МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»


Павлова Марина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ средняя школа № 2

Дата проведения: 17 апреля 2015 года ( в рамках Дня открытых дверей)

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели:

  • образовательная: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по курсу синтаксиса, закреплению навыков постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами предложения;

  • развивающая: способствовать развитию умений проводить пунктуационный разбор предложения, находить в предложении обособленные члены и выделять их на письме, умению применять теоретические знания на практике;

  • воспитательная: воспитывать готовность к сотрудничеству на уроке, самостоятельность и способность к самоорганизации.

Оборудование: мультимедиааппаратура для презентации, дидактический материал (карточки с вопросами и заданиями (для парной, групповой и индивидуальной работы).

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

(1 слайд) На протяжении нескольких уроков мы изучали большую тему в курсе русского языка 8 класса под названием «Обособленные члены предложения». (запись даты, темы урока в тетрадь)

(2 слайд) Сегодня на уроке мы обобщим полученные по этой теме знания, подведём итоги, что усвоено, что необходимо ещё закрепить, проверим ваше умение находить обобсобленные члены и правильно расставлять знаки препинания в предложениях. (3 слайд) А эпиграфом к нашему уроку я выбрала высказывание известного русского писателя А.П. Чехова: «Знаки препинания служат нотами при чтении». Как вы понимаете высказывание А.П. Чехова ?

(Знаки препинания служат для придания тексту большей выразительности. Ведь нередко от того, как ты прочитаешь предложение, будет зависеть его смысл. И вообще без знаков препинания было бы очень сложно).

3. Разминка

Прочитаем текст, по которому вам необходимо будет выполнить ряд заданий. (4 слайд) Текст сложно прочитать. Почему? (Не знаков препинания)

(1) Здесь, среди болот, поросших богатой растительностью, и глухих лесов, изгибаясь, пробирается тоненький ручеёк. (2)Так начинает Волга, самая большая река в Европе, свой далёкий путь. (3)Пройдя через несколько озёр, она набирает силу и разливается могуче, величаво.(4) Семь тысяч больших и малых рек несут Волге-матушке свои воды.

(5)Человек, путешествующий по Волге, не перестаёт удивляться красоте её берегов, разнообразных, живописных. (6)В верховьях сжимают реку жёлто-красные сосновые леса, наполняя воздух запахом сосны. (7)Живописен правый берег, гористый, круто обрывающийся к реке, прорезанный глубокими долинами. (8)Ближе к югу, где-то после Саратова, заросли уступают место хлебам, уходящим в бесконечную даль.

- У вас на партах находятся карточки с распечатанными заданиями, приступим к их выполнению.

Решение учебных задач по вариантам:

Задания

1.Расставить в тексте пропущенные запятые. (Проверка: 5 слайд)

2.Сделать транскрипцию слов:

  1. Вариант: изгибаясь, далёкий

  2. Вариант: берегов, югу

(объяснить, почему в последнем слове звуков больше, чем букв).

3. Выписать из текста слова с чередующимися гласными в корне (поросших, растительностью, пробирается, набирает, заросли). Орфограммы обозначить.

4. Заменить слово пробирается (предложение 1) стилистически нейтральным синонимом (протекает).

5. Выписать

1 вариант: из первого абзаца три словосочетания по одному на каждый вид синтаксической связи.

2 вариант: из второго абзаца три словосочетания по одному на каждый вид синтаксической связи.

6. Записать номера предложений, в которых есть деепричастные обороты.

4. Синтаксический разбор предложения 1 (у доски).

- Как вы думаете, почему для синтаксического разбора взято именно это предложение?

(На предыдущих уроках мы изучали разные виды обособления в предложениях и правила постановки запятых при обособленных членах).

5. Фронтальный опрос. (6 слайд)

1. Какие члены предложения называются обособленными?

(Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными).

2. Назовите известные вам обособленные члены предложения.

(Обособленные определения, обособленные приложения, обстоятельства, а также к обособленным членам предложения относятся уточняющие члены).

3. Какие члены предложения можно отнести к обособленным определениям?

(Причастный оборот, одиночное причастие, прилагательное).

4. Что относится к обособленным обстоятельствам?

(Деепричастный оборот, одиночные деепричастия; обстоятельства, выраженные существительными с предлогами).

5. Что такое уточняющие члены предложения?

( Второстепенные члены, которые служат для конкретизации значений других членов предложения).

