- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тема: Правописание корней с чередованием гласных е//и
Тема: Правописание корней с чередованием гласных е//и
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ерохина А.В. |
Дата | 09.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока русского языка 5 класс
Тема: Правописание корней с чередованием гласных е//и
Тип урока: урок новых знаний
Цель урока
Создание условий для формирования орфографических умений по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и.
Задачи урока
Предметные
1. Формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению.
2. Развивать у учащихся орфографическую зоркость.
Метапредметные
1. Развивать умение правильно оценивать выполнение действия
2. Развивать логическое мышление и повышать речевую активность школьников.
3. Развивать умение формулировать собственно мнение, обосновывать свой ответ.
Личностные
1. Формирование уважительного отношения к чужому мнению.
2. Развитие навыков сотрудничества с учителем и с одноклассниками.
3. Развитие умения оценивать результаты собственной деятельности.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная
Способы реализации поставленной цели урока: учебный диалог, групповая работа, анализ и самоанализ работы.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания. Упр.923.
3.Словарная работа.
Обучающиеся под диктовку записывают слова :Чувствовать, заночевать,танцевать,следовать,зажигались, завянуть,погасает, расчесаться, целоваться, принести.
3.Актуализация.
На доске записана скороговорка, где ребята читают ее ускоряя темп.
Собирала Маргарита маргаритки во дворе, растеряла Маргарита маргаритки
во дворе.
А сейчас обратите внимание на слово "собирала" из нашей скороговорки (вы
записывали его на предыдущем уроке под диктовку). Кто из вас в корне этого слова
написал "и"? "е"? (Прослушать ответы: далее если все написали правильно, пусть попытаются объяснить почему). Проблема есть - и ее необходимо разрешить.
Давайте исследуем слова, в которых встречается сочетание букв "-ира", и
попробуем самостоятельно, без учебника, сделать вывод: в каких корнях командует
этот господин "А" и как он это делает?
(запись на доске):
Замираю - замереть;
набирал - наберу;
задирает - задеру;
вытирать - вытереть;
отпирать - отпереть.
Найдите и выпишите из данных примеров столбиком пары корней с чередованием
и последующим суффиксом "а", например, -мира- - -мер-. Попробуйте найти
закономерность сочетания букв. Сверимся по учебнику (стр. 139 - правило).
(Закрепляю на доске таблицу корней с "-ира-".)С-А-
БЕЗ -А-
-мира-
-бира-
-дира-
-тира-
-пира-
-мер-
-бер-
-дер-
-тер-
-пер-
Давайте потренируемся, чтобы привыкнуть к этим корням и узнавать их при
встрече.
Образуйте слова с сочетанием "-ира-" от следующих слов:
(запись на доске): Вымерли, заберу, придерется, протер, запер.
Не забывайте! Если за корнем есть "-а-", то в корне "-и-". "Ира" не хочет быть
"Ерой". Вы же тоже не любите, когда вас обзывают
Легко применять правило, когда вы знаете, в каком слове его использовать.
Усложним задачу: проведем слуховой выборочный диктант. (В это время к доске с карточкой идет ученик, у него аналогичное задание.) Я читаю - вы находите слово на изучаемую орфограмму и обозначаете условия выбора орфограммы. Как, по-вашему, необходимо обозначать орфограмму? (Прослушать ответы.)
1) Фарлаф с боязнию глядит;
В тумане ведьма исчезает,
В нем сердце замерло, дрожит.
2) Но где Людмила? Он один!
В нем сердце, вспыхнув, замирает.
3) Руслан внимает и глядит
Бестрепетно, с покойным духом;
Но, шевеля пугливым ухом,
Конь упирается, дрожит.
4) Видишь ли ты палку эту?
Выбери любую мету.
5) Как наешься ты своей полбы,
Собери-ка ты с чертей оброк полный.
(Объясните значения слов: полба - злак, особый вид пшеницы; оброк -
принудительный денежный или натуральный сбор с крестьян помещиками или
государством - при крепостном праве).
6) Вот море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесенок, задыхаясь,
Весь мокрехонек, лапкой утираясь,
Мысля: дело с Балдою сладит
Гладь - а Балда братца гладит.
7) Послушай, убирайся прочь!
Я спать хочу, теперь уж ночь!
(Проверим).
Кто автор этих стихотворных строк?..
Давайте немножко разомнемся, вспомним, что вы все-таки спортивный класс.
