ч)

I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III. Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова (1ч)

I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (9ч+2ч)

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.



Учебно-тематический план

Наименование курса

Всего часов

В том числе

Теор.ч.

Практ. ч.

Контрольные работы

I

Введение

1

1

II

Повторение пройденного в 5-6 классах

9

8

1

III

Морфология.


1

Причастие

37

34

2

1

2

Деепричастие

10

8

1

1

3

Наречие

28

25

1

2

Служебные части речи


4

Предлог

10

9

1

5

Союз

10

8

2

6

Частица

23

20

1

2

7

Междометие

1

IV

Повторение пройденного в 7 классе

11

8

3

Итого:

140

122

6

12








Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • основные сведения о языке, изученные в 5-7 классах;

  • изученные языковедческие понятия, разделы языкознания; . -

  • основные единицы языка, их признаки;

  • смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • признаки текста; средства связи предложений и смысловых частей текста;

  • признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;

  • функционально-смысловые типы речи, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные),
    изученные в 5-7 классах; нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

  • различать изученные стили речи;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип истиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;аудирование и чтение

  • адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;

  • владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное,.просмотровое);






















Учебно-методическое обеспечение

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1.Русский язык: учебник для 7 кл. общеобразоват.учреждений/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова - 29-е изд. - М.: Просвещение, 2007г

2.Уроки русского языка в 7 классе:Кн.для учителя. - 4-изд. - М.:Просвещение,2010г

3. Контрольные и проверочные работы по русскому языку :7 класс: к учебнику С.Г.Бархударова и др. «Русский язык. 7 класс»/И.В.Текучва. - М.: Экзамен,2010г

4. Сборник диктантов по русскому языку для учащихся 5-11 классов/Авт.-сост.Р.П.Кадырко. - Мн.: Полиграфмаркет, 2011г

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1.Виды разбора на уроках русского языка.5-11классы:Учеб.пособие.Изд.2-е,испр. - Спб.: «Паритет», 2010г

2.Русский язык 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля/авт.-сост.Н.Ф.Ромашина. - Волгоград:Учитель,2010г

3. Русский язык:120 текстов для школьных изложений.5-11 классы/К.А.Войлова, В.В.Леденева и др. - М.:Дрофа,2010г

4. Учебные таблицы по русскому языку: 5-11классы/Сост.А.Б.Малюшкин. - М.: ТЦ Cфера,2011г

5. Спаравочник для 5-9 классов./И.М.Стронская. - Спб.: Издательский дом «Литера»,2011г

6.Тесты по русскому языку.6,7,8,9 класс/М.П.Книгина. - Саратов:Лицей,2014г

7.Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 7 класс: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений»/Л.А. Аксенова. - М.: Издательство «Экзамен»,2014г

8. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку? 7 класс: ко всем действующим учебникам/ Е.Н.Груздева. - М.: Издательство «Экзамен», 2013г

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  • Грамматика русского языка - ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) - rusgram.narod.ru

  • Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - gramota.ru

  • Русский язык - ресурс для лингвистов, филологов, семиологов, учителей русского языка и литературы - teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm

  • Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - gramma.ru

  • Русское письмо - ресурс, посвящённый происхождению и развитию русской письменности - character.webzone.ru

  • Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова - (ИРЯ РАН) - ruslang.ru

  • Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)- ropryal.ru

  • Словари.Ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка - slovari.ru




КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2014 - 2015учебный год

по русскому языку

Класс (классы): 7

Учитель:Плетнева Н.С.

Количество часов: всего: 140 час; в неделю: 4 часа.

резерв времени______11___час.

