Урок

ТСегодня мы совершим путешествие по хорошо знакомому вам штату «Лексике». Цель нашего путешествия - повторить материал, изученный в этом разделе. Перед вами экскурсионные листы, в которых вы будете отмечать передвижение по достопримечательностям города, правильно пройдя маршрут, вы сможете выполнить домашнее задание (написать сочинение-миниатюру о своих впечатлениях о путешествии по городу «Лексика»). В городе много интересных мест, но наш маршрут будет таков: мы посетим музей, зоопарк и школу... Давайте вспомним, кто является жителями этого города? 2. Чтобы получить ключ от города, надо выполнить небольшой тест, который послужит пропуском в этот город.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Считаю игру одним из лучших средств организации учебного процесса, использование игры на уроке делает усвоение материала более интересным, занимательным. Особенно важно использовать дидактическую игру на уроках обобщения и систематизации материала, на уроках повторения в конце четверти ил учебного года. Дети к этому времени утомлены, менее внимательны, занятия идут вяло. Вот тогда и стоит объявить о том, что будет проводиться игра,- и в глазах учеников появляется огонёк интереса. Во время игры школьники усваивают тот же программный материал, но охотно и более прочно. Поэтому я использовала форму игры-путешествия для обобщения материала по теме «Лексика». А использование мультимедийной презентации делает урок ярким, запоминающимся.

Введение в урок игры повышает активность класса, игра увлекает ребят за собой так, что они не замечают, как вместе с игрой идёт усвоение нового, подчас нелёгкого материала. При закреплении ребятам гораздо интереснее выполнять задания в игровой форме, нежели делать скучные однотипные упражнения из учебника.

Благодаря игровым упражнениям дети не замечают, как проходит урок. У учащихся повысилась орфографическая зоркость, обогатился словарный запас, ребята стали внимательнее следить за собственной речью и за речью своих товарищей, правильно исправлять речевые ошибки. Учащиеся исполнительно, добросовестно относятся к заданию, полученному на уроке. Ребята с нетерпением ждут уроки русского языка. По их светящимся лицам и горящим глазам я поняла, что именно игра - ключ не только к повышению эффективности усвоения знаний, к развитию интереса к предмету, но и к сердцам ребят. Только систематическое использование игры не с целью развлечения, а для серьёзного углублённого изучения русского языка даёт положительные результаты.

Тема: Урок-путешествие в город «Лексика»

Цели и задачи: воспитание любви к родному языку, бережного отношения к слову.
Обобщение и систематизация знаний по теме "Лексика".
Развитие творческого мышления учащихся, расширение кругозора, обогащение словарного запаса.

Оборудование: мультимедийная презентация, экскурсионные листы.

Ход урока.

  1. Ребята, есть отдельное государство Лингвиния, которое состоит из множества областей и штатов. Сегодня мы совершим путешествие по хорошо знакомому вам штату «Лексике». Цель нашего путешествия - повторить материал, изученный в этом разделе. Перед вами экскурсионные листы, в которых вы будете отмечать передвижение по достопримечательностям города, правильно пройдя маршрут, вы сможете выполнить домашнее задание (написать сочинение-миниатюру о своих впечатлениях о путешествии по городу «Лексика»). В городе много интересных мест, но наш маршрут будет таков: мы посетим музей, зоопарк и школу. Те из вас, кто будет активно работать, получит значок почётного экскурсовода по городу Лексика, который смогут обменять в конце урока на пятёрку.

Давайте вспомним, кто является жителями этого города?



  1. Чтобы получить ключ от города, надо выполнить небольшой тест, который послужит пропуском в этот город.

1.Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками употребления в речи:

А. антонимы

Б. Синонимы

В. Омонимы

2. определите, где верно указаны синонимы:

А. жажда-увлечение

Б. благородный - спокойный

В. Одарённый - талантливый

3. Найдите, где верно указаны антонимы:

А. могучий - глупый

Б. робкий - скупой

В. Презирать - уважать

(Как вы определили, какие слова называют антонимами?)

4.Слова одной и той же части речи одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению:

А. Синонимы

Б. неологизмы

В. Омонимы

5. Найдите неологизм:

А. брокер (слово пришло из англ. яз посредник при заключении сделок на биржах)

Б. спутник

В. Кафтан

Г. бурак

( Какие слова называют неологизмами? Как они появляются в языке?)

