- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интегрированный урок по русской литературе и географии
Интегрированный урок по русской литературе и географии
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кирилюк Л.Б. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
|
|
Урок-игра «По следам Робинзона»
(по книге Даниеля Дефо «Приключения Робинзона Крузо»)
Цель. В ходе решения практических задач закрепить знания, полученные учащимися на предыдущих уроках географии и литературы.
Задачи.
Образовательная: используя игровые моменты, реализовать интеллектуальный потенциал учащихся, продолжить развитие навыка работы с текстом.
Развивающая: формировать умение анализировать ситуацию, доказывать свою точку зрения, развивать быстроту мышления и коммуникативные способности.
Воспитательная: формировать понятие взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве.
Педагогические технологии.
Используется игровая технология и технология коллективной мыследеятельности.
Оборудование.
Портрет Даниеля Дефо, выставка книг Дефо «Приключения Робинзона Крузо», принесенных детьми, иллюстрации к книге, карта-путешествие, компьютерная распечатка тематических заданий, раздаточный материал.
Предварительная подготовка к уроку.
Класс заранее делится на две команды. Каждая команда должна придумать название, свой девиз, нарисовать эмблему.
Ход урока.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас с вами необычный урок: мы отправимся на необитаемый остров, на котором жил Робинзон Крузо - герой знаменитой книги английского писателя Даниеля Дефо. Читая замечательный роман Д.Дефо «Робинзон Крузо», вы наверно задумывались над тем, существовал ли этот мужественный герой в действительности, и если да, то где расположен этот остров. Робинзон не вымышлен. В основу романа положен действительный факт. Изменена лишь фамилия героя.
- Давайте закроем глаза и представим, что мы слышим шум моря, в небе ярко светит солнце, а кругом только водная гладь…
- А вот что оставил для нас Робинзон. (Открываем коробку-сундук, в ней послание.)
«Дорогие дети! Если Вы читаете это письмо, значит, вам интересна моя судьба и то, как я жил 28 лет на этом забытом острове.
Отправляйтесь в путешествие по острову. Вам здесь понравится! Вас ждут интересные приключения. Помните, что знания, трудолюбие, терпение и упорство помогли мне дождаться спасения. Удачи вам!»
- Пусть эпиграфом нашего урока будут слова К. Паустовского: «Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий - обогащать человека огромностью и разнообразием знаний».
Цель нашего урока в форме заочного путешествия - достичь берегов необычного острова Робинзона, показать и закрепить навыки работы с картой и текстом, обобщить знания по теме «Мировой океан».
- У нас 4 команды смелых и знающих моряков, решившихся на столь отчаянное плаванье. Ведут корабли увлеченные и эрудированные капитаны (Комутов Темирлан, Мельник Станислав, Житибаев Руслан и Ткенов Берик). На каждом корабле есть лоцманы, которые проложат наш маршрут и юнги без них плаванье просто невозможно.
- Представляю наше жюри:
1.
2.
3.
- А теперь, юные искатели приключений, - в путь! Он будет не прост, но мы надеемся, что вы знаете, что в опасных странствиях дороже золота ценятся знания, умения и дружба.
Проверка домашнего задания.
1 группа. Даниель Дефо (1660-1731) - английский писатель и публицист.
Даниель Дефо родился в Англии. Он был сыном купца и продолжил дело отца. Как и полагается предприимчивому человеку, то богател, то разорялся. Дефо всегда выступал за равенство людей, участвовал в восстании против короля Иакова II, за что его постоянно преследовали. Однажды за выступление против правительства будущего писателя выставили к позорному столбу. Толпа народа приветствовала его у этого столба, и это было лучшей наградой для Дефо за все его лишения.
Дефо занимался коммерцией, был журналистом, в молодости совершил путешествие в Португалию. Сменив множество профессий и занятий, увлекся литературой. Когда ему было 58 лет, он стал популярен, написав роман "Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим".
2 группа. Один из группы островов архипелага Хуан Фернандес, остров Мас-а-Тьера, переименован в остров Робинзона Крузо. Площадь этого острова 144*23 км. По особенностям рельефа он гористый. Климат там мягкий, океанический. Огромное разнообразие растений, свыше 100 видов. Растения уникальны, это пальма, разные виды папоротники и цветы. А в водах острова кипит жизнь: здесь водятся черепахи, морские львы, лангусты, тюлени. Обитают на острове и знаменитые козы - потомки тех, которых оставили здесь в 1563г.