Плановых контрольных работ 12, зачетов_______, лабораторных

работ_________, проектных работ_________

Вид программы: типовая; скорректированная; авторская (нужное подчеркнуть)

Уровень изучения: углубленный; расширенный; базовый (нужное подчеркнуть)

Планирование составлено на основе: на основе Федерального компонентагосударственного стандарта общего образования (2004) и Программы по русскому языку для 5-11 классов;

-федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/13 учебный год (Приложение 1(2) к приказу МОиН РФ от 23 декабря 2009 г. № 822);

-учебного плана на 2014-2015 учебный год






















Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

Виды и формы контроля

Требования уровню усвоения программы

планируемая

фактическая

1

Русский язык как развивающееся явление

1

Анализ текстов, выявление главного и существенного

Понимать социальную сущность языка.

Повторение изученного в 5-6 классах

7ч+2ч

2

Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация

1

Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам

Знать, чем отличаются:

- словосочетания от предложений,

- простые предложения от сложных,

- главные члены предложения от второстепенных.

3

Лексика и фразеология

1

Сочинение-миниатюра. Анализ художественного текста, работа со словарем

Знать определения. Уметь разъяснять значения слов и правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, пользоваться словарями; создавать художественные тексты, используя выразительно-изобразительные средства, соблюдать лексические нормы, находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте, как средство устранения неоправданного повтора, проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении

4

Фонетика и орфография

1

Фонетический разбор, тест, редактирование звучащей речи

Уметь соблюдать произносительные нормы, проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, пользоваться орфоэпическим словарем, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи

5

Словообразование и орфография

1

Работа с перфокартами, объяснительный диктант, диктант «Проверь себя»

Знать способы образования слов. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы, по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы, объяснять значение слова, его написание, грамматические признаки; опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов, определять способы образования слов разных частей речи, анализировать словообразовательные гнезда на основе словообразовательного словаря и с помощью школьного этимологического словаря, комментировать изменения в морфемной структуре слова

6

Морфология и орфография

1

Работа по карточкам, предупредительный диктант

Знать общую характеристику самостоятельных частей речи, различать их постоянные и непостоянные морфологические признаки, уметь выполнять морфологический разбор, правильно, уместно употреблять изученные части речи, использовать знания, умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения

7

Урок-практикум

1

Диктант

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике.

8

Контрольный диктант№1по теме «Повторение пройденного в5-6 классах »

1

Диктант с грамматическим заданием

Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, выполнять все виды разбора

9

Р/Р Текст

1

Работа с текстом: указать признаки текста, сформулировать и записать тему, основную мысль

Знать признаки текста; уметь определять стиль текста, аргументировать свою точку зрения, определить стиль, средства связи предложений в тексте, составить план

10

Р/Р Стили литературного языка

1

Морфология

Причастие 33ч+4ч

11

Повторение изученного в 5-6 классах о глаголе

1

Выборочный диктант, изложение-миниатюра

Знать морфологические признаки глагола. Уметь выполнять морфологический разбор; определять спряжение; выбирать гласную в безударных личных окончаниях, аргументировать выбор

12-13

Причастие как особая форма глагола

2

Подбор существительных к прилагательным и причастиям, сравнение предложений, вывод о роли причастий в речи

Знать определение причастия, грамматические признаки. Уметь отличать причастие от прилагательного, определять синтаксическую роль; правильно употреблять в речи

Знать определение причастия, грамматические признаки. Уметь отличать причастие от прилагательного, определять синтаксическую роль; правильно употреблять в речи

14

Р/Р Публицистический стиль речи

1

Работа с текстом

Знать особенности публицистического стиля

15

Склонение причастий

1


Осложнённое списывание

Знать, что причастия склоняются так же, как и прилагательные. Уметь при сопоставлении делать выводы; определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных, графически объяснять орфограмму

16-17

Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми

2

Объяснительный, распределительный диктанты

Знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого. Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами; выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом

18

Р/Р Сочинение на тему : «Люби и охраняй природу»

1

Сочинение

Знать особенности композиции, языковых средств сочинения-рассуждения.

