Урок русского языка Правописание н-нн в суффиксах прилагательных

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык 6 класс

Урок 83

Тема: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных

Цель: 1. Познакомить учащихся с правилом написания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.

2. Сформировать умения верного определения условий, регулирующих выбор одной или двух н в суффиксах прилагательных.

3. Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.

4. Воспитывать у учащихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам.

Оборудование: индивидуальные конспекты, сигнальные карточки, правило.

Ход урока.

I. Оргмомент

Я рада вас видеть. Сегодня нам предстоит изучение новой темы. У каждого из вас конспект урока, по которому мы будет работать.

II. Актуализация знаний, побуждение интереса к учению

Работа с текстом.

Я принесла вам сказку. ( Учитель читает текст. Карточки с текстом у каждого ученика).

Серебряная сказка.

Вечереет. Багряное солнце уходит за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ. Заря меркнет, и из-за леса выплывает серебряный щит луны, который ярко освещает снег, разрисованный звериными тропами.

В зимнюю ночь лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями.

Много удивительного зимой, но самое прекрасное - иней. Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Придорожные былинки превращаются в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника - в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминают ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки кажутся таинственными призраками...

Я навсегда полюбил эту серебряную сказку - эту призрачную и хрупкую красоту русской зимы.

  • Вам понравилась «Серебряная сказка»?

  • Определите стиль текста, докажите свое мнение. (Художественный стиль, автор передает свое отношение к окружающему, рисует словами картину, использует изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворение).

  • К какому типу речи относится данный текст? (Описание, т.к. перед нами словесное изображение явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Пейзаж.)

  • Что помогает автору сделать эту пейзажную зарисовку образной, эмоциональной? (Наличие большого числа прилагательных).

  • Какова роль прилагательных в тексте? (Имена прилагательные украшают нашу речь, делают ее яркой, привлекательной).

  • В тексте подчеркнуты некоторые прилагательные. Прочитайте их.

  • Почему в одних словах в суффиксах пишется одна буква н, а в других - две? Объясните условия написания н и нн в суффиксах. Почему вы не можете объяснить? Хотите ли вы узнать правило? Зачем?

III. Объявление темы и цели урока

Тема урока: «Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных»

- Что нам предстоит сегодня сделать, чему научиться?

(Цель урока учащиеся формулируют сами).

Цель урока: научиться правильно писать прилагательные с н-нн в суффиксах, развивать речь.

IV. Изучение нового материала.

1. Мы продолжаем знакомиться с суффиксальным способом образования слов.

  • От каких частей речи образуются прилагательные? (От существительных, глаголов, наречий)

Мы сегодня говорим о прилагательных, которые образуются от существительных.

  • Образуйте прилагательные от существительных: сон, станция, солома, утка, песок, нефть (Слова написаны на доске. Ученики произносят слово. Учитель записывает на доске, учащиеся - в конспектах, выделяют суффиксы.)

утка

утиный

сон

сонный

песок

песчаный

станция

станционный

нефть

нефтяной

солома

соломенный

Обратите внимание на морфемный состав слов. Назовите суффиксы.

Попробуйте сформулировать условия правописания н-нн в суффиксах прилагательных.

(Ребята пытаются сформулировать правило написания н-нн в суффиксах прилагательных).

2. Правило правописания н-нн

в прилагательных

Одно н пишется: 1) в прилагательных, образован­ных с помощью суффиксов -ан-, -ян-, -ин-: кожа - кожаный, глина -глиняный, гусь - гусиный.

Два н (нн) пишется: 1) в прилагательных, образо­ванных с помощью суффикса -н- от существительных с основой на н: сон - сонный, весна - весенний; 2) в прилагательных, образо­ванных с помощью суффиксов -онн-, -енн-: солома - соломенный, станция - станционный;

Учитель раздает каждому ученику опорный конспект.

н

нн

Суффиксы: -ин- , -ан- (-ян-)

Искл.: стеклянный, оловянный, деревянный

Суффикс -н- после основы на н

Суффиксы -онн-, -енн-

Искл.: ветреный

В кратких прилагательных ж. и ср. р. столько н, сколько и в полных: ценная вещь - ценна



  • Посмотрите внимательно. Какие новые сведения для себя вы увидели в таблице?

1) исключения- стеклянный, оло­вянный, деревянный; исключение- ветреный (безветренный - пишется по правилу);

2) в крат­ких прилагательных, ж. и ср. р. столько н, сколько и в полных: ценная вещь - ценна.

3. Есть в русском языке группа слов, которая не подчиняется данному правилу.

Их называют непроизводными или первообразными.

Правописание этих слов нужно запомнить.

В первообразных в КОРЕНЬ зри,

ненужной буквы не бери.

ЕДИНый, ЮНый, ПЬЯНый, РЬЯНый,

БУЛАНый, РДЯНый и РУМЯНый,

ПОГАНый, ПРЯНый и СВИНой,

Мы пишем с буквой Н одной!

Дайте лексическое значение данных слов.

(Подберите однокоренные слова, выделите корень. Обратите внимание на морфемный состав слов. Чего в них нет? Они не имеют суффикса).

В конспекте даны и другие слова, которые не подчиняется данному правилу. В этих словах н входит в состав корня. Прочитайте их.

Синий, зеленый, павлиний, бараний, тюлений, фазаний.

V. Первичное закрепление материала.

1). Теория. Используя опорный конспект, расскажите о правописании Н и НН в прилагательных, образованных от существительных.