  1. Молодцы! Вы правильно выполнили тест, и мы можем начать наше путешествие. Открываются ворота, и мы попадаем на площадь, от которой идут 2 улицы: Улица Прямого значения слов и улица переносного значения. Слова, которые живут на улице Прямого значения, говорят всегда правду, обозначают одно значение, а те, кто живёт на улице Переносного значения… Это какие, как вы думаете, слова?( Переносят качества и признак одного предмета на другой). Так вот, как то вышли эти слова вечером на площадь, да так заговорились, что забыли, кто на какой улице живёт. Наша задача отправить слова по своим домам

Прямое переносное

Тяжесть багажа тяжесть утраты

Гибкость ветки гибкость ума

Каменная изгородь каменное сердце

Строить мост строить планы

Золотое кольцо золотые руки

Зрелые плоды зрелый человек

4..Молодцы! А давайте вспомним, как поэты и писатели используют переносное значение слова. Какие художественные приёмы вы знаете, основанные на переносном значении слов. (эпитеты, метафоры, олицетворения) и перенесёмся на природу. Прослушайте стихотворение и подумайте, какие средства художественной изобразительности (метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения) использовал Иван Саввич Никитин.

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая <…>

Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло <…

Метафора: в огне облака, макушки ракит, по кудрям лозняка

Эпитеты: зеркальная вода, алый свет, тропинка росистая, роса серебристая, золотые потоки

Олицетворение: звёзды гаснут, дремлет камыш, солнце встаёт, покинуло ночлег.

Молодцы! Отправляемся дальше. Одной из достопримечательностью города является музей необычных слов. Чтобы войти в музей, выполним задание.

5.Игра переводчик - замените иноязычные слова исконно русскими

При проверке выявлено много дефектов (недостатков)

Ваши аргументы убедительны. (доводы)

В газете появилась информация о футбольном матче. (сведения)

В сплаве обнаружено мизерное количество меди. (небольшое)

6. В каждом музее есть предметы старины. Мы заходим в комнату, где хранятся необычные слова, вышедшие из активного употребления в языке. Как называются такие слова? (устаревшие)

Ланиты

Чело

Очи

уста

персты

задание. Что это за слова подберите современные слова , в каких текстах встречаются? А когда обычно используют такие слова?

7. За музеем располагается ещё дона достопримечательность города Лексика- зоопарк. Здесь живут необычные слова. Что это за выражения? Игра- замени одним словом. составьте предложения с одним из ,подчеркните фразеологические обороты.

Кот в мешке - приобретать то о достоинствах чего не знаешь заранее.

Белая ворона -человек резко отличающийся от других, не такой, как все.

Крокодиловы слёзы - неискреннее сожаление, лживое сострадание.

Глухая тетеря - говорят о человеке, который что-то недослышал

Мокрая курица - человек, имеющий жалкий, забитый вид.

Козёл отпущения - человек, на которого сваливают проступки других.

Слон в посудной лавке- неловкий, неуклюжий человек.

Змея подколодная - коварный, опасный человек.

Ребята, а задумывались ли вы когда-нибудь о происхождении фразеологизмов? Например, откуда произошло выражение «крокодиловы слёзы», «козёл отпущения». «змея подколодная».

8. Физминутка.

Продолжаем путешествие дальше. А вот и лестница. Куда она ведёт? Чтобы подняться вверх, надо расположить синонимы в порядке возрастания признака.

Свирепый, жёсткий, лютый, безжалостный, бессердечный, злой (враг)

Оскорбительный, грубый, обидный, бестактный, резкий (поступок)

9. Продолжаем наше путешествие, вот мы уже и у здания школы. Войдем в здание

Западня - квартира с окнами на запад. Гривенник - юноша с модной гривой. Маховик - регулировщик на перекрёстке.

Что надо делать, если не знаешь значение слова?

«Уважаем государь

По прозванию Словарь,

Даже Пушкин,

Я об этом

Достоверно говорю,

Не однажды за советом

Обращался к Словарю».

Я. Козловский

Действительно, словарь - это историческая повесть о жизни людей, их думах, бедах и радостях; каждое слово, помещенное в словаре, связано с жизнью, деятельностью народа - творца языка.

В любой библиотеке и у вас дома есть словари, из них мы можем узнать много нужной и полезной информации. Сегодня мы познакомимся со школьными словарями.

Обратите внимание: в конце класса находится выставка словарей, которые есть в нашей школьной библиотеке, с которыми вы можете подробнее познакомиться после урока.

Работа со слайдами.

10. Итог урока.

- Что мы повторили из лексики?

- Что нового для себя вы сегодня узнали на уроке?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Как вы думаете, где вы можете применить знания, полученные на сегодняшнем уроке?



© 2010-2022