Уметь создавать текст-рассуждение, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем

19

Анализ сочинения

1


20

Строение предложений с причастными оборотами

1

Работа по карточкам

Уметь строить предложения с причастным оборотом

21

Действительные и страдательные причастия

1

Распределительный диктант


Знать отличие действительных причастий от страдательных. Уметь определять разряд причастий по значению, употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, предупреждать ошибки в употреблении причастий, правильно ставить знаки препинания

22-23

Действительные причастия настоящего времени. Гласные

в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

2

Работа по карточкам. Тест. Составить словосочетания с причастиями, которые можно использовать при описании внешности человека

Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах -ущ-/-ющ-,-ащ-/ящ-, находить изучаемую орфограмму, правильно писать, употреблять причастие, правильно произносить


24

Действительные причастия прошедшего времени

1

Творческое списывание

Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, правописание гласных перед суффиксом причастия и в неопределенной форме глагола. Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах причастий, правильно употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, соблюдать орфоэпические нормы при произношении, проверять себя по словарю

25

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

1

Работа по карточкам

26-27

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах

страдательных причастий настоящего времени

2

Объяснительный диктант, дополнить таблицу «Суффиксы причастия»

Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени. Уметь определять спряжение глагола, обосновывать выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах -ом- (-ем-), -им- причастий; сопоставлять, анализировать, самостоятельно делать выводы; согласовывать причастие с определяемым словом; заменять сложное предложение простым с причастным оборотом

28

Страдательные причастия прошедшего времени

1

Словарный, распределительный диктанты

Знать способы образования причастий.

Уметь выбирать правильное написание Н и НН в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени, исправлять ошибки в употреблении причастий

29

Краткие страдательные причастия

1

Тест.

Выборочный . диктант

Знать морфологические признаки, синтаксическую роль кратких причастий и прилагательных. Уметь образовывать краткую форму, употреблять в речи, правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях, выразительно читать текст, определять его стиль

30

Морфологический разбор причастия

1

Комплексный анализ текста

Знать порядок морфологического разбора причастий. Уметь выполнять морфологический разбор, опознавать причастия в тексте, употреблять в речи

31

Диктант по теме «Причастие»

1


32

Работа над ошибками

1


33

Р/Р Выборочное изложение

1

Выборочное изложение

Адекватно понимать содержание художественного текста, воспринимать его на слух, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности

34

Анализ изложения

1


35-36

Слитное и раздельное написание не с причастиями

2

Составление таблицы «НЕ с причастием»

Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу; обозначать условия выбора орфограммы; составлять алгоритм и работать по нему; на основе наблюдения делать выводы

Работа по карточкам

37

Н и НН в суффиксах

3

Тест. Объяснительный диктант

Знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Уметь обосновывать выбор Н или НН в суффиксах причастий, прилагательных; правильно употреблять в речи

38

страдательных причастий прошедшего времени

39

и прилагательных, образованных от глаголов

40

Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях

2

Диктант «Проверь себя»

Понимать условия выбора гласных перед Н и НН в причастиях. Уметь обосновывать выбор, конструировать предложения с причастным оборотом, различать причастия и отглагольные прилагательные

41

и прилагательных, образованных от глаголов

Тест

42

Р/Р Систематизация материала

1

Работа по карточкам, тест

Корректировать усвоенные знания

43

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

Контрольный словарный диктант. Выборочный диктант

Знать условия выбора Е, Ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, правильно писать орфограмму, уметь обобщать и систематизировать знания о правописании гласных после шипящих в изученных частях речи; обозначать условия выбора орфограмм; правильно ставить ударение, сопоставлять с другими случаями правописания О-Е-Ё после шипящих

44-45

Обобщающе-повторительные уроки по теме «Причастие»

2

Работа с текстами разных стилей и жанров

Уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять причастный оборот, осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с причастием и причастным оборотом, употреблять причастия в речи, интонационно правильно читать предложения с обособленными членами, выраженными причастным оборотом

46

Контрольный диктант№2 по теме «Причастие»

1

Комплексный анализ текста

Уметь делать композиционно-содержательный, стилистический, типологический, языковой анализ отдельных элементов, анализ правописания отдельных слов и пунктуации

