Урок на тему СПП придаточным временем 9класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на тему СПП придаточным временем 9классУрок на тему СПП придаточным временем 9классУрок на тему СПП придаточным временем 9классЧичибаева Динара Байболатовна

Алматинская область

Жамбылский район СШ Жайсан


Класс:9

Тема: СПП с придаточными времени

Цели:1. совершенствовать знания о СПП с придаточными времени, об

особенностях структуры СПП; повторить изученные типы придаточных;

2. развивать навыки разбора СПП; правильной постановки вопроса от главного к придаточному; правильной постановки знаков препинания в сложных предложениях;

3.способствовать воспитанию взаимопомощи , доброжелательности по отношению друг другу и привитию любви к Родине.

Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности

Наглядность: карточки, интерактивная доска, учебник , листы самоценивания

Ход урока

I.Организационный этап.

а)проверка подготовленности к уроку, приветствие учителя

б)психологический настрой на урок :

Слушаем бодрую веселую песню .
-Какая это песня?/ веселая ,радостная, бодрая, дружная, энергичная)

А значит ,ребята, мы должны настроится на позитивное отношение друг другу, на дружную энергичную работу на уроке.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Самопроверка упр.130. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени, определите место придаточного.

ЛЕС

Лес - лучшее украшение земли. Лес красив всегда. И зимой, когда пушистый снег одевает каждый кустик, каждую веточку. И весной, когда цветёт черёмуха. И летом, когда горячий воздух пахнет смолой. Но особенно хорош лес осенью, когда на землю летят золотые листья, краснеют ягоды рябины. А небо над головой такое высокое, чистое.

(По К. Паустовскому)

  1. Выступление по «шпаргалке»

Тип придаточного

придаточное времени

Вопросы

На что указывают

Союзы, союзные слова

Пример

3) Заполнение слепой схемы / у доски/ Сложное

предложение

предложение прдложение


III. Объявление темы урока и целей.

Повторение изученных СПП с обстоятельственными придаточными мы сделаем через групповую работу с уровневыми заданиями

IV. Проверка и закрепление пройденного материала. Групповая работа.

1-й этап

1 задание:Дополните следующее определение:

Сложные предложения состоят из д …х или б…..е. простых предложений.

Простые предложения в составе сложного отделяются з………и

Сложноподчиненные предложения состоят из д….х или б …..е неравноправных частей:

г……….о и п ………..о

Главное предложение подчиняет себе п………..е.

Придаточные предложения связываются с главным предложением с………..и.

2 задание:Выступление по «шпаргалке».

Тип придаточного

Вопросы

Что называют или указывают

Союзы, союзные слова

Пример

Каждой группе раздаются «шпаргалки», члены групп готовятся , а потом зачитываются учениками , дается определенное время

3 задание:

Выпишите только те предложения, в состав которых входят придаточные времени.

А. Всем стало грустно, оттого что отец уезжал на фронт.

Б. Степные речки мелеют , когда наступает жаркое лето.

В. Как только мы поднялись на гору, открылся великолепный вид на город.

Г. Чтобы хорошо выучить другой язык, надо больше читать и говорить на нем.

Д. Прошел год с тех пор, как я уехал с аула.

Самоконтроль за выполнением.

Ответы : Б В Д

  • Определите вид придаточных предложений, которые вы не выписали (устно):

А - придаточное причины

Г - придаточное цели

2-й этап

1 задание: Тренинг по пунктуации (индивидуальная работа)

Легко расставим знаки препинания в любом по сложности задании.

Задание: на листочках с различными видами предложений расставить знаки препинания, определить тип придаточного и «вернуть» предложение по «заказу»

  1. Если человек трудиться только для себя он никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком. (условия)

  2. Когда грозит беда когда бывает туго

Мудрец винит себя глупец ругает друга.(времени)

  1. Родиной мы зовем её потому что в ней мы родились в ней говорят родным для нас языком.(причины)

  2. Мы изучаем разные предметы чтобы знать основы наук.(цели)

  3. Чтобы изучить языки нужно много тренироваться.(цели)

  4. Пока я ходить умею пока глядеть я умею пока я дышать умею я буду идти вперед.(времени)

  5. Если правильно выберешь профессию работаешь с удовольствием. (условия)

  6. Мы не выехали из аула так как начался сильный буран. ( причины)

  7. Оттого что с моря дул сильный ветер сидеть на берегу было холодно. (причины)

  8. Раз мы начали говорить то лучше договаривать до конца. (условия)

  9. Деревья жалобно шумели когда настали холода. .(времени)

2 задание: Вставьте нужный союз, определите тип придаточных

1.Мы поедем в Астану ( если) будет свободное время.

2.Появятся первые листики на деревьях ( когда) придет весна.

3. Язык существует для того ( чтобы) люди общались друг с другом.

3 задание: К главному предложению подберите несколько обстоятельственных придаточных, выбирая союзы из скобок:

1) Мы будем хорошо учиться ,…. (чтобы, если, когда)

2) Мы читаем книги,….. ( чтобы, когда, потому что)

3-й этап

1 задание: Собери СПП, определи тип придаточных

Главные предложения :

1.Мы поедем в Алматы …………

2.Появятся подснежники………….

3.Жители и гости Алматы поднимаются на горы Коктюбе…………..

4.Яблони не расцвели………………..

Придаточные предложения:

А.если сможем достать билет

Б.когда засияет солнце

В.чтобы полюбоваться городом

Г. потому что ударил мороз

ОТВЕТ: 1А -условие; 2Б -времени; 3В- цели; 4Г- причины;

2 задание: Прочитайте текст «Все люди - друзья» стр.104. Ответьте на вопросы. Выделите главную мысль.

Найдите и выпишите СПП с придаточными времени.

3 задание: Составьте пятистишье к слову ОБЫЧАЙ

1.Обычай

2.добрый, древний

3. рассказывают, учат, воспитывают

4.Я объяснил ему наш добрый обычай - здороваться со всеми.

5. традиция

V. Обобщение и выводы по уроку. Определяются победители, выставляются оценки.

Рефлексия: Чем мы занимались сегодня на уроке ? Что вам понравилось на уроке ?

V1. Домашнее задание. Упр. 126 стр.102 списать, поставить пропущенные знаки препинания, постройте схемы к данным предложениям







© 2010-2022