Конспект по русской литературе

"Описание материала: Действительно, "агитатор, горлан, главарь, Маяковский напролом. футурист, «грубый гунн»- таким считали его многие из современников. Но хочу привести вам высказывания Александра Грина, записанные по памяти человек. страстно и нежно, о своем чувстве к женщинам, сыгравшим роковую роль в его судьбе. Маяковский любил Париж, провёл в этом городе в общей сложности 200 дней, приезжал 7 раз, обычно поздней осенью или весной. И одна из его поездок оказалась непохожей на другие. В жизни поэта произошло событие, вызвавшее в нем прилив творческих и жизненных сил, которое могло круто повернуть его жизнь. Осенью 1928 года Маяковский встр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы по творчеству В.В.Маяковского « Драма любви, драма жизни»

( Любовь в жизни и творчестве В.Маяковского). 11 класс.

Цели:

- дать учащимся представление о любовной лирике Маяковского, о том, как поэтом воспринималось это чувство; познакомить с фактами биографии Маяковского;

- закрепить умение анализировать лирическое произведение;

- заставить учащихся задуматься о том, что значит для них это чувство, как они его понимают, каким оно должно быть.

Оборудование:

- презентация

- тексты произведений

Эпиграф

Любовь - это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё пр. Любовь - это сердце всего…

В. Маяковский


Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

На предыдущих уроках, беседуя о судьбе, творчестве Маяковского, мы с вами получили первые впечатления от знакомства с личностью поэта, с его произведениями. Мне хотелось бы, чтобы сейчас вы с помощью 1-2 слов-определений выразили свое отношение, свои впечатления о Маяковском.

(Ответы учеников)

Действительно, агитатор, горлан, главарь, Маяковский прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и переделывал, умел идти напролом. Поэтический знаменосец Октября, футурист, «грубый гунн»- таким считали его многие из современников.

Но хочу привести вам высказывания Александра Грина, записанные по памяти его женой:

"Черт знает! Непонятен мне этот молодой человек. Начал с футуризма, ходил в желтой кофте с деревянной ложкой в петлице. Это желание прежде всего привлечь к себе широкое внимание, хотя бы и скандальное. Умеет, видимо, из всего извлечь материальную выгоду, даже из рекламы обыкновенной. Стихи сильны, грубы, завоевывает генеральский чин. Не моего представления об искусстве человек. Демагог, политик, да, сильный и смелый. Нечист в любви, вернее не брезглив. Брак втроем... брр..." Как-то, побывав у Асеева, рассказывает: "Вошел громогласно Маяковский, схватил жену Асеева на руки и носит ее. Меня покоробило. Никакому другу не дозволил бы этого с тобой, да и ты не допустила бы". После самоубийства Маяковского: "Что-то просмотрел я в этом человеке. Тот извозчик в поэзии, который виделся мне в его лице, не мог бы покончить самоубийством. Значит, была в душе рана, боль, скрывал ее под буйством слов и не выдержал борьбы этой..." (ф. 127, оп. 3, ед. хр. 17, л. 12--13).

Может, мы тоже что-то просмотрели в этом человеке? Мне хотелось бы, чтобы вы увидели в нем другого, легкоранимого человека, душевно незащищенного, тонкого лирика, человека, умеющего любить так страстно и нежно, поэта, который сумел так своеобразно, по-новому рассказать о своем чувстве к женщинам, сыгравшим роковую роль в его судьбе.

2. Запись темы, эпиграфа.

3. Сообщение 1 ученика « В. Маяковский и М. Денисова».

В 1 половине 1914г. после посещения Одессы Маяковский приступает к созданию поэмы «Облако в штанах». В Одессе он влюбился. Влюбился с первого взгляда в юную Марию Денисову, девушку необыкновенного обаяния и , судя по её дальнейшей судьбе, сильного характера. Влюбился безответно, страдая от этого. Любовная драма перерастала в драму жизни.

Вы думаете, это бредит малярия?

Это было,

было в Одессе.

« Приду в четыре»,- сказала Мария.

Восемь.

Девять.

Десять.

Вот и вечер

в ночную жуть

ушел от окон,

хмурый,

декабрый.

В дряхлую спину хохочут и ржут

канделябры.

Меня сейчас узнать не могли бы:

жилистая громадина

стонет,

корчится.

Что может хотеться этакой глыбе?

А глыбе многое хочется!