47

Работа над ошибками

1

Работа над ошибками

Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры

Деепричастие 9ч+1ч

48

Понятие о деепричастии

1

Объяснительный диктант

Знать лексическое, грамматическое значение деепричастий. Уметь разграничивать основное и добавочное действие, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, выделять в речи деепричастия, отличать деепричастия в речи от глаголов и причастий, конструировать предложения с деепричастиями для обозначения добавочного значения

49

Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами

1

Комментированный диктант

Знать определение «деепричастный оборот»; понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное. Уметь разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми; правильно строить предложения по заданным моделям

50

Раздельное написание НЕ с деепричастиями

1

Работа по карточкам

Знать правило правописания НЕ с деепричастиями. Уметь обосновывать выбор написания НЕ с деепричастиями, сопоставлять написание НЕ с причастиями и глаголами, составлять связный рассказ на грамматическую тему

51

Деепричастия несовершенного вида

1

Диктант «Проверь себя»

Знать способы образования деепричастий. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы, безошибочно писать суффиксы деепричастий

52

Деепричастия совершенного вида

1

Тест

53

Р/Р Сочинение с описанием действия

1

Сочинение

Знать структуру, языковые особенности текста описания действия. Уметь анализировать исходный текст, пересказывать его, создавать собственный, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме

54

Анализ сочинения

1


55

Морфологический разбор деепричастий

1

Редактирование текста, осложнённое списывание

Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастчнымоборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи

56

Контрольный диктант№3

по теме «Деепричастие»

1

Диктант

Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи

57

Контрольный тест

1

Корректировать усвоенные знания

Наречие 24ч+4ч

58

Наречие как часть речи

1

Выписать словосочетания глаголов с наречиями, проанализировать их структуру, определить, чем наречие отличается от других частей речи.

Знать морфологические признаки наречия, понимать значение и определять синтаксическую роль в предложении, распознавать наречие на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов

59

Употребление наречий в речи

1

Работа с текстом

60

Смысловые группы наречий

1


Знать разряды наречий по значению, уметь находить их в тексте, определять значение, употреблять их для более точного выражения мысли

61

Степени сравнения наречий

1

Рассказать по плану о степенях сравнения наречия, подобрать к глаголам различные наречия, образовать степени сравнения

Знать способы образования степеней сравнения (сравнительной, превосходной), критерии разграничения простой сравнительной и составной превосходной степеней прилагательных и наречий, приемы распознавания морфологических омонимов; уметь образовывать степени сравнения наречий, отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных, употреблять наречия как средство связи и для уточнения различных смысловых оттенков

62

Морфологический разбор наречий

1

Распределительный диктант. Устный ответ: что общего у наречия с другими частями речи и чем они отличаются?

Уметь определять грамматические признаки наречия, разграничивать их, объяснять значения грамматических омонимов

63

Диктант по теме «Наречие»

1

Диктант

64

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е

3

Подобрать к наречиям синонимы с приставкой НЕ, затем антонимы

Знать морфологическое правило, способ образования наречия, условия выбора правильного написания, безошибочно писать

65

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е

66

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е

67

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий

1

Распределительный диктант. Ответить на вопрос: что общего в написании НЕ-/НИ- в отрицательных наречиях и местоимениях?

Знать условия выбора на письме букв Е-И в приставках НЕ-/НИ-, уметь опознавать наречия с орфограммой, различать приставки НЕ-/НИ- в отрицательных наречиях и отрицательных местоимениях

68-69

Одна и две буквы Н в наречиях на -О и -Е

2

Используя схему рассуждения, обосновать выбор Н и НН в суффиксах наречий. Комментированное письмо

Знать способ образования наречий от прилагательных, условия выбора орфограммы, уметь разграничивать на письме краткие прилагательные и наречия, безошибочно писать

70

Р/Р Описание действия

1

Узнать произведение по иллюстрации, описать суперобложку, сформулировать вопросы к тексту-образцу, озаглавить и пересказать текст

Уметь формулировать замысел, тему, основную мысль сочинения, выбирать тип, стиль и средства выразительности языка

71

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий

1

Распределительный диктант. Заменить наречия синонимами, имеющими после шипящих на конце -0/-Е

Знать правило выбора и написания букв О-Е после шипящих на конце наречий, уметь опознавать наречия с этой орфограммой, определять общее в написании разных частей речи с 0-Е после шипящих в разных частях слова, формулировать обобщенное правило

72

Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-

1

73/74

Р/Р Контрольное изложение текста с описанием действия

1

Изложение

Знать особенности данного типа изложения.

Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста

75

Р/Р Анализ черновых вариантов сочинений с описанием действия

1


76-77

Дефис между частями слова в наречиях

2

Образовать наречия по схемам, подобрать к ним однокоренные слова других частей речи

Знать правила дефисного написания, уметь распознавать наречия с этой орфограммой, безошибочно писать, конструировать словосочетания с наречием

78-79

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных

от существительных и количественных числительных

2

Предупредительный диктант. Составить таблицу «Слитное и раздельное написание наречий»

Уметь отличать наречия от существительных, прилагательные от местоимений, пользуясь алгоритмом

80

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

Выборочный диктант

Уметь опознавать наречия с орфограммой, правильно писать, определять синтаксическую функцию предложения, различать и безошибочно писать части речи с шипящей на конце

81-82

Повторительно-обобщающий урок по теме «Наречие»

2

Редактирование текста. Привести примеры на каждый случай правописания наречий, используя таблицы. Распределительный диктант

Уметь распознавать наречия на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов, различать наречия и созвучные слова других частей речи, группы наречий по значению, правильно образовывать степени сравнения наречий, безошибочно писать, применяя изученные правила

83

Контрольный диктант №4 по теме «Наречие»

1

Диктант с дополнительными заданиями

Безошибочно писать аудируемый текст, выполнять все виды языкового разбора

84

Работа над ошибками

1


85

Урок-зачет по теме «Наречие»

1

Тест

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике

Служебные части речи

Предлог9ч+1ч

86

Предлог как часть речи

1

Определить роль предлогов в предложении. Сгруппировать словосочетания по значению предлога

Знать о предлоге как служебной части речи, его роли в словосочетании и предложении. Уметь отличать предлоги от омонимичных им приставок; писать с существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, причастиями; знать об отсутствии их перед глаголами, деепричастиями, наречиями

87

Употребление предлогов

1

Предупредительный диктант. Редактирование текста

Знать об однозначных и многозначных предлогах; способности предлога в разных словосочетаниях выражать разные значения; нормах употребления с различными частями речи.

Уметь правильно использовать предлоги в речи, исправлять допущенные ошибки

88

Непроизводные и производные предлоги

1

Проверочная работа: заменить непроизводные предлоги производными

Знать разряды предлогов по происхождению, уметь отличать производные предлоги от непроизводных, производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять их в речи

89

Простые и составные предлоги.

1

Работа по карточкам.

Из словаря фразеологизмов выписать 4-5 устойчивых выражений, куда входили бы производные предлоги, записать с ними предложения, разобрать синтаксически

Знать разряды предлогов по составу, понятия «простые и составные предлоги», порядок морфологического разбора предлога. Уметь выполнять морфологический разбор

Уметь различать союзы, частицы, предлоги разных разрядов, безошибочно писать производные предлоги, отличать их от созвучных словосочетаний, правильно употреблять в речи и на письме

90

Морфологический разбор предлогов

1

91

Р/Р Сочинение на тему «На берегу моря (озера, реки, пруда)»

1

Сочинение

Знать особенности композиции, языковых средств.

