Как формулировать тему урока в соответствии с ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Турманкина Ольга Алексеевна,

Учитель русского языка и литературы МОАУ ЛИЦЕЯ №6 г. Благовещенска

КАК ФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ СТАНДАРТАМИ ОБРАЗОВАНИЯ

О том насколько важна точная и ёмкая формулировка темы урока, знают многие учителя, однако, далеко не всегда мы уделяем должное внимание этой проблеме. Для большинства школьников в названии урока нет ничего, кроме скучного и сухого разнообразия. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. И в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия - это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Исходя из выше сказанного, предпочтительно тему урока дети должны обозначить сами, но учитель всеми возможными способами должен подвести ребёнка к правильным домыслам.

Конечно, формулировка темы урока зависит от типа урока. В условиях введения ФГОС выделяют 6 типов уроков:

1. Урок «открытия» нового знания;

2. Урок комплексного применения знаний и умений;

3. Урок общеметодологической направленности;

4. Урок актуализации знаний и умений;

5. Урок контроля знаний и умений;

6. Урок коррекции знаний, умений и навыков.

Если же это урок «Открытия» новых знаний, то тему урока учитель может сформулировать сам и дать её в готовом виде. Но она должна быть интересной, способной заинтриговать ребёнка. Она должна быть такой, чтобы ему захотелось узнать обо всём, что говорится в ней.

Тема - это имя урока. И мы с вами выступаем в роли ономатета.

Ономатет (др.-греч. ὀνοματοθέτης - создатель или творец наименований) - представление мифологического или философского образа божества или человека, дающего и устанавливающего имена всему сущему, либо отдельным предметам или живым существам. Коротко - тот, кто даёт имена[1].

Итак, рассмотрим несколько примеров. Урок русского языка «открытия» новых знаний . Общая тема «Имя прилагательное».

Дается ряд прилагательных: клюквенный, малиновый, томатный, кислый, сладкий, солёный. Детям предлагается объединить их по признакам, записать в две группы:

ВИД

ВКУС

Клюквенный

Малиновый

Томатный

Кислый

Сладкий

Солёный

Теперь следует подобрать к ним подходящее существительное.

СОК

Составить два предложения.

  1. Я люблю клюквенный, малиновый, томатный сок.

  2. Я люблю сладкий малиновый сок.

Записав их на доске, спросить у детей как они думают, в каком предложении определения однородные, а в каком неоднородные? Затем формулируется вопрос урока, а из него вытекает тема «Однородные или неоднородные определения?». Часто так бывает, что тема соответствует проблемному вопросу. Сама тема может быть в форме вопроса. Заголовки, сформулированные как альтернативные вопросы, создают проблемные ситуации, побуждают школьников напряженно следить за развивающимся конфликтом. «О или Ё?» , «Е или И?». Обратимся к уроку истории: «Греция или Македония? Филипп или Демосфен?» (сравните с традиционным названием темы: «Упадок Греции и подчинение её Македонии» . «Набег или нашествие?» («Татаро - монгольское вторжение на Русь»). Когда учебный материал обладает большим эмоциональным зарядом, необходим душевный настрой, уже на первых минутах урока необходимо создать его название, которое может быть заимствовано из известных художественных и исторических текстов «откуда есть пошла земля Русская…», « Москва не сразу строилась!». На уроках истории и литературы заголовки должны интриговать и увлекать, ведь любой литератор знает, что в основе любого произведения лежит конфликт. Так и заголовок должен открывать неисчерпаемость познания, пробуждать воображение и самостоятельность.

Урок закрепления или актуализации знаний и умений, здесь грех не дать возможность прийти детям к теме самим. Опять же общая тема «Имя прилагательное», на доске или в руках мяч. Детям раздаются карточки разных цветов и карточки, на которых изображены футбольный, баскетбольный, теннисный, волейбольный мячи. Задание объединиться в группы в зависимости от признака, затем составить три предложения.