3 группа. 2 февраля 1709 г военные английские корабли «Дюк» и «Дюшес» обнаружили на острове человека, им оказался Александр Селькирк. Он зарос густой бородой, с длинными волосами, одежда была сшита из козьих шкур. Матрос провел на острове почти 5 лет - с 1704 - 1709 г. Он тщетно пытался объяснить капитану, кто он, так как мог произнести лишь нечленораздельные звуки, отдаленно напоминающие английский язык.
4 группа. Александр Селькирк был матросом на судах английского военного флота. В сентябре 1703 г. Он вышел в плаванье в грабительский пиратский рейс. Эскадра захватила у берегов Перу нагруженные золотом испанские корабли и двинулась в обратный путь, но, поврежденный штормом корабль, стал на якорь возле острова Мас-а-Тьерра, где произошел раздор между капитаном и помощником (Селькиром). В результате спора Александра Селькирка высадили на необитаемом острове с небольшим запасом пороха и пуль. Сначала им овладело отчаяние и безразличие, но он пересилил себя и начал приспосабливать свой быт к условиям жизни на безлюдном острове. «Если меня что-то и спасло, - так это труд», - говорил он позже.
- Ну что, ребята, пришло время отправиться в морское путешествие?! А за ходом нашего путешествия будет следить жюри.
Конкурс 1.
-
«Лоцман» Наши корабли покидают морской порт его координаты (59 с.ш., и 31в.д.) определите его название (Актау). Остров Робинзона лежит на 80з.д., и 33ю.ш. определите и проложите наш маршрут путешествия.
Первый лоцман, верно проложивший маршрут, получает 3 мили продвижения вперед (красные кружки), 2 - получает 2 мили продвижения (синие кружки), 3 - продвигается на 1 милю (зеленые кружки). Победивший лоцман прокладывает маршрут по карте. Один из членов жюри выставляет кружки (мили) по количеству набранных баллов на карте. В дальнейших конкурсах набранные мили (кружки) выкладываются на карте в маршрут путешествия.
Конкурс 2.
(География + Литература)
2. «Юнги» Плаванье наше началось, корабли набирают скорость, а мы узнаем на каком корабле самые знающие юнги.
Я задаю вопросы для каждой команды, верный ответ - это 1 миля.
Вопросы команде «Черная жемчужина»:
Назовите самый большой остров у берегов России? (Сахалин)
Назовите пролив, разделяющий берега Африки и Евразии? (Гибралтарский) Какой залив омывает западный берег материка Африки? (Гвинейский)
При какой температуре замерзает морская вода? (- 2, - 3)
Как называют место капитана на корабле? (Капитанский мостик)
Вспомните полное название романа «Робинзон Крузо»?
( Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо - моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве, на необитаемом острове у берегов Америки, близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; С изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим)
Вопросы команде «Аврора»:
Какое море самое большое по площади? (Филиппинское море)
Назовите остров ,у восточных берегов материка Африки? (Мадагаскар) Назовите пролив разделяющий материк Евразия и материк Северная Америка? (Берингов)
В чем измеряют соленость? (Промилле)
Как называется самое мощное холодное течение? (Течение Западных ветров)
Как Робинзон относится к деньгам? Что думает о тех деньгах, которые находит на корабле? Нужны ли они ему?
(«Ненужный хлам!…Ты и того не стоишь, чтобы нагнуться и поднять тебя с полу. Всю эту кучу золота я готов отдать за любой из этих ножей». Однако потом всё же берёт их с собой на остров. Человек ценен сам по себе.)
Вопросы команде «Санта-Мария»:
Какой океан напоминает английскую букву, «s»? (Атлантический океан) Назовите, какое море не имеет берегов? (Саргассово)
Назовите, самое мощное теплое течение? (течение Гольфстрим)
Как называются самые опасные волны в океане? (цунами)
В каком океане находится самое глубокое место в мире - Марианская впадина? (в Тихом океане)
Как изменился Робинзон за 28 лет одиночества? Чему он научился?
(Он научился добывать и поддерживать огонь, делать свечи из козьего жира, сыр и масло из козьего молока, посуду из глины, мебель и дом, обрабатывать шкуры, плести корзины, печь хлеб, возделывать землю и т.д. А главное - он научился не роптать на судьбу, а принимать всё как должное, жить, а не существовать, не предаваться унынию.)
Вопросы команде «Тихоокеанский рубеж»:
Как называется полуостров, расположенный в северо-западной части материка Евразия? (Скандинавский)
Как называют повара на судне? (кок)
Как называют группу островов? (Архипелаг)
Что такое кубрик на корабле? (Каюта)
Какой материк омывают 4 океана? (Евразия)
Скажите, какого человека вы можете назвать Робинзоном?
