Технологическая карта урока Что такое словосочетание. Виды связи в словосочетании (6 класс)

Тема урока: Что такое словосочетание. Виды связи в словосочетании Цель урока: формирование умения определять вид связи в словосочетании Задачи для ученика 1. Повторить сведения о словосочетании; 2. Учиться распознавать главное и зависимое слова; 3. Уметь определять, какой частью речи выражено главное и зависимое слово; 4. Узнать о видах связи в словосочетании; 5. Научиться определять вид связи в словосочетании. Задачи для учителя Образовательные. Формирование умения вычленять словосочетания из п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Тема урока: Что такое словосочетание. Виды связи в словосочетании

Цель урока: формирование умения определять вид связи в словосочетании

Задачи для ученика

1. Повторить сведения о словосочетании;

2. Учиться распознавать главное и зависимое слова;

3. Уметь определять, какой частью речи выражено главное и зависимое слово;

4. Узнать о видах связи в словосочетании;

5. Научиться определять вид связи в словосочетании

Задачи для учителя

Образовательные.

  1. Формирование умения вычленять словосочетания из предложений;

  2. Совершенствование умения различать словосочетание и предложение

  3. Совершенствование навыка распознавания главного и зависимого слова;

  4. Введение понятия видов связи в словосочетании;

  5. Формирование умения определять вид связи в словосочетании.

Развивающие.

  1. Развитие внимания, памяти;

  2. Развитие культуры речи;

  3. Развитие умения адекватной самооценки.

Воспитательные.

  1. Воспитание активности, самостоятельности, умения работать в паре

Тип урока.

Урок открытия нового знания

Форма урока.

Комбинированный

Опорные понятия, термины.

Словосочетание, части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, предлог), главное слово, зависимое слово, окончание.

Новые понятия

Виды связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание

Формы контроля.

Опрос, тестирование, самостоятельная работа

Формы оценки.

Самооценка, взаимооценка, экспертная оценка учителя.

Домашнее задание.

Дифференцированное

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Комментарий

Форма организации деятельности учащихся

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

t

Этап самоопределения к деятельности

Выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке

Приветствует учащихся.

Ориентирует к деятельности.

Знакомит с критериями оценки деятельности на уроке

Готовятся к работе на уроке;

знакомятся с критериями оценки.

Учитель: Здравствуйте, ребята! А давайте поприветствуем соседей по парте оригинальным способом! Вот, так: СЛАЙД. Урок русского языка в вашем классе сегодня проведу я. Меня зовут Татьяна Вячеславовна, и я очень рада знакомству с вами и поприветствую вас так: СЛАЙД. Надеюсь, наша совместная работа на уроке будет интересной и продуктивной. На ваших столах лежат небольшие папки с раздаточным материалом. Откройте их, пожалуйста. Свою работу на уроке вы будете оценивать по критериям, ознакомьтесь с ними. Набранное количество баллов записывайте в карточку оценивания, которая находится на этом же листе. В конце урока эти баллы превратятся в оценку. За правильные ответы вы будете получать вот такой флажок, а в конце урока мы посмотрим, кто из вас наберёт их больше всего. Это плюс к набранным вами баллам. Всё ли вам понятно?

Фронтальная

Словесный

Коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Регулятивные: владение основами выбора в учебной деятельности;

Личностные: формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению

Приветствие, создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу

Определение системы оценивания на уроке

3

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Актуализация используемых ранее способов действий

С помощью фронтальной беседы подводит учащихся к формулированию темы урока.

Актуализирует знания, необходимые для изучения нового материала

Повторяют сведения о словосочетании, формулируют тему урока совместно с учителем

Скажите, ребята, из чего состоит наша речь? (предполагаемый ответ: из предложений, из слов). В зависимости от ответа: Из чего состоит предложение? (предполагаемый ответ: из слов) Всегда ли слова образуют предложение? (предполагаемый ответ: нет, слова могут образовывать словосочетания). И, конечно, прежде чем изучать предложение, следует изучить именно словосочетание. Сформулируйте тему урока (предполагаемый ответ: словосочетание) А я её сформулировала так: «Что такое словосочетание. Виды связи в словосочетании». Откройте, пожалуйста, тетради, подпишите «четырнадцатое мая, классная работа» и тему урока.

Что вы уже знаете о словосочетании?

СЛАЙД

Хорошо. Сегодня мы обобщим и пополним ваши знания

Фронтальная

Словесный

Беседа

Познавательные: умение вычленять проблему (затруднение) и формулировать ее

Коммуникативные: умение слушать, выделять главное

Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

Актуализация опорных знаний

5

Постановка учебной задачи

Подготовка мышления учащихся и осознание ими цели урока.

