- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок на тему СПП придаточным временем 9класс
Урок на тему СПП придаточным временем 9класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чичибаева Д.Б. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Чичибаева Динара Байболатовна
Алматинская область
Жамбылский район СШ Жайсан
Класс:9
Тема: СПП с придаточными времени
Цели:1. совершенствовать знания о СПП с придаточными времени, об
особенностях структуры СПП; повторить изученные типы придаточных;
2. развивать навыки разбора СПП; правильной постановки вопроса от главного к придаточному; правильной постановки знаков препинания в сложных предложениях;
3.способствовать воспитанию взаимопомощи , доброжелательности по отношению друг другу и привитию любви к Родине.
Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности
Наглядность: карточки, интерактивная доска, учебник , листы самоценивания
Ход урока
I.Организационный этап.
а)проверка подготовленности к уроку, приветствие учителя
б)психологический настрой на урок :
Слушаем бодрую веселую песню .
-Какая это песня?/ веселая ,радостная, бодрая, дружная, энергичная)
А значит ,ребята, мы должны настроится на позитивное отношение друг другу, на дружную энергичную работу на уроке.
II. Проверка домашнего задания.
-
Самопроверка упр.130. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени, определите место придаточного.
ЛЕС
Лес - лучшее украшение земли. Лес красив всегда. И зимой, когда пушистый снег одевает каждый кустик, каждую веточку. И весной, когда цветёт черёмуха. И летом, когда горячий воздух пахнет смолой. Но особенно хорош лес осенью, когда на землю летят золотые листья, краснеют ягоды рябины. А небо над головой такое высокое, чистое.
(По К. Паустовскому)
-
Выступление по «шпаргалке»
Тип придаточного
придаточное времени
Вопросы
На что указывают
Союзы, союзные слова
Пример
3) Заполнение слепой схемы / у доски/ Сложное
предложение
предложение прдложение
III. Объявление темы урока и целей.
Повторение изученных СПП с обстоятельственными придаточными мы сделаем через групповую работу с уровневыми заданиями
IV. Проверка и закрепление пройденного материала. Групповая работа.
1-й этап
1 задание:Дополните следующее определение:
Сложные предложения состоят из д …х или б…..е. простых предложений.
Простые предложения в составе сложного отделяются з………и
Сложноподчиненные предложения состоят из д….х или б …..е неравноправных частей:
г……….о и п ………..о
Главное предложение подчиняет себе п………..е.
Придаточные предложения связываются с главным предложением с………..и.
2 задание:Выступление по «шпаргалке».
Тип придаточного
Вопросы
Что называют или указывают
Союзы, союзные слова
Пример
Каждой группе раздаются «шпаргалки», члены групп готовятся , а потом зачитываются учениками , дается определенное время
3 задание:
Выпишите только те предложения, в состав которых входят придаточные времени.
А. Всем стало грустно, оттого что отец уезжал на фронт.
Б. Степные речки мелеют , когда наступает жаркое лето.
В. Как только мы поднялись на гору, открылся великолепный вид на город.
Г. Чтобы хорошо выучить другой язык, надо больше читать и говорить на нем.
Д. Прошел год с тех пор, как я уехал с аула.
Самоконтроль за выполнением.
Ответы : Б В Д
-
Определите вид придаточных предложений, которые вы не выписали (устно):
А - придаточное причины
Г - придаточное цели
2-й этап
1 задание: Тренинг по пунктуации (индивидуальная работа)
Легко расставим знаки препинания в любом по сложности задании.
Задание: на листочках с различными видами предложений расставить знаки препинания, определить тип придаточного и «вернуть» предложение по «заказу»
-
Если человек трудиться только для себя он никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком. (условия)
-
Когда грозит беда когда бывает туго
Мудрец винит себя глупец ругает друга.(времени)
-
Родиной мы зовем её потому что в ней мы родились в ней говорят родным для нас языком.(причины)
-
Мы изучаем разные предметы чтобы знать основы наук.(цели)
-
Чтобы изучить языки нужно много тренироваться.(цели)
-
Пока я ходить умею пока глядеть я умею пока я дышать умею я буду идти вперед.(времени)
-
Если правильно выберешь профессию работаешь с удовольствием. (условия)
-
Мы не выехали из аула так как начался сильный буран. ( причины)
-
Оттого что с моря дул сильный ветер сидеть на берегу было холодно. (причины)
-
Раз мы начали говорить то лучше договаривать до конца. (условия)
-
Деревья жалобно шумели когда настали холода. .(времени)
2 задание: Вставьте нужный союз, определите тип придаточных
1.Мы поедем в Астану ( если) будет свободное время.
2.Появятся первые листики на деревьях ( когда) придет весна.
3. Язык существует для того ( чтобы) люди общались друг с другом.
3 задание: К главному предложению подберите несколько обстоятельственных придаточных, выбирая союзы из скобок:
1) Мы будем хорошо учиться ,…. (чтобы, если, когда)
2) Мы читаем книги,….. ( чтобы, когда, потому что)
3-й этап
1 задание: Собери СПП, определи тип придаточных
Главные предложения :
1.Мы поедем в Алматы …………
2.Появятся подснежники………….
3.Жители и гости Алматы поднимаются на горы Коктюбе…………..
4.Яблони не расцвели………………..
Придаточные предложения:
А.если сможем достать билет
Б.когда засияет солнце
В.чтобы полюбоваться городом
Г. потому что ударил мороз
ОТВЕТ: 1А -условие; 2Б -времени; 3В- цели; 4Г- причины;
2 задание: Прочитайте текст «Все люди - друзья» стр.104. Ответьте на вопросы. Выделите главную мысль.
Найдите и выпишите СПП с придаточными времени.
3 задание: Составьте пятистишье к слову ОБЫЧАЙ
1.Обычай
2.добрый, древний
3. рассказывают, учат, воспитывают
4.Я объяснил ему наш добрый обычай - здороваться со всеми.
5. традиция
V. Обобщение и выводы по уроку. Определяются победители, выставляются оценки.
Рефлексия: Чем мы занимались сегодня на уроке ? Что вам понравилось на уроке ?
V1. Домашнее задание. Упр. 126 стр.102 списать, поставить пропущенные знаки препинания, постройте схемы к данным предложениям