Итак, спортивная разминка.
(Делаем зарядку - руководит ответственный ученик.)
1) Изогну я круче шею,
Как жираф, кивать умею.
Наклоняйся, голова!
Раз-два! Раз-два!
2) Руки ходят, фу-ты, ну-ты,
Словно щупальца у спрута
Как похожи. Посмотри!
Раз-два-три! Раз-два-три!
3) Я упрямиться не стану,
Ловко, словно обезьяна,
Буду спину прогибать.
Три-четыре-пять! Три-четыре-пять!
4) На носочки подымаясь,
Вверх тянусь, как белый аист,
И расту на зависть всем,
Шесть-семь! Шесть-семь!
5) Буду гибким, словно кошка,
Потянусь еще немножко.
Позвоночники перекосим -
Семь-восемь! Семь-восемь!
Если вы были очень внимательны, то и в тексте зарядки есть слова с чередованием,
но только гласных о/а. Какие? (Прослушать ответы). Объясните их написание.
Упр.930 стр.140
-Прочитайте задание.
-1.Приведите примеры на каждую группу корней с чередованием гласных.
-2.Распределите слова по указанным группам.
А сейчас проконтролируем, как каждый из вас усвоил материал сегодняшнего
урока (метод Амонашвили): закройте глаза, опустите головы, я называю слово - вы
молча с помощью пальцев условными знаками показываете "е", "и", "нет
чередования". Если ошибаетесь, я молча поправляю вам пальцы.
Блестит, блистают, собираемся, соберемся, стирать, стереть, застилать, застелить,
перина, запереть, запирать, расстилается, пробирается, дерет, протереть, замирать.
Домашнее задание.Параграф 70
Корни с чередованием гласных е//и
Задание 1 Прочитайте. Найдите слова с чередованием гласных е//и в корне, выпишите их, обозначьте орфограмму.
1. Смелый умирает один раз, а трус каждый день. 2. Солдат службы не выбирает. 3. Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил. 4. Кто детям потакает, сам слезу утирает. 5. На работу спирает дух, а ест за двух. 6. Не задирай нос высоко - споткнешься. 7. Не силой дерутся, а умением. 8. С кем поведешься, от того и наберешься.
Задание 2 Прочитайте. Какие выразительные средства вы увидели в этом тексте? Выпишите 2-3 примера, рядом укажите их названия. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, разберите их по составу.
Когда миновал подъем, открылось широкое ровное пространство, по которому выпирали всюду огромные каменные глыбы. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя. Было тихо, дым пал в лощину и все застелил. (И.А.Гончаров)
Корни с чередованием гласных е//и
Задание 1 Прочитайте. Найдите слова с чередованием гласных е//и в корне, выпишите их, обозначьте орфограмму.
1. Смелый умирает один раз, а трус каждый день. 2. Солдат службы не выбирает. 3. Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил. 4. Кто детям потакает, сам слезу утирает. 5. На работу спирает дух, а ест за двух. 6. Не задирай нос высоко - споткнешься. 7. Не силой дерутся, а умением. 8. С кем поведешься, от того и наберешься.
Задание 2 Прочитайте. Какие выразительные средства вы увидели в этом тексте? Выпишите 2-3 примера, рядом укажите их названия. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, разберите их по составу.
Когда миновал подъем, открылось широкое ровное пространство, по которому выпирали всюду огромные каменные глыбы. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя. Было тихо, дым пал в лощину и все застелил. (И.А.Гончаров)
Проверь себя
Уровень 1 Я умею находить в предложениях слова, в которых
есть корни с чередованием гласных е//и.
Выпишите из данных предложений слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.
1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.
Уровень 2 Я умею правильно писать слова с чередованием
гласных е//и.
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.
Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.
Уровень 3 Я умею образовывать и правильно писать новые
слова с чередованием гласных е//и в корне.
От данных глаголов образуйте с помощью приставок, указанных в скобках, по два однокоренных глагола.
О б р а з е ц: утирать - стереть, растирать.
Нат…рать (вы-, об-), отп…рать (за-, под-), наст…лать (прер-, под-), ум…рать (за-, вы-).
Уровень 4 Я умею правильно писать слова с чередованием
гласных е//и в корне, я могу отличить корень с чередованием
гласных от корня с проверяемой безударной гласной.
Спишите слова с пропущенными буквами в два столбика. В первый столбик запишите слова с пропущенными чередующимися гласными в корне, а во второй столбик запишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.