Уметь осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем

92

Анализ сочинения

1


93-94

Слитное и раздельное написание производных предлогов

2

Осложнённое списывание. Объяснительный диктант. Составить таблицу «Различайте предлоги и существительные»

Знать условия слитного, раздельного, дефисного написания предлогов. Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно писать их, обосновывая свой выбор; употреблять в речи

95

Обобщающе-повторительный урок по теме «Предлог»

1

Тест

Применять на практике поученные знания

Союз 9ч+1ч

96

Союз как часть речи. Простые и составные союзы

1

Объяснительный диктант Графический диктант. Составление предложений по схемам

Знать о союзе как о служебной части речи, его роли в предложении и в целом тексте, опознавать союз. Уметь ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении, определять роль союзов в предложении Знать разряды союзов по строению, уметь определять роль союзов в предложении, ставить знаки препинания при однородных членах и в сложных предложениях, строить предложения, используя союзы

97-98

Союзы сочинительные и подчинительные

2

Закончить начатое предложение. Синтаксический разбор

Знать разряды союзов по значению,, особенности каждой группы союзов, их назначение, уметь разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, правильно ставить знаки препинания.

99

Морфологический разбор союза

1

Комплексный анализ текста. Найти ошибки в построении предложений, исправить их

Уметь различать союзы по значению и строению, использовать их для связи предложений и целого текста, определять, какие смысловые отношения между частями сложных предложений передают союзы -

100

Р\РКонтрольное сочинение-рассуждение о книге по данному началу

1

Сочинение

Уметь создавать собственное высказывание, соответствующее требованиям точности, логичности и выразительности речи, определять основную мысль высказывания, правильно выражать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка

101

Анализ сочинения

1


102-103

Слитное написание союзов

2

Составить таблицу «Отличайте союзы от других частей речи»

Знать правило правописания союзов. Уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, уметь применять правило на письме

104

Контрольный диктант по теме№5 «Предлог. 1Союз.»

1

Диктант с грамматическим заданием

Уметь систематизировать, обобщать знания; рефлексировать; подбирать материал, работая с разными источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учетом их стилистической окраски, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы на письме

105

Работа над ошибками

1


Частицы 21ч+2ч

106

Частица как часть речи

1

Определить значение частиц в тексте

Знать особенности частицы как служебной части речи. Уметь отличать частицы от знаменательных частей речи; понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, разницу в употреблении омонимичных частиц, союзов, наречий, роль частиц в предложении и образовании наклонений глагола; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков

107

Разряды частиц. Формообразующие частицы

1

Составить связный текст «Мир и дружба», употребить глаголы в повелительном наклонении с частицами «пусть», «да», «давайте», используя обращения

Знать разряды частиц по значению, роль формообразующих частиц, уметь распознавать формообразующие частицы, отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков; определять, какому слову или какой части текста придают смысловые оттенки

108-109

Отрицательные частицы

2

Предупредительный диктант. Заменить личные формы глагола синонима ми с частицей НЕ

Понимать смысловое значение и роль частицы НЕ. Уметь определять смысловое значение частицы НЕ (отрицательное значение, утвердительный смысл), правильно писать частицу НЕ с различными частями речи

110

Различение на письме частиц НЕ и НИ

1

Диктант «Проверяю себя»

Уметь различать отрицательные частицы НЕ и НИ и правильно употреблять их в речи в соответствии со значением и ролью в предложении; применять обобщенные знания о случаях написания НЕ и НИ с различными частями речи на письме

111

Р/Р Контрольноеизложение с элементами сочинения

1

Изложение

Знать особенности написания изложения данного типа.

Уметь анализировать содержание, язык исходного текста, передавать подробно содержание лингвистического текста

112

Анализ изложения

1


113

Различение на письме частиц НЕ и НИ

1

Тест

Знать правила раздельного и слитного написания частиц. Уметь выделять их среди других частей речи;

114

Модальные частицы

3

Объяснительный диктант

Знать значения модальных частиц. Уметь выделять модальные частицы среди других частей речи; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков; выразительно читать предложения с модальными частицами, интонационно выражая разные чувства