Перед нами - откровенный рассказ о любви. Любовь искажает «глыбу»- человека. Герой на пределе чувства, каждая минута, час ожидания любимой - мука.

И вот,

громадный,

горблюсь в окне,

плавлю лбом стекло окошечное.

Будет любовь или нет?

Какая -

большая или крошечная?

Откуда большая у тела такого:

должно быть, маленький,

смирный любёночек.

Она шарахается автомобильных гудков.

любит звоночки коночек.

Еще и еще?

Уткнувшись дождю

лицом в его лицо рябое,

жду,

обрызганный громом городского прибоя.

Нервы обнажены, издерганы. Наконец, является героиня. «Знаете - я выхожу замуж». Лирический герой внешне спокоен. Надо сдержаться, а потому он говорит четко, медленно, размеренно. Однако, сколько здесь внутреннего страдания, разорванность души. Вот как об этом пишет поэт:

Нервы -

большие,

маленькие,

многие! -

скачут бешеные,

и уже

у нервов подкашиваются ноги!

А ночь по комнате тинится и тинится,

из тины не вытянуться отяжелевшему глазу.

Двери вдруг заляскали,

будто у гостиницы

не попадает зуб на зуб.

Вошла ты,

резкая, как "нате!",

муча перчатки замш,

сказала;

"Знаете -

я выхожу замуж".

Что ж, выходите,

Ничего.

Покреплюсь.

Видите - спокоен как!

Как пульс

покойника.

Страдание и отчаяние героя выплескиваются на такой мощной лирической волне, которая способна затопить человека. Именно тут рождаются удивительные строки:

Алло!

Кто говорит?

Мама?

Мама!

Ваш сын прекрасно болен!

Мама!

У него пожар сердца.

Скажите сёстрам, Люде и Оле,-

ему уже некуда деться.

Мария Денисова вышла замуж… за другого. И брак её не был браком по расчёту.

Ну что ж, другая судьба, другой характер.

4. Сообщение 2 ученика « История взаимоотношений В. Маяковского и Л. Брик. Поэма « Флейта - позвоночник».

Поэма « Облако в штанах» была закончена к июлю 1915 года. В это же время Маяковский знакомится с Лилей Юрьевной Брик, которой читал поэму полностью, и тут же попросил разрешение ей посвятить своё произведение. Так на титуле поэмы появилось имя персонажа другой любовной драмы, гораздо более напряженной, заполнившей многие годы жизни, испепеляющей по своему внутреннему содержанию.

Лиля, чужая жена, тонкая, медноволосая, с огромными глазами.

«Напиши пожалуйста, я каждый день встаю с тоской: «Что Лиля?»
Не забывай что кроме тебя мне ничего не нужно и не интересно.
Люблю тебя.»

На каждом из писем вместо подписи, вместе с подписью - рисунок щенка, вислоухого, то покорного и грустного, то повеселее. Как бы автопортрет.

« Я всё такой же твой щен. Живу, только думая о тебе, жду тебя и обожаю».

Драма любви нашла продолжение в поэме « Флейта - позвоночник». Она тоже посвящена Лиле Брик.

Любовь мою,

как апостол во время оно,

по тысяче тысяч разнесу дорог.

Тебе в веках уготована корона,

а в короне слова мои -

радугой судорог.

Поэт обвиняет Бога в том, что он дал героине поэмы «настоящего мужа», а его обрёк на неслыханные страдания, он молит Бога освободить его от этой проклятой любви. Он славит и проклинает возлюбленную.

Версты улиц взмахами шагов мну.

Куда уйду я, этот ад тая!

Какому небесному Гофману

выдумалась ты, проклятая?!

Вот я богохулил.

Орал, что бога нет,

а бог такую из пекловых глубин,

что перед ней гора заволнуется и дрогнет,

вывел и велел:

люби!

Бог доволен.

Под небом в круче

измученный человек одичал и вымер.

Бог потирает ладони ручек.

Думает бог:

погоди, Владимир!

Это ему, ему же,

чтоб не догадался, кто ты,

выдумалось дать тебе настоящего мужа

и на рояль положить человечьи ноты.

Или вот что:

когда душа моя выселится,

выйдет на суд твой,

выхмурясь тупенько,

ты,

Млечный Путь перекинув виселицей,

возьми и вздерни меня, преступника.

Делай, что хочешь.

Хочешь, четвертуй.