  1. Зеленые, красные, синие мячи скачут по школьному двору.

  2. Футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи ждут своего часа перед соревнованиями.

  3. Теннисный зелёный мяч ловко скачет через сетку.

Дети хорошо чувствуют разницу между признаками предмета (цвет, предназначение). Легко формулируют тему «Однородные и неоднородные определения».

Очень выигрышно смотрятся темы, сформулированные в виде афоризма, крылатой фразы, поговорки, загадки и т. п. На уроке русского языка при изучении постоянных морфологический признаков имени существительного одну из тем можно обозначить так: «Тебе дано, а другие пользуются?» (имя). Тут же возникает вопрос: «Ребята, а что такое имя? Приведите примеры, назовите друг друга по имени. Имя принадлежит человеку, его собственность, есть у каждой девочки и мальчика в нашем классе! Сформулируйте тему урока». «Имена существительные собственные или нарицательные».

В социальных сетях множество фраз и выражений по замечанию на безграмотность людей. Я выбрала одно из них для темы урока: «Не зная падежов - не говорите глупостев!» Дети читают, смеются, ищут ошибки. Так ка мы работаем с именами существительными, то им не составит труда сформулировать стандартную тему самим «Склонение имён существительных».

Уже обозначено, что темы по литературе даже в журнале нельзя записывать следующим образом: И. С. Тургенев «Муму», а уж тем более давать в таком виде детям. Здесь очень хорошо помогает кластер - инструмент, созданный для того, чтобы эффективно мыслить. Смысл этого приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме, он может быть использован на самых разных стадиях урока. От основной темы отходят микротемы, выбираем любую. Дети сами составили, сами выбрали. Мне это и нужно.

Перечисленные мною варианты заголовков, конечно, не исчерпывают всего их разнообразия, но я считаю, что внимание к этой проблеме, создаёт новые возможности гуманизации в единстве её содержательной и межличностной сторонами единого учебного процесса.

В заключении хочется опять обратиться к ономатету.

Еще в первобытном обществе наименование представляло собой не какую-либо игру или развлечение, а абсолютную культурную необходимость, крепко связанную с внутренней сущностью человека. Имя собственное для первобытного человека представляло собой не этикетку или ярлык, а своеобразный символ, связанный, сложным образом, с природой индивида. Мифологическое осознание имени собственного, как мифической внутренней субстанции, проявляется в некоторых культурно-исторических традициях, в которых наречение именем новорожденного принимает форму отгадывания его сущности, что является своеобразной магией. Имя представлялось загадочной сущностью вещи или человека; знать имя означало иметь власть над тем, что названо; произнести имя, назвать по имени - могло означать создать, оживить, погубить, овладеть. В нашем случае, дав содержательное, понятное, разумное имя уроку, у нас появляется возможность иметь власть над ним, также оживить его и донести до детей интересно, доступно, чтобы они его запомнили, усвоили и хотели вспоминать.

В качестве общеизвестного примера для современного человека можно привести фразу «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт» из книги Приключения капитана Врунгеля, метко подмеченную писателем Андреем Некрасовым. В книге описывается случай, когда с яхты, предназначенной для кругосветной регаты и названной по этому случаю «Победа» (ясно видна попытка команды Врунгеля в качестве ономатета придать сущность именем собственным и завоевать таким образом победу в регате), отваливаются первые две буквы названия и яхта вынуждена отправиться в путешествие под названием «Беда», в результате чего экипажу приходится преодолевать многочисленные проблемы в процессе путешествия[3]. Я желаю всем нам, чтобы обозначенные нами темы уроков, только помогали нам и вели нас и наших детей только по верному курсу, легко и свободно двигаясь по океану знаний.





  1. Теребихин Н. М. Пётр I - культурный герой и ономатет Русского Севера // Живое слово. - Архангельск, 1998

© 2010-2022