(Человек, который, оказавшись в трудной жизненной ситуации, без поддержки других людей, самостоятельно преодолевает трудности, не унывает, верит.)
Учитель: Пока жюри выставляет заработанные мили, мы с вами продолжаем путешествие и ответим на вопрос:
- Можете ли вы назвать главные, на ваш взгляд, качества Робинзона, которые помогли ему не только выжить, но и остаться человеком, даже стать лучше, чем раньше?
(Энергия, настойчивость и трудолюбие, вера в свои силы.)
Конкурс 3.
Словесный марафон.
Команды в течение минуты должны записать на листах перечень продуктов, которые Робинзон смог переправить на остров с корабля. После этого каждая команда по очереди называет по одному слову. Балл присуждается той команде, у которой названий продуктов оказалось больше. Затем в таком же порядке команды перечисляют инструменты и вещи, которые Робинзон смог переправить.
( Продукты: рис, сухари, три круга голландского сыру, пять больших кусков вяленой козлятины, несколько ящиков вина, до шести галлонов рисовой водки и др.
Инструменты: три мешка с гвоздями, отвертка, два десятка топоров, точило, трос, бечевки, большой кусок запасной парусины, канаты и др.)
- А теперь давайте подведем итог двух конкурсов. (Жюри объявляет баллы)
Конкурс 4.
Внимательный читатель.
Обеим командам выдается компьютерная распечатка отрывка из произведения, в этом отрывке пропущены глаголы. Задача команд - вписать правильные слова.
Текст для первой команды:
«30 сентября 1659 года. Наш корабль, застигнутый в открытом море страшным штормом, потерпел крушение. Весь экипаж, кроме меня, утонул; я же, несчастный Робинзон Крузо, был выброшен полумертвым на берег этого проклятого острова, который назвал островом Отчаяния.
До поздней ночи меня угнетали самые мрачные чувства: ведь я остался без еды, без жилья; у меня не было ни одежды, ни оружия; мне негде было спрятаться, если бы на меня напали враги».
Текст для второй команды:
«1 октября. Проснувшись поутру, я увидел, что наш корабль сняло с мели приливом и пригнало гораздо ближе к берегу. Это подало мне надежду, что, когда ветер стихнет, мне удастся добраться до корабля и запастись едой и другими необходимыми вещами. Я немного приободрился, хотя печаль о погибших товарищах не покидала меня».
Текст для третьей команды:
«До поздней ночи меня угнетали самые мрачные чувства: ведь я остался без еды, без жилья; у меня не было ни одежды, ни оружия; мне негде было спрятаться, если бы на меня напали враги. Спасения ждать было неоткуда. Я видел впереди только смерть: либо меня растерзают хищные звери, либо убьют дикари, либо я умру голодной смертью.
Когда настала ночь, я влез на дерево, потому что боялся зверей. Всю ночь я проспал крепким сном, несмотря на то, что шел дождь».
Текст для четвертой команды:
«Мне все думалось, что останься мы на корабле, мы непременно спаслись бы. Теперь из его обломков мы могли построить баркас, на котором и выбрались бы из этого гиблого места.
Как только начался отлив, я отправился на корабль. Сначала я шел по обнажившемуся дну моря, а потом пустился вплавь. Весь этот день дождь не прекращался, но ветер утих совершенно».
Работы сдаются жюри для оценивания.
Конкурс 5.
Загадки.
1. Рядом, рядом острова, Не один да и не два, А десятки, сотни, сотен. Жить в соседстве им охотней. Все родные как никак Значит, здесь … (архипелаг).
2. Кругом вода, а пить нельзя. (Море)
3. Плещут волны на просторе Берегов не видно в … (море)
4. В сто морей тот великан, он зовется … (океан).
5. Чтоб узнать глубины вод, Что применим … (эхолот).
6. Ветер в море бушевал, Превращая волны в вал Натворил немало дел И куда Нептун смотрел … (шторм)
7. Это бывает политическое, научное, быстрое, холодное, теплое, ветров … (течение)
8. Бывает материковый, вулканический, песчаный, коралловый, необитаемый … (остров)
9. Бывает звуковая, воздушная, ударная, короткая, сейсмическая, ветровая, приливная, морская, океаническая … (волна).
Конкурс 6.