Я сам тебе, праведный, руки вымою.

Только -

слышишь! -

убери проклятую ту,

которую сделал моей любимою.

Версты улиц взмахами шагов мну.

Куда я денусь, этот ад тая!

Какому небесному Гофману

выдумалась ты, проклятая?!

Радуйся,

радуйся,

ты доконала!

Теперь

такая тоска,

что только б добежать до канала

и голову сунуть воде в оскал.

Сам большого размера, он всё преувеличивал: любовь, ненависть. И здесь - бунтарское начало. И вдруг так тихо, нежно и бережно:

Сердце обокравшая,

всего его лишив,

вымучившая душу в бреду мою,

прими мой дар, дорогая,

больше я, может быть, ничего не придумаю.

В праздник красьте сегодняшнее число.

Творись,

распятью равная магия.

Видите -

гвоздями слов

прибит к бумаге я.

5.Сообщение 3 ученика « Поэма « Люблю».

1920-1922 годы - самое благоприятное время в его взаимоотношениях с Л.Ю.Брик. В это время Маяковский пишет поэму « Люблю», которая осталась в творчестве поэта напоминанием о том, что был свет в окне, что мелькнуло «чудное мгновенье» и любовь обогрела его сердце, поманила своей возможной радостью на всю жизнь…

Пришла -

деловито,

за рыком,

за ростом,

взглянув,

разглядела просто мальчика.

Взяла,

отобрала сердце

и просто

пошла играть -

как девочка мячиком.

И каждая -

чудо будто видится -

где дама вкопалась,

а где девица.

«Такого любить?

Да этакий ринется!

Должно, укротительница.

Должно, из зверинца!»

А я ликую.

Нет его -

ига!

От радости себя не помня,

скакал,

индейцем свадебным прыгал,

так было весело,

было легко мне.

Флоты - и то стекаются в гавани.

Поезд - и то к вокзалу гонит.

Ну а меня к тебе и подавней -

я же люблю! -

тянет и клонит.

Скупой спускается пушкинский рыцарь

подвалом своим любоваться и рыться.

Так я

к тебе возвращаюсь, любимая.

Моё это сердце,

любуюсь моим я.

Домой возвращаетесь радостно.

Грязь вы

с себя соскребаете, бреясь и моясь.

Так я

к тебе возвращаюсь, -

разве,

к тебе идя,

не иду домой я?!

Земных принимает земное лоно.

К конечной мы возвращаемся цели.

Так я

к тебе

тянусь неуклонно,

еле расстались,

развиделись еле.

Не смоют любовь

ни ссоры,

ни вёрсты.

Продумана,

выверена,

проверена.

Подъемля торжественно стих строкопёрстый,

клянусь -

люблю

неизменно и верно!

6. Сообщение 4 ученика « Поэма «Про это».

А через год- новая поэма «Про это» (февраль 1923г.). То, во что верилось, было разрушено до основания. Поражением закончился « смертельной любви поединок», поражением любви. Победителем оказался самый грозный и безжалостный враг её…быт.

Я любил...

Не стоит в старом рыться.

Больно?

Пусть...

Живёшь и болью дорожась.

Я зверьё ещё люблю -

у вас

зверинцы

есть?

Пустите к зверю в сторожа.

Я люблю зверьё.

Увидишь собачонку -

тут у булочной одна -

сплошная плешь, -

из себя

и то готов достать печёнку.

Мне не жалко, дорогая,

ешь!

Поэма «Про это» - последний выплеск любовной лирики Маяковского в начале 20-х годов. После неё любовная тема надолго исчезла из его поэзии.

Учитель. Взаимоотношения Маяковского с Лилей Брик были довольно сложными и неровными. Тем не менее, она стала для поэта женщиной-идеалом, ей он посвящал свои произведения. Таких посвящений было великое множество, однако самым ярким из них по праву считается стихотворение-письмо «Лиличка!», созданное в 1916 году.

Стихотворение «Лиличка!» было написано примерно через год после знакомства Брик и Маяковского. Однако их странные и порой даже абсурдные взаимоотношения длились до самой смерти поэта. Автор этого произведения влюблялся и расставался с женщинами, после чего вновь возвращался к Лиле Брик, не в силах забыть ту, которая стала главной героиней его лирический произведений.

7. Выразительное чтение стихотворения « Лиличка! » подготовленным учеником.