Одно н пишется: 1) в прилагательных, образован­ных с помощью суффиксов -ан-, -ян-, -ин-: кожа - кожаный, глина -глиняный, гусь - гусиный; исключения- стеклянный, оло­вянный, деревянный;

Два н (нн) пишется: 1) в прилагательных, образо­ванных с помощью суффикса -н- от существительных с основой на н: сон - сонный, весна - весенний; 2) в прилагательных, образо­ванных с помощью суффиксов -онн-, -енн-: солома - соломенный, станция - станционный; исключение- ветреный; 3) в крат­ких прилагательных, ж. и ср. р. столько н, сколько и в полных: ценная вещь - ценна.

2). Работа в парах.

- А теперь расскажите друг другу о правописании Н и НН в прилагательных, образованных от существительных и поставьте соответствующий балл в листе контроля.

3). Какие действия нужно предпринять, чтобы правильно написать прилагательные?

(Работа с алгоритмом. Главное в работе над алгоритмом ничего не пропускать, приучаться к последовательности действий).

Урок русского языка Правописание н-нн в суффиксах прилагательных

Алгоритм

1.Определить, от какой части речи образовано слово.

2.Если образовано от существительного:

а) с помощью суф. -ан, -ян, -ин: пиши -н-

(кроме - оловянный, стеклянный, деревянный);

б) с основой на -н-: пиши -нн-

в) с помощью суф. -онн-. -енн- : пиши -нн-

(кроме -ветреный-).

3). Работа с текстом.

  • Теперь, когда мы знаем правило, алгоритм, вы можете объяснить, почему в суффиксах прилагательных из сказки пишется н или нн?

  • Читаем слово, пользуясь алгоритмом, объясняем условия написания н и нн.

Образец анализа слов.

Серебряная (сказка) -прилагательное образовано от существительного серебро, к основе серебр- прибавляется суффикс -ян, пишем н.

звериными тропами - прил., обр. от сущ. зверь, суфф. ин, пишем н

лунный (свет) -прил. образовано от сущ. луна, к основе лун- прибавляется суффикс н, пишем нн.

над сонным лесом

торжественным - прил., обр. от сущ торжество, суфф. енн, пишем нн

стеклянные цветы

искусственные кружева

ледяные (кудри) -прилагательное образовано от существительного лед, к основе лед- прибавляется суффикс -ян. Вывод: пишем н.

таинственными призраками

серебряную сказку

VI. Закрепление изученного материала. (Конспект).

1). Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание. Работать по цепочке.

Травяной, кожаный, пчелиный, гостиный, барабанный, каменный, соломенный, лекарственный, клюквенный, весенний, оловянный, деревянный, ветреный, безветренный.

2). Выборочный диктант. Записываем только прилагательные.

Кожаный портфель; бесчисленные стаи; жизненный вопрос; торфяные болота; лимонный напиток; жестяная кружка; тыквенное семя; царственный жест.

Взаимопроверка. Поставьте оценки. 1-2 ошибки - «4», 3 - «3»

3).Сигнальные карточки.

Мышиный писк; песчаный берег; экранное пособие; туманный день; стеклянный шар; кочанная капуста; былинный герой; голубиное семейство; витаминный набор; витринное стекло; блинная мука; львиное семейство; тополиный пух; беспричинный смех; таинственный шорох.

4). Распределите слова в два столбика (два ученика у доски):

-Н- -НН- Комариный укус, земляной пол, ураганный ветер, карманные часы, кочанная капуста, ценные сведения, орлиный крик, журавлиная стая, стеклянная трубка, старинные предания.

5). Определите, одним или разными способами и средствами образованы прилагательные батальонный и дивизионный.

(Слова батальонный и дивизионный образо­ваны одним способом - суффиксальным, но разными средствами: батальонный образовано от батальон с помощью суффикса -н-, дивизионный образовано от дивизия (производящая основа дивизи-) с помощью суффикса -онн-).

6). Игра «Корректор». Разберись по алгоритму в написании слов, исправьте ошибки.

Чугунная решётка, ветреный день, багряные закаты, гусиные лапки, машинное отделение, болезненное чувство, старинные часы, юное лицо.

7). Вставить в текст, где это возможно, подходящие по смыслу прилагательные на данное правило. Помни! Прилагательные образуются от существительных.

Лес зимой.

Удивителен лес зимой! Деревья одеты в серебряные шубки. Все сверкает алмазной россыпью. Величественные ели тянутся к бездонному небу снежными вершинами.

Зимний лес не безжизненный, а живой. На снежном ковре много звериных следов. Под хрупким ледяным настом видны мышиные норки. Всю зиму лежит в берлоге сонный медведь.

В морозные дни лес похож на необыкновенный каменный замок.

8). Выпишите из текста предложение для синтаксического разбора.

Величественные ели тянутся к бездонному небу снежными вершинами.

VII. Рефлексия.

1. Отметьте свое настроение, состояние в конспекте в радужных цветах.

2. Продолжите предложение.

Я сегодня узнал, что…

Я научился…

Я хотел бы научиться…

Я хочу сказать…

VIII. Итог урока.

IX. Домашнее задание.

Выучить правило и алгоритм правописания н-нн в прилагательных §56. Задание по выбору. Написать мини-рассказ, используя прилагательные с изученной орфограммой или упр. 316, 318.

6

© 2010-2022