«Путаница»
На доске для каждой команды закреплены слова, из которых надо составить пословицу. Чья команда справляется быстрее, та выигрывает. Член жюри после каждого конкурса отмечает набранные мили.
Терпение и труд все перетрут.
Под лежачий камень вода не течет.
Кто не работает, тот не ест.
Всякая земля хороша, если рук не жалеть.
Конкурс 7.
Конкурс капитанов.
Конкурс проходит в форме блиц-опроса. В течение минуты участнику задаются вопросы, на которые он должен дать быстрый верный ответ. Побеждает тот, у кого окажется большее количество верных ответов.
Вопросы:
-
Кто был прототипом Робинзона Крузо? (Александр Селькирк)
-
В каком городе родился Робинзон? (Йорк)
-
Сколько лет было Робинзону Крузо, когда он впервые отправился в морское путешествие? (18 лет)
-
К кому в плен попадал Робинзон? (К туркам)
-
Сколько лет Робинзон прожил в плену у турок? (Два года)
-
Где Робинзон провел первую ночь после кораблекрушения? (На дереве)
-
На чем Робинзон переправлял вещи на остров? ( На плоту)
-
Каких животных взял с корабля Робинзон? (Двух кошек и собаку)
-
Сколько рейсов на корабль сделал Робинзон? (12)
-
В какой одежде ходил Робинзон? (Которую сшил из шкур убитых животных)
-
Какую вещь сделал себе Робинзон? (Зонтик)
-
Почему зонтик и одежду Робинзон шил мехом наружу? (Чтобы стекала по нему дождевая вода)
-
Сколько лодок построил Робинзон? (Две)
-
Что придумал Робинзон, чтоб не терять счет времени? (Столб, на котором делал зарубки)
-
Какую дату написал Робинзон на доске, которую прибил к столбу? (30 сентября 1659)
-
Робинзон вел дневник. Чем и на чем он писал? (Он взял с корабля чернила, перо и бумагу)
-
Какие предметы мебели Робинзон сделал прежде всего? (Стол и стул)
-
Какие животные обитали на восточной части острова? (Козы)
-
Из чего Робинзон изготовил свечи? (Из козьего жира)
-
Из каких зерен вырастил урожай Робинзон? (Ячменя и риса)
-
Когда Робинзон смог отделить себе часть зерна на еду? (На четвертый год)
-
Почему Робинзон хотел перенести свою палатку в другое место? (Он боялся землетрясения)
-
Чем лечился Робинзон, когда заболел лихорадкой? (Табаком)
-
На корабле Робинзон нашел книги. Какую книгу он читал чаще всего? (Библию)
-
В каком виде Робинзон придумал употреблять виноград? ( В виде изюма)
-
Какие погодные периоды были на острове? (Период дождей и период засухи)
-
Как часто Робинзон мог сеять зерна и собирать урожай? (Дважды в год)
-
От каких врагов Робинзон защищал урожай? (От коз, зайцев, птиц)
-
Что научился плести Робинзон? (Корзины)
-
Как звали попугая, которого приручил Робинзон? (Попка)
-
Какой посудой пользовался Робинзон? (Глиняной)
-
Какую фразу научился произносить попугай Робинзона? (Бедный, Робинзон! Где ты был?)
-
Откуда Робинзон собирался стрелять по дикарям? (С дерева)
-
Робинзон спас на острове дикаря. Как его звали? (Пятница)
-
Сколько лет прожил на острове Робинзон? (28)
-
На каком корабле спасся Робинзон? ( На пиратском)
-
Кого взял с собой Робинзон, когда покидал остров? (Пятницу и попугая)
Конкурс-иллюстрация.
Каждой команде на скорость предлагается собрать пазл с иллюстрацией к произведению. После выполнения работы команды демонстрируют собранные картинки и объясняют, какой эпизод изобразил художник.
Подведение итогов игры.
Итак, мы на острове. Нам предстоит еще его изучить. Я предлагаю вам пофантазировать, представить свое морское путешествие и дома написать стихи, сказку, рассказ, а помогут вам в этом замечательные книги, работа с компьютером в сети Интернета.
- Все испытания остались позади. Вы отлично справились с заданиями. Скажите, что вам запомнилось больше всего на нашем уроке? Какое задание вам показалось наиболее интересным? Чем оно вам понравилось? А какое задание вызвало трудности?
Вы сегодня все молодцы, ребята! Очень понравилось, как вы работали на уроке. А теперь передаем слово нашему жюри. Жюри подводит итоги, вручает дипломы.
Выставление оценок за работу на уроке самым активным ученикам.