Тема: Правописание корней с чередованием гласных е//и

Конспект по русскому языку по теме:Тема: Правописание корней  с чередованием гласных е//и .Автор учебника Львов.Тип урока - урок новых знаний. Формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная. Прописаны Универсальные Учебные Действия.  В разработке также имеются раздаточные материалы, где в конце урока можно провести для закрепления нового материала. В начале урока проводится словарная работа. В конце урока проводится закрепление по методу Амонашвили, где обучающиеся должны с помощью рук по...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка 5 класс


Тема: Правописание корней с чередованием гласных е//и


Тип урока: урок новых знаний

Цель урока

Создание условий для формирования орфографических умений по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и.

Задачи урока

Предметные

1. Формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению.

2. Развивать у учащихся орфографическую зоркость.

Метапредметные

1. Развивать умение правильно оценивать выполнение действия

2. Развивать логическое мышление и повышать речевую активность школьников.

3. Развивать умение формулировать собственно мнение, обосновывать свой ответ.

Личностные

1. Формирование уважительного отношения к чужому мнению.

2. Развитие навыков сотрудничества с учителем и с одноклассниками.

3. Развитие умения оценивать результаты собственной деятельности.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Способы реализации поставленной цели урока: учебный диалог, групповая работа, анализ и самоанализ работы.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания. Упр.923.

3.Словарная работа.

Обучающиеся под диктовку записывают слова :Чувствовать, заночевать,танцевать,следовать,зажигались, завянуть,погасает, расчесаться, целоваться, принести.

3.Актуализация.

На доске записана скороговорка, где ребята читают ее ускоряя темп.

Собирала Маргарита маргаритки во дворе, растеряла Маргарита маргаритки

во дворе.

А сейчас обратите внимание на слово "собирала" из нашей скороговорки (вы

записывали его на предыдущем уроке под диктовку). Кто из вас в корне этого слова

написал "и"? "е"? (Прослушать ответы: далее если все написали правильно, пусть попытаются объяснить почему). Проблема есть - и ее необходимо разрешить.

Давайте исследуем слова, в которых встречается сочетание букв "-ира", и

попробуем самостоятельно, без учебника, сделать вывод: в каких корнях командует

этот господин "А" и как он это делает?

(запись на доске):

Замираю - замереть;

набирал - наберу;

задирает - задеру;

вытирать - вытереть;

отпирать - отпереть.

Найдите и выпишите из данных примеров столбиком пары корней с чередованием

и последующим суффиксом "а", например, -мира- - -мер-. Попробуйте найти

закономерность сочетания букв. Сверимся по учебнику (стр. 139 - правило).

(Закрепляю на доске таблицу корней с "-ира-".)С-А-

БЕЗ -А-

-мира-

-бира-

-дира-

-тира-

-пира-

-мер-

-бер-

-дер-

-тер-

-пер-

Давайте потренируемся, чтобы привыкнуть к этим корням и узнавать их при

встрече.

Образуйте слова с сочетанием "-ира-" от следующих слов:

(запись на доске): Вымерли, заберу, придерется, протер, запер.

Не забывайте! Если за корнем есть "-а-", то в корне "-и-". "Ира" не хочет быть

"Ерой". Вы же тоже не любите, когда вас обзывают

Легко применять правило, когда вы знаете, в каком слове его использовать.

Усложним задачу: проведем слуховой выборочный диктант. (В это время к доске с карточкой идет ученик, у него аналогичное задание.) Я читаю - вы находите слово на изучаемую орфограмму и обозначаете условия выбора орфограммы. Как, по-вашему, необходимо обозначать орфограмму? (Прослушать ответы.)

1) Фарлаф с боязнию глядит;

В тумане ведьма исчезает,

В нем сердце замерло, дрожит.

2) Но где Людмила? Он один!

В нем сердце, вспыхнув, замирает.

3) Руслан внимает и глядит

Бестрепетно, с покойным духом;

Но, шевеля пугливым ухом,

Конь упирается, дрожит.

4) Видишь ли ты палку эту?

Выбери любую мету.

5) Как наешься ты своей полбы,

Собери-ка ты с чертей оброк полный.

(Объясните значения слов: полба - злак, особый вид пшеницы; оброк -

принудительный денежный или натуральный сбор с крестьян помещиками или

государством - при крепостном праве).

6) Вот море кругом обежавши,

Высунув язык, мордку поднявши,

Прибежал бесенок, задыхаясь,

Весь мокрехонек, лапкой утираясь,

Мысля: дело с Балдою сладит

Гладь - а Балда братца гладит.

7) Послушай, убирайся прочь!

Я спать хочу, теперь уж ночь!

(Проверим).

Кто автор этих стихотворных строк?..