Создаёт проблемную ситуацию, мотивирует к определению учебных задач

Формулируют задачи собственной деятельности совместно с учителем

Перед вами задание (СЛАЙД). Сможете ли вы его выполнить? (нет; не знаем, какие виды связи могут быть)

Какие задачи нам предстоит решить на уроке? (в центре доски (крыло) помещаю жёлтый круг, на котором записана тема; предлагаю на выбор несколько задач (они на белых овальных листах); выбранные классом задачи помещаю по краю жёлтого круга; таким образом, оформляем тему и задачи в виде цветка ромашки)

Фронтальная

Практический

Частично-поисковый

Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему

Познавательные: умение самостоятельно или совместно с учителем планировать пути достижения цели

Определение учебных задач

2

Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Выбор метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка гипотез

Предлагает проект действий, способствующих выходу из затруднений. Опираясь на учебный материал, мотивирует к открытию нового знания

Реализуют предложенный учителем проект. Совместно с учителем ищут выход из проблемной ситуации. Осуществляют поиск нового знания

Задание №1. Рассмотрите иллюстрацию на странице 170. Составьте возможные словосочетания с данными словами. Запишите их в столбик.

Какие словосочетание вы составили? Спрашиваю одного-двух учеников.

А теперь проверим (по СЛАЙДУ). Оцените свою работу по критериям, результат запишите в карточку оценивания.

Все ли слова могут сочетаться друг с другом? (нет, в словосочетании должен быть смысл; если да, то прошу составить словосочетание из глагола и прилагательного)

Прочитайте начало §89 и правило, которое расположено здесь же. По этому материалу задайте вопросы уточняющего характера, но так, чтобы на него можно было ответить по правилу.

Если затрудняются в составлении вопросов, первый вопрос задаю сама.

Из каких частей состоит словосочетание? (из главной и зависимой)

Как устанавливается связь слов в словосочетании? (по вопросу)

Какие грамматические средства связи слов в словосочетании нам известны? (Если есть затруднения в ответе, помогает учитель - основные средства синтаксической связи в словосочетаниях - окончание, предлог и окончание.)

Что нельзя назвать словосочетанием? Вернёмся к словосочетаниям, которые вы записали в тетради. Попробуйте каждое из них изменить по падежам, числам, родам. Получилось? (в одних словосочетаниях изменяются оба слова, а в других только главное). Как связываются слова в словосочетаниях? Всегда ли одинаково?

В словосочетании слова связываются тремя способами: управление, согласование, примыкание (СЛАЙД).

Индивидуальная


Фронтальная

Самостоятельная работа


Словесный


Беседа


Наглядный


Объяснительно-иллюстративный

Практический

Частично-поисковый

Регулятивные: умение выдвигать версии;

Познавательные: умение классифицировать;

Коммуникативные: умение работать индивидуально, умение дополнять, уточнять


Смысловое чтение

Выполнение задания








10

Первичное закрепление во внешней речи

Выбор метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка гипотез

Инициирует работу в парах, создаёт условия для самооценки деятельности, способствует расширению возможностей нового знания

Работают в парах

Работают с учебником

Применяют новое знание в изменившейся ситуации

Задание №2. Поработайте в парах с текстом §90. Соберите информацию о видах связи в словосочетаниях. Выполняя задание, заполните, пожалуйста, таблицу, которую вы найдёте в папках с раздаточным материалом.

На выполнение задания у вас пять минут.

Следующий лист раздаточного материала - файл с конвертом, из которого надо достать заполненные таблицы. Проверьте свою работу, оцените по критериям, результат запишите в карточку оценивания. Таблицы из конверта вы оставите себе и будете использовать как опорный конспект на уроках русского языка.

А вы знаете, что словосочетания могут заменять друг друга?

Часто словосочетания с одним видом связи можно заменить синонимичными словосочетаниями с другим видом связи. Например, мраморная статуя (согласование) - статуя из мрамора (управление) СЛАЙД. Придумайте сами такие примеры.

Парная

Практический


Частично-поисковый

Смысловое чтение


Регулятивные: умение выдвигать версии;

Познавательные: умение классифицировать

Составление опорной таблицы, схемы

7

Физкультминутка (динамическая пауза)

Смена деятельности, эмоциональная и физическая разгрузка

Организует динамическую паузу

Осуществляют деятельность, организованную учителем, двигаются, используя пространство класса

В следующем файле раздаточного материала небольшие цветные карточки, на которых записаны словосочетания. Напишите на карточке своё имя и фамилию, определите вид связи в указанном словосочетании. Подойдите к планшетику, на котором указан данный вид связи, и опустите карточку в кармашек планшета.

Если задание выполнено верно, то в каждом планшете должны оказаться карточки одного цвета. Смотрим, кто допустил ошибку. Остальные добавляют один балл в карточку оценивания.

Индивидуальная

Частично-поисковый

Познавательные: умение классифицировать;

Личностные: умение сохранять здоровье

Физическая разгрузка

Смена деятельности

3

Самостоятельная работа с самопроверка / взаимопроверкой по «ключу»

Самопроверка/взаимопроверка усвоения способов действий на воспроизведение полученного результата, индивидуальная рефлексия достижения цели.

Организует деятельность по применению знаний.

Самостоятельная работа, осуществляют самопроверку/взаимопроверку, пошагово сравнивая с «ключом».