Анализ стихотворения:

1) Какова ситуация, лёгшая в основу стихотворения?

( перед нами письмо героя к страстно любимой им женщине, которая относится к нему далеко не однозначно и , видимо, может оставить его в любой момент)

2) Каким представляется лирический герой?

( он заклинает любовью, хотя чувствует, что это вряд ли поможет, взволнован, заговаривает сам себя, открещиваясь от самоубийства. 4 вида добровольной смерти, молящий, обречённый, нежный - трагический образ)

3) Как в 1 строке подчёркивается напряжённо - тревожное состояние?

( папироса сменяет папиросу в моменты отнюдь не радостные)

4) Какие художественные детали помогают лучше увидеть трагедию влюблённого?

- гиперболы: определения « исступлённый», «дикий»;

- сравнения: опосредованно сравнивает себя с быком, слоном; говоря о безумии своего отчаяния, использует сравнение « комната - глава в крученыховском аде» ( подразумевается поэма А. Крученых и В. Хлебникова « Игра в аду»);

- нежные обращения;

- необычная лексика: «обезумлюсь, отчаянием иссечась», «выреветь», «опожаренный песок»- неологизмы;

- метафоры: «карнавал дней», « листья слов»;

- насыщенные действием эпитеты

5) Как вы понимаете последние строки стихотворения? С какими произведениями других русских поэтов они созвучны? Чем? ( А.С. Пушкин, С.А. Есенин)

Учитель. Последний отрезок жизни поэта окрашен в мрачные тона. Совместная жизнь с Осипом и Лилей Брик стала тяготить поэта.

В 1928 году в Париже Маяковский влюбился в русскую девушку Татьяну Яковлеву.

8. Сообщение 5 ученика « В. Маяковский и Т. Яковлева».

Маяковский любил Париж, провёл в этом городе в общей сложности 200 дней, приезжал 7 раз, обычно поздней осенью или весной. И одна из его поездок оказалась непохожей на другие.

В жизни поэта произошло событие, вызвавшее в нем прилив творческих и жизненных сил, которое могло круто повернуть его жизнь. Осенью 1928 года Маяковский встретил Татьяну Яковлеву. По воспоминаниям Эльзы Триоле, произошло это так: « Я познакомилась с Татьяной перед самым приездом Маяковского в Париж и сказала ей: « Да вы под рост Маяковскому». Так, из-за этого «под рост», для смеха, я и познакомила Володю с Татьяной. Маяковский с первого взгляда в неё жестоко влюбился».

Молодая женщина, по отзывам современников, обращала на себя внимание многих. От неё исходило какое-то упоение жизнью. Была она высока, длиннонога, с большими выразительными глазами и ярким свечением желтых волос. Следила за собой. Занималась плаванием. Играла в теннис. Уверенно держалась в любой компании.

К самостоятельности привыкла рано. Её отец, оставив в Пензе жену с двумя дочерьми, уехал в Америку. И старшей из дочерей - Тане - пришлось зарабатывать для семьи на кусок хлеба. На улицах Пензы, охваченной разрухой и голодом, читала отъезжающим на фронт красноармейцам стихи.

Она приехала в Париж по вызову дяди, художника - портретиста Александра Яковлева. Произошло это за полтора года до знакомства с Маяковским. Но и за это недолгое пребывание в Париже Яковлева успела приобрести какой - то особый лоск, обзавестись друзьями, снискать признание немалого числа поклонников.

И вот в один из осенних вечеров 1928 года Татьяна встретилась с Маяковским. «…Пригласили в один дом специально, чтобы познакомить, - пишет она матери в Пензу.- Это было25 октября. И до 2 ноября ( дня его отъезда) я видела его ежедневно и очень с ним подружилась. Если я когда - либо хорошо относилась к моим поклонникам, то это к нему, в большей доле из-за его таланта, но ещё большей из-за его изумительного и буквально трогательного ко мне отношения…»

Маяковский, по утверждениям современников, почти не расстаётся с новой знакомой. Он встречается с ней каждый день. Привычное течение жизни изменилось, нарушилось. Это можно понять по переписке. За полтора месяца своей жизни в Париже он шлёт в Москву Брикам только телеграммы, которые носят чисто информативный характер.

В ту парижскую осень он пишет удивительные стихи. Его эмоциональный взлёт высок: одно из стихотворений написано за ночь. Он не скрывает от окружающих чувств, переполнявших его.

