План-конспект Виды сложносочиненных предложений

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 29

Класс 9А - 9Б - 9В-

Тема: Виды ССП

Цели: 1) познакомить обучающихся с особенностями сложносочинённого предложения, группами сочинительных союзов по значению; 2)научить определять вид ССП, научить различать виды ССП.

Задачи организационной деятельности учителя:

-предметные:

-формирование умений определять вид сложносочиненного предложения;

-формирование умений различать виды сложносочиненных предложений;

-формирование умений употреблять в речи сложносочиненные предложения;

-развитие пунктуационных навыков;

-метапредметные:

-организовать деятельность учащихся по развитию умений работать с текстом и получать информацию из разных источников;

-формирование умений анализировать полученную информацию;

-формирование умения слушать и вступать в диалог;

-личностные:

-способствовать формированию умений договариваться о совместной работе, формирование умения участвовать

в коллективном обсуждении проблемы;

-развитие навыков монологической речи;

-развитие навыков индивидуальной и групповой работы;

-развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности).

Ход урока

Определение темы урока

Можете ли вы предположить, о чём пойдёт речь на сегодня на уроке?

Организационный этап.

Чтение учителем стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Актуализация опорных знаний

  1. Проверка домашнего задания

  2. Работа у доски с предложениями

Ни калина не растёт меж ними, ни трава не зеленеет. (И. Тургенев)

В наших краях люди разбираются в пении, и недаром село Сергиевское славится во всей России своим особенно приятным и согласным напевом.(Певцы)

Еще нигде не румянилась заря, а на востоке небо уже забелелось.

Чем отличаются типы представленных предложений выписать сам чем связаны части СП какие это союзы - разн союзы

Определение цели урока

Первичное усвоение новых знаний

Учитель:

Прочитайте материал

Получение теоретической информации - не всегда интересное занятие. Предлагаю вам изучить материал не совсем обычным способом. Вы можете выразить своё мнение с помощью специальных знаков.

Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
а) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни ..., ни; тоже; также; не только ..., но и; как ..., так и);
б) ССП с разделительными союзами (то ..., то; не то ..., не то; или; либо; то ли ..., то ли);
в) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами могут передавать:
- явления, происходящие одновременно: И далеко на юге шел бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов, явственно приближавшихся ночью (в таких предложениях изменение последовательности частей предложения не меняет смысла);
- явления, происходящие последовательно: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали (в этом случае перестановка предложений невозможна) и другие.

В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами указывается на такие явления, которые не могут происходить одновременно: они или чередуются, или одно исключает другое. Например: В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колеса тачек; На Пересыпи не то что-то горело, не то восходила луна; Только иногда мелькнет березка или мрачной тенью встанет перед тобой ель.
В сложносочиненных предложениях с противительными союзами обычноодно явление противопоставляется другому: Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце.
Сложносочиненное предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.


Группы сочинительных союзов

Соединительные

Разделительные

Противительные

и, да (=и),

ни... ни,

тоже,

также

то... то,

или (иль),

либо... либо,

не то... не то,

то ли... то ли

а, но, да (=но),

зато, однако,

не только... но и

Первичная проверка понимания

Игра: «Верите ли вы, что…»

Сложносочиненное предложение -сложное предложение, состоящее из двух и более частей, связанных между собой с помощью интонации и сочинительных союзов

да

От одной части сложносочиненного предложения к другой можно задать вопрос

нет

Части сложносочиненного предложения связаны между собой только с помощью интонации

да

Части сложносочиненного предложения связаны с помощью подчинительных союзов

нет

Части сложносочиненного предложения соединяются между собой с помощью соединительных, противительных и разделительных союзов

да

Любое знание лучше запомнится, если оно отрабатывается на практике.

Попробуйте определить, к какому виду относятся данные сложносочиненные предложения.

1.Княжна Марья всё ещё молча смотрела на брата, и в прекрасных глазах её были любовь и грусть.

2. Через две недели после получения письма вечером приехали вперёд люди князя Василия, а на другой день приехал он.

3.Никто ничего определённого не говорил, но по эскадрону пронеслась молва об атаке.

4.Пред пожаром очень редко мелькали чёрные фигуры людей, и из-за неумолкаемого треска слышались говор и крики.

5. Канонада стала слабее, однако трескотня ружей слышалась всё чаще.

6.То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

7.Чёрная туча надвинулась, и стали видны молнии, освещавшие весь двор.


Первичное закрепление

Я надеюсь, что материал сегодняшнего урока стал понятен всем. Вам предстоит выполнит следующее задание. Затем вы проверите работы друг друга, а потом сверитесь с ответами на, записанными на доске.

Выпишите номера сложных предложений

Задание 3. Выписать номера предложений

1-й ряд

2-й ряд

3-й ряд

ССП с соединительными союзами

ССП с разделительными союзами

ССП с противительными союзами

1. Вот идет Ермил к лошади, а лошадь от него таращится, храпит, головой трясет… (Тургенев И.С.)

2. То слишком морозит , то моросит дождь. ( Пришвин М.)

3. Тут раздался лёгкий свист, и Дубровский умолк. (Пушкин А.С.)

4. Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки обойдёт.(Васильев С.)

5. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.(Короленко В.)

6. То падали листья вместе с хлопьями сырого снега, то шел дождь, то светило позднее солнце. (А. Платонов)

7. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей. (Паустовский К.Г.)

8. Бабушки, должно быть, все очень хорошие, у нас тоже хорошая была

9. В зелёной листве задумчивых лесов уже золотились отжившие листки, апотемневшие поля глядели тоскливо и печально.(Чехов А.П.)

Задание.

Сегодня мы разными способами учились определять виды сложносочиненного предложения. А теперь вы сами попробуете составить сложные предложения разных видов.

Составьте из простых предложений сложносочиненные предложения . Определите их вид.

1.Русский язык является могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

2.Русский язык довольствуется одним словом для передачи мысли. Другому языку потребовались бы для этого целые фразы.

3.Русский язык неисчерпаемо богат. Всё в нём обогащается с поражающей быстротой.

И.С. Тургенев когда -то сказал : «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,- это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием».

Я надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке, помогут вам успешно сдать экзамены.

Рефлексия

Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.

Ребята, у нас осталась незаполненной третья графа таблицы. Что же мы должны в неё написать

Учитель:

1) Что вспомнили на уроке?

-Вспоминали правила, определяющие написание орфограмм

2) Что делали?

-Опознавали орфограммы в тексте, классифицировали их, группировали по видам

- сами формулировали вопросы, требующие решения; при помощи работы с учебником самостоятельно находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе;

- закрепляли знания через применение их на практике;

- готовились к выполнению задания ГИА В9

- Что вам помогало в работе?

Домашнее задание:

Параграф:

Упражнение:

© 2010-2022