Давайте немножко разомнемся, вспомним, что вы все-таки спортивный класс.

Итак, спортивная разминка.

(Делаем зарядку - руководит ответственный ученик.)

1) Изогну я круче шею,

Как жираф, кивать умею.

Наклоняйся, голова!

Раз-два! Раз-два!

2) Руки ходят, фу-ты, ну-ты,

Словно щупальца у спрута

Как похожи. Посмотри!

Раз-два-три! Раз-два-три!

3) Я упрямиться не стану,

Ловко, словно обезьяна,

Буду спину прогибать.

Три-четыре-пять! Три-четыре-пять!

4) На носочки подымаясь,

Вверх тянусь, как белый аист,

И расту на зависть всем,

Шесть-семь! Шесть-семь!

5) Буду гибким, словно кошка,

Потянусь еще немножко.

Позвоночники перекосим -

Семь-восемь! Семь-восемь!

Если вы были очень внимательны, то и в тексте зарядки есть слова с чередованием,

но только гласных о/а. Какие? (Прослушать ответы). Объясните их написание.

Упр.930 стр.140

-Прочитайте задание.

-1.Приведите примеры на каждую группу корней с чередованием гласных.

-2.Распределите слова по указанным группам.

А сейчас проконтролируем, как каждый из вас усвоил материал сегодняшнего

урока (метод Амонашвили): закройте глаза, опустите головы, я называю слово - вы

молча с помощью пальцев условными знаками показываете "е", "и", "нет

чередования". Если ошибаетесь, я молча поправляю вам пальцы.

Блестит, блистают, собираемся, соберемся, стирать, стереть, застилать, застелить,

перина, запереть, запирать, расстилается, пробирается, дерет, протереть, замирать.

Домашнее задание.Параграф 70




Корни с чередованием гласных е//и

Задание 1 Прочитайте. Найдите слова с чередованием гласных е//и в корне, выпишите их, обозначьте орфограмму.

1. Смелый умирает один раз, а трус каждый день. 2. Солдат службы не выбирает. 3. Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил. 4. Кто детям потакает, сам слезу утирает. 5. На работу спирает дух, а ест за двух. 6. Не задирай нос высоко - споткнешься. 7. Не силой дерутся, а умением. 8. С кем поведешься, от того и наберешься.

Задание 2 Прочитайте. Какие выразительные средства вы увидели в этом тексте? Выпишите 2-3 примера, рядом укажите их названия. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, разберите их по составу.

Когда миновал подъем, открылось широкое ровное пространство, по которому выпирали всюду огромные каменные глыбы. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя. Было тихо, дым пал в лощину и все застелил. (И.А.Гончаров)


Корни с чередованием гласных е//и

Задание 1 Прочитайте. Найдите слова с чередованием гласных е//и в корне, выпишите их, обозначьте орфограмму.

1. Смелый умирает один раз, а трус каждый день. 2. Солдат службы не выбирает. 3. Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил. 4. Кто детям потакает, сам слезу утирает. 5. На работу спирает дух, а ест за двух. 6. Не задирай нос высоко - споткнешься. 7. Не силой дерутся, а умением. 8. С кем поведешься, от того и наберешься.

Задание 2 Прочитайте. Какие выразительные средства вы увидели в этом тексте? Выпишите 2-3 примера, рядом укажите их названия. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, разберите их по составу.

Когда миновал подъем, открылось широкое ровное пространство, по которому выпирали всюду огромные каменные глыбы. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя. Было тихо, дым пал в лощину и все застелил. (И.А.Гончаров)

Проверь себя

УТема: Правописание корней с чередованием гласных е//ировень 1 Я умею находить в предложениях слова, в которых

есть корни с чередованием гласных е//и.

Выпишите из данных предложений слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.

1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.

Тема: Правописание корней с чередованием гласных е//и

Уровень 2 Я умею правильно писать слова с чередованием

гласных е//и.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.

УТема: Правописание корней с чередованием гласных е//ировень 3 Я умею образовывать и правильно писать новые

слова с чередованием гласных е//и в корне.

От данных глаголов образуйте с помощью приставок, указанных в скобках, по два однокоренных глагола.

О б р а з е ц: утирать - стереть, растирать.

Нат…рать (вы-, об-), отп…рать (за-, под-), наст…лать (прер-, под-), ум…рать (за-, вы-).


УТема: Правописание корней с чередованием гласных е//ировень 4 Я умею правильно писать слова с чередованием

гласных е//и в корне, я могу отличить корень с чередованием

гласных от корня с проверяемой безударной гласной.

Спишите слова с пропущенными буквами в два столбика. В первый столбик запишите слова с пропущенными чередующимися гласными в корне, а во второй столбик запишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.




© 2010-2022