Чтение стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой».

В поцелуе рук ли,

губ ли,

в дрожи тела

близких мне

красный

цвет

моих республик

тоже

должен

пламенеть.

Я не люблю

парижскую любовь:

любую самочку

шелками разукрасьте,

потягиваясь, задремлю,

сказав -

тубо -

собакам

озверевшей страсти.

Ты одна мне

ростом вровень,

стань же рядом

с бровью брови,

дай

про этот

важный вечер

рассказать

по-человечьи.

Пять часов,

и с этих пор

стих

людей

дремучий бор,

вымер

город заселенный,

слышу лишь

свисточный спор

поездов до Барселоны.

В черном небе

молний поступь,

гром

ругней

в небесной драме,-

не гроза,

а это

просто

ревность двигает горами.

Глупых слов

не верь сырью,

не путайся

этой тряски,-

я взнуздаю,

я смирю

чувства

отпрысков дворянских.

Страсти корь

сойдет коростой,

но радость

неиссыхаемая,

буду долго,

буду просто

разговаривать стихами я.

Ревность,

жены,

слезы...

ну их! -

вспухнут веки,

впору Вию.

Я не сам,

а я

ревную

за Советскую Россию.

Видел

на плечах заплаты,

их

чахотка

лижет вздохом.

Что же,

мы не виноваты -

ста мильонам

было плохо.

Мы

теперь

к таким нежны -

спортом

выпрямишь не многих,-

вы и нам

в Москве нужны

не хватает

длинноногих.

Не тебе,

в снега

и в тиф

шедшей

этими ногами,

здесь

на ласки

выдать их

в ужины

с нефтяниками.

Ты не думай,

щурясь просто

из-под выпрямленных дуг.

Иди сюда,

иди на перекресток

моих больших

и неуклюжих рук.

Не хочешь?

Оставайся и зимуй,

и это

оскорбление

на общий счет нанижем.

Я все равно

тебя

когда-нибудь возьму -

одну

или вдвоем с Парижем.

1928

Судьба этого стихотворения несколько странна. При жизни поэта оно не печаталось. Не сразу увидело свет и после его смерти. Его просто скрыли от читателей. Конечно же, Маяковский, назначенный в официальные поэты самим вождём, должен быть образцом для подражания во всех отношениях. Его представляли благочинным, благообразным. А коли так, Маяковскому не положено иметь никаких иных любовей, кроме одной, общепризнанной. И муза только одна - Лиля Брик. Потому-то черновик стихов, посвященных другой музе - Яковлевой, надолго был упрятан. История с парижской любовью замалчивалась.

В самом деле, Маяковский «влюбился жестоко». Он ведёт себя словно юноша. Его порывы исполнены романтики. Перед отъездом в Москву он договаривается с владельцем цветочной оранжереи о том, чтобы каждую неделю Татьяне приносили от его имени цветы. Поэт заготовил впрок несколько шутливых записок со стихотворными экспромтами. К каждому букету прикладывалась одна из этих записок. Он оставляет Яковлевой машинописный вариант пьесы «Клоп».

И в Москве все его думы о Татьяне. Ещё не прошло и недели со дня возвращения, как он уже отправляет в Париж подарок. 10 декабря 1928 года он шлёт Яковлевой только что вышедший из печати первый том собрания своих сочинений. Одно из стихотворений появилось в печати в январском номере «Молодой гвардии» за 1929 год. Но лишь немногие люди из близкого его окружения знали, с какими событиями в жизни поэта связаны эти стихи.

Чтение стихотворения «Письмо тов. Кострову из Парижа о сущности любви».

Простите меня , товарищ Костров,

с присущей душевной ширью ,

что часть на Париж отпущенных строф

на лирику я растранжирю.

Представьте : входит красавица в зал ,

в меха и бусы оправленная.

Я эту красавицу взял и сказал:

- правильно сказал или неправильно?

Я , товарищ , - из России ,

знаменит в своей стране я,

я видал девиц красивей,

я видал девиц стройнее.

Девушкам поэты любы.

Я ж умен и голосист ,

заговариваю зубы -

только слушать согласись.

Не поймать меня на дряни ,

на прохожей паре чувств.

Я ж навек любовью ранен-

еле-еле волочусь.

Мне любовь не свадьбой мерить:

разлюбила - уплыла.

Мне , товарищ , в высшей мере

наплевать на купола.