115

Модальные частицы

116

Модальные частицы

117-118

Раздельное и дефисное написание частиц

2

Свободный диктант. Работа с текстом

Знать правила раздельного и дефис-ного написания частиц. Уметь выделять их среди других частей речи; определять стилистическую роль частиц; употреблять их в своей речи, безошибочно писать местоимения, прилагательные, наречия с частицами


119

Морфологический разбор частицы

1

Работа с текстом

120-121

Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ-

2

Объяснительный диктант. Записать по 3 слова разных частей речи с НЕ-пристав-кой, частью корня и частью приставки

Уметь применять правила написания НЕ с различными частями речи, опознавать части речи, обосновывать выбор написания, используя алгоритм рассуждения, различать на письме частицу НЕ и приставку НЕ, применять правило написания НЕ в отрицательных местоимениях и наречиях и неопределенных местоимениях

122

Р/Р Сочинение-рассказ по данному сюжету

1

Сочинение

Уметь создавать собственное высказывание, соответствующее требованиям точности, логичности и выразительности речи, определять основную мысль высказывания;, распространять текст характеристикой героев, элементами описания, диалогом, сохраняя при этом его целостность; правильно выражать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка

123

Анализ сочинения

1


124-125

Различение на письме частицы НИ, союза НИ-НИ и приставки НИ-

1

Уметь применять правила написания Ни с различными частями речи, опознавать части речи, обосновывать выбор написания

126

Обобщающе-повторительный урок по теме «Частица»

1

Работа с текстом

Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ - НИ на письме, безошибочно употреблять с разными частями речи

127

Контрольный диктант№6 по теме «Частица»

1

Диктант с грамматическим заданием

Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, употреблять предлоги как средство связи в словосочетаниях и предложениях, союзы - для связи однородных членов и частей сложного предложения, различать предлоги, союзы, частицы разных разрядов, писать безошибочно производные предлоги, частицы, союзы, отличать союзы ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ от созвучных сочетаний слов, употреблять служебные части речи в соответствии с языковыми нормами, воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма

128

Работа над ошибками

1


129

Междометие

1

Составить таблицу «Использование междометий для выражения эмоций, некоторых форм общения, команд, приказов». Конструирование предложений с междометиями

Знать, что междометие не является ни самостоятельной, ни служебной частью речи. Уметь распознавать междометия, ставить знаки препинания при них; употреблять в своей речи; выразительно читать предложения с междометиями, конструировать предложения с междометиями, отличать их от знаменательных и служебных частей речи

Повторение 9ч+2ч

130

Русский язык и разделы науки о нем. Текст. Стили речи

1

Анализ текстов разных типов и стилей

Знать особенности текста, черты стилей речи. Уметь создавать тексты, устанавливать ведущий тип речи, находить фрагменты с иным типовым значением, определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов предложений текста, способы и средства связи предложений в тексте

131

Контрольное сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

1

Сочинение

Уметьсоставить связный текст на заданную тему

132

Анализ сочинения

1


133

Фонетика и графика

1

Работа по карточкам

134

Лексика и фразеология

1

Редакторская правка. Объяснить причину появления ошибок

Уметь находить нарушение лексических норм, исправлять их, строить высказывания, соблюдая лексические нормы

135

Словообразование

1


136

Контрольный диктант№7 по теме «Повторение пройденного в 7 классе»

1

Диктант

Уметь делать композиционно-содержательный, стилистический, типологический, языковой анализ отдельных элементов, анализ правописания отдельных слов и пунктуации

137

Морфология .Орфография

1

Творческое списывание

Уметь определять, какая грамматическая ошибка допущена, исправлять ее, самим не допускать нарушения грамматических норм

138

Итоговое административное тестирование

1

Тест (40 мин)

Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры

139-140

Синтаксис и пунктуация

2

Произнесение одной и той же фразы разным тоном с заданным настроением, выражение голосом разных чувств и настроений.

Уметь соблюдать правильную интонацию при чтении повествовательных, вопросительных, побудительных предложений и диалога, передавать с помощью интонации смысловые оттенки высказывания с учетом речевой ситуации























© 2010-2022