Если вы правильно определили вид связи в словосочетании, выполните задание 460 (задание №3). Если при определении вида связи вы допустили ошибку, прочитайте §90 ещё раз. После выполнения письменного задания обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте друг друга по «ключу». Контролирую этот процесс. Если за одной партой оказались дети с разным заданием, прошу того, кто выполнял письменную работу, проверить устный ответ того, кто читал параграф. Оцените себя по критериям, поставьте соответствующий балл в карточку оценивания


Индивидуальная

Парная

Практический

Самостоятельная работа

Регулятивные: умение осуществлять контроль собственной деятельности в процессе достижения результата;

Коммуникативные: умение работать в паре и индивидуально;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

Познавательные: умение создавать обобщения

Смысловое чтение

Выполнение самостоятельной работы

5

Включение «открытия» в систему знаний

Включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике

Озвучивает тему следующего урока, прослеживает связь предыдущего, текущего и последующего уроков

Строят предположения о связи темы текущего урока с последующим учебным материалом

На следующем уроке вы начнёте изучение второстепенных членов предложения. Скажите, как тема нашего урока сегодня связана с второстепенными членами предложения? (подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, но вместе с распространяющими их словами составляют словосочетание; знание видов связи, умение определить главное и зависимое слово, правильно заданный вопрос помогут определить, каким членом предложения является слово)

Фронтальная

Словесный


Беседа

Познавательные: умение развивать мотивы своей деятельности;

Личностные: формирование ответственного отношения к учению

Формирование целостного восприятия учебного материала, мотивация к открытию нового знания

1

Повторение и закрепление изученного

Проверка умения определения вида связи в словосочетаниях

Организует повторение изученного на уроке и осуществляет обратную связь

Повторяют изученное на уроке, осуществляют самооценку результатов деятельности, выполняют тест по теме урока

Вернёмся к словосочетаниям, которые вы составили в начале урока. Задание №4. В каждом из них обозначьте главное слово, задайте вопрос к зависимому, надпишите, чем выражены главное и зависимое слово, определите вид связи.

Через 3 минуты прошу сильного ученика прокомментировать разбор одного словосочетания. Остальные проверяем по СЛАЙДУ. Оцените свою работу по критериям, результат запишите в карточку оценивания.

А теперь возьмите, пожалуйста, пульты, которые лежат у вас на столах. На экране будут появляться вопросы теста и варианты ответов. Работая в паре, выберите правильный ответ, нажмите нужную цифру на пульте, после этого нажмите SEND.

Результаты электронного тестирования запишите в карточку оценивания.

Индивидуальная





Парная

Самостоятельная работа


Комментированное письмо


Тестирование

Познавательные:

умение строить логическое рассуждение и делать выводы; формирование компетентности в области использования ИКТ

Коммуникативные: умение работать в паре, умение осуществлять контроль собственной деятельности;

Регулятивные: умение оценивать собственное достижение учебной задачи

Закрепление изученного материала, применение полученных знаний на практике

6

Домашнее задание

Включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике

Инициирует выбор индивидуального домашнего задания

Определяют домашнее задание, делают записи в дневнике

Посчитайте, какое количество баллов вы набрали за выполнение письменных заданий и добавьте по одному баллу за каждый флажок. Если вы набрали 27 - 30 баллов, ваша оценка за урок - 5, ваше домашнее задание: составить по 3 примера словосочетаний с разными видами связи, обозначить главное слово, задать вопрос к зависимому, надписать, чем выражено главное и зависимое слово, указать вид связи.

Если вы набрали 20 - 26 баллов, ваша оценка за урок - 4, ваше домашнее задание - упражнение 463.

Если вы набрали 15 - 19 баллов - ваша оценка - 3, ваше домашнее задание - упражнение 462.

Домашнее задание для тех, кто набрал менее 15 баллов - упражнение 461.

Индивидуальная


Дифференцированное домашнее задание, исходя из набранных баллов

Познавательные: умение развивать мотивы своей деятельности;

Личностные: формирование ответственного отношения к учению

Определение самостоятельной деятельности

2

Рефлексия деятельности

Самооценка учащихся своей деятельности, метода преодоления затруднений, оценка нового способа действия

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят задачи и результаты действия.

Вернёмся к задачам, которые мы определили в начале урока. Посмотрим на нашу ромашку. Что нам удалось, а что нет. Вместе подводим итоги урока.

Если останется время, спрашиваю, с помощью каких словосочетаний можно попрощаться. СЛЕДИТЬ, ЧТОБЫ НЕ ДОПУСТИЛИ ОШИБОК!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Благодарю особо отличившихся учащихся, поддерживаю учащихся, испытавших затруднения.

Благодарю всех за хорошую работу, желаю успехов в изучении русского языка. Спасибо!

Индивидуальная

Фронтальная

Беседа

Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самооценки

Подведение итогов урока, заполнение карточки оценивания, самооценка и взаимооценка деятельности учащихся, экспертная оценка результатов деятельности учащихся учителем

1



© 2010-2022