6.Проверка домашнего задания (составить 5-6 предложений с обособленными членами по картине Б. В. Щербакова «Русь подмосковная»)

7. Применение теоретических сведений на практике (слайд 7)

Задание 1: записать предложения, вставив в них обособленные члены, расставить знаки препинания, рассказать об обособленных определениях, используя материал задания.

1. Юный лес, в зеленый дым одетый, /Теплых гроз нетерпеливо ждет. (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.)

(А. Толстой)

2. На ручей, рябой и пестрый, за листком летит листок. (Обособленное определение, выраженное одиночными прилагательными). (Н. Некрасов)

3. Яблонька, цветущая красавица, глядела в распахнутое настежь окно. (Обособленное распространённое приложение.) (Л. Леонов)

4. Перепачканный краской, малыш выглядел смешно. (обособленное определение, имеющее обстоятельственное значение).

5. Мы, квалифицированные врачи, обязаны помогать людям. (обособленное приложение).

Вывод (слайд 8)

Обособленные определения и приложения выделяются на письме, если:

- относятся к личному местоимению;

- стоят после определяемого слова;

- стоят перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение или отделены от определяемого другими членами предложения.

Задание 2: записать предложения, проверив правильность или неправильность постановки знаков препинания; рассказать об обособленных обстоятельствах, используя материал задания. (Слайды 9-13)

Проверьте расстановку знаков препинания в предложениях, объясните её правильность и неправильность.

1. Он работал на поле, спустя рукава. (Запятая не нужна; фразеологизм). 2. Данко бросился вперёд, высоко держа горячее сердце, и, освещая им путь. (Запятые не нужны, однородные деепричастные обороты). 3. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки. (Правильно). 4. На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна собралась ехать.

(Не хватает запятой после слова «утра» и после «хозяев», т.к. есть обстоятельство с предлогом несмотря на).

Вывод (Слайд 14)

Обособленные обстоятельства выделяются на письме, если это:

- одиночные деепричастия и деепричастные обороты;

- обстоятельства с предлогом несмотря на, имеющим уступительное значение.

Задание 3: собрать «рассыпавшиеся» предложения, расставить в них знаки препинания; рассказать об уточняющих членах предложения, используя материал задания. (Слайд 15)

Конструирование предложений.

Собрать «рассыпавшиеся» предложения

1. Половодья, весной, с, сейчас, опасением, мы, ранней, ждем.

2. Туман, над, поднялся, в, лугом, низине.

3. Языки, например, не, склонения, имеют, некоторые, английский.

4. Изучаем, то есть, мы, предложении, науку, о, словосочетании, и, синтаксис.

Ответ

1. Сейчас, ранней весной, мы с опасением ждем половодья. 2. Над лугом, в низине, поднялся туман. 3. Некоторые языки, например английский, не имеют склонения. 4. Мы изучаем синтаксис, то есть науку о словосочетании и предложении.

Вывод (Слайд 16)

Уточняющие члены предложения необходимы для конкретизации значений других членов предложения. Чаще всего как уточняющие употребляются обстоятельства места, времени. Такие члены предложения присоединяются к уточняемым при помощи союзов «то есть», «или (= то есть)». При них часто употребляются слова особенно, например, даже и др.

8. Обобщение усвоенного.

(задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ).

- Теперь попробуйте решить самостоятельно такие тестовые задания:

Задание 1(слайд 17): В каких предложениях не соблюдается требование к построению предложений с деепричастным оборотом?

1. Качнув берёзку, с неё посыпались жёлтые листья.

2. Взобравшись на гору, перед нами открылся чудесный вид.

3. Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего.

Вывод. Действие, обозначенное деепричастным оборотом, должно указывать на действие подлежащего.

Задание 2 (слайд 18): В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Там горы (1) отступив немного назад (2) дали место неширокой полосе (3) покрытой ровными камнями (4) обточенными прибоем.

1)1,2 2)1, 3 3)1,2,3,4 4)3,4

Задание 3. Выборочный диктант. (слайд 19, 20)

Проверка (слайд 21)

Задание 4. Тест (слайд 22)

Проверка (слайд 23)

9. Подведение итогов урока (слайд 24)

Поделимся впечатлением о нашем уроке.

Сегодня на уроке:

- мне больше всего понравилось…

- мне было интересно…

- я понял, что…

Своей работой на уроке:

- я доволен, потому что…

- не совсем доволен, потому что…

10. Домашнее задание

1. Написать сочинение-миниатюру на тему «Весна пришла», используя предложения с обособленными членами. (Слайд 25)

2. Выписать из любого литературного произведения 6 предложений с обособленными членами предложения. (Слайд 26)

5


© 2010-2022