Что ж в подробности вдаваться ,

шутки бросьте - ка,

мне ж, красавица, не двадцать , -

тридцать .... с хвостиком.

Любовь не в том , чтоб кипеть крутей,

не в том , что жгут угольями,

а в том , что встает за горами грудей

над волосами - джунглями.

Любить - это значит: в глубь двора

вбежать и до ночи грачьей,

блестя топором , рубить дрова ,

силой своей играючи.

Любить - это с простынь , бессоницей рваных ,

срываться , ревнуя к Копернику,

его , а не мужа Марьи Иванны ,

считая своим соперником.

Нам любовь не рай да кущи ,

нам любовь гудит про то ,

что опять в работу пущен

сердца выстывший мотор.

Вы к Москве порвали нить.

Годы - расстояние.

Как бы вам бы объяснить

это состояние?

На земле огней - до неба....

В синем небе звезд - до черта.

Если бы я поэтом не был,

я б стал бы звездочетом.

Подымает площадь шум ,

экипажи движутся ,

я хожу , стишки пишу

в записную книжицу.

Мчат авто по улице ,

а не свалят наземь.

Понимают умницы:

человек - в экстазе.

Сонм видений и идей

полон до крышки.

Тут бы и у медведей

выросли бы крылышки.

И вот с какой - то грошовой столовой,

когда докипело это

из зева до звезд взвивается слово

золоторожденной кометой.

Распластан хвост небесам на треть,

блестит и горит оперенье его ,

чтоб двум влюбленным на звезды смотреть

из ихней беседки сиреневой.

Чтоб подымать , и вести , и влечь,

которые глазом ослабли.

Чтоб вражьи головы спиливать с плеч

хвостатой сияющей саблей.

Себя до последнего стука в груди ,

как на свиданье , простаивая ,

прислушиваюсь: любовь загудит -

человеческая , простая.

Ураган , огонь , вода подступают в ропоте.

Кто сумеет совладать?

Можете? Попробуйте...

1928

Учитель. В этих стихах поэт заговорил голосом молодого романтика, он готов вступить в конфликт со всеми небесными силами, которые могут помешать его любви.

Любви, однако, помешали. И не небесные, а земные силы. Осенью 1929 года Маяковскому не дали визу в Париж. И ещё ему как бы невзначай сообщают о замужестве Яковлевой, к тому же узнает он эту новость от Лили Брик. Однако замуж Татьяна Яковлева вышла значительно позже.

Конечно, это был удар по самолюбию. Можно лишь догадываться, что происходило в душе поэта.

Человек по натуре азартный, Маяковский не отказывался от малейшей возможности принять участие в какой-либо игре. Он, вероятно, раскрепощался за игрой, отвлекался от дум, отдыхал. Зная его слабость к игре, Маяковского затащили как-то на московский ипподром. Здесь его познакомили с Вероникой Полонской. Вскоре их знакомство перешло в более близкие отношения. Они часто видятся в разных компаниях. Их встречают вместе на улицах Москвы.

Но дело шло к концу. В феврале 1930 года он устроил выставку своих достижений. «20 лет работы Маяковского» - отчёт перед советской властью. Безымянная публика толпилась, но никто из званных гостей с именем не пришёл: ни из коллег, ни из правительства. Надоел? Разлюбили? Или не любили?

До выстрела в висок оставалось полтора месяца.

9 апреля - провальный вечер в Плехановском.

Маяковский умоляет Веронику уйти от мужа, остаться с ним навсегда. О том же просил Татьяну Яковлеву в Париже. Полонская не оставляла мужа. За другого собиралась замуж Яковлева. С Осипом продолжала жить Лиля Брик. А ведь: «Любовь - это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё пр. Любовь - это сердце всего… »

Ощущать свою ненужность ни женщине, ни советской власти такому огромному, отдавшему себя им до конца должно быть непереносимо.

9. Подведение итогов урока.

Таким образом, за строками прозвучавших сегодня произведений во весь рост встает трагический силуэт лирического героя, а точнее самого Маяковского, который, несмотря на тематическое разнообразие всего написанного, всё-таки прежде всего остался лириком. Этим он дорог современному читателю.

10. Творческая работа (10 минут).

Напишите краткий отзыв об одном из произведений Маяковского о любви, высказав своё отношение, понимание.

Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок из поэмы или стихотворение Маяковского о любви (на выбор).




© 2010-2022