- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок Сказки Салтыкова-Щедрина
Открытый урок Сказки Салтыкова-Щедрина
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Широбокова С.П. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок литературы в 10 классе.
«Сказки» Салтыкова-Щедрина.
Цель: формировать умение выполнять анализ сатирической сказки.
Задачи: 1) научить различать приёмы «эзопова языка»;
2)рассмотреть идейное и художественное своеобразие трёх сказок Салтыкова-Щедрина;
3) формировать общекультурную эрудицию.
Тип урока: практикум, закрепление изученных ранее знаний.
Формы и приёмы работы: использованы элементы технологии развития критического мышления, КСО, индивидуальный подход.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки.
Ход урока.
1). Актуализация. Определение темы, цели урока. Повторения пройденной темы.
Прочитайте высказывание Дж. Свифта и объясните его смысл.
«Сатира - своеобразное зеркало, в котором каждый, кто смотрится в него, видит любое лицо кроме собственного».
(Дж. Свифт)
А каких писателей-сатириков вы знаете? (ответы детей)
2) «Вызов»
Попробуйте определить, кому из писателей-сатириков принадлежит следующее высказывание:
«Ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех». (ответы детей)
Конечно же, это Салтыков-Щедрин. Мы с вами продолжаем изучать «Сказки» Салтыкова-Щедрина. Сегодня на уроке речь пойдет о трех сказках: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и «Премудрый пискарь».
Как вы думаете, какая цель будет перед нами стоять? (ответы детей). Все верно, цель нашего урока - выявить художественные своеобразие «Сказок» Салтыкова-Щедрина.
Но прежде чем приступить к анализу сказок, давайте вспомним, какие особенности «Сказок» мы уже знаем.
(1 человек у доски выполняет индивидуальное задание по карточке:
«Дайте определения следующим терминам: эзопов язык, ирония, сарказм, гротеск, гипербола, аллегория»)
Все остальные взгляните, пожалуйста, на слайд и вставьте пропущенные слова:
«Салтыков-Щедрин обращается к жанру сказки с целью _______ Для «Сказок» Щедрина характерна близость к_______ сказке, поскольку они аллегоричны, в них действуют герои-________, использованы традиционные сказочные приемы: ___________ Так как писатель высмеивает пороки современного ему общества, то для щедринских «Сказок» свойственна________ Писатель искусно использует в своих сказках приемы эзопова языка: __________».
Обратимся теперь к работе ученика … у доски и повторим определения приемов эзопова языка.
Хорошо, эти знания мы с вами должны применить при анализе сказок. В ходе нашей работы заносите важные замечания и выводы по каждой сказке на ваши узкие поля.
3) «Содержание»
1) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Начнем мы наш анализ со сказки, которая появилась на свет раньше других. Это «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Она была опубликована в журнале «Отечественные записки» в 1869 году.
Давайте вспомним сюжет этой сказки (краткий пересказ ученика)
Теперь взгляните на слайд и найдите в тексте , какие сказочные приемы, традиционные для русских народных сказок, использует автор:
- зачин («жили да были…»)
- словесные формулы («по щучьему велению, по моему хотению», «ни в сказке сказать, ни пером описать»)
-волшебство (генералы попадают на необитаемый остров)
Итак, генералы очутились на необитаемом острове. Какие аналогии у вас вызывает упоминание о необитаемом острове? Какой литературный персонаж тоже очутился на необитаемом острове? (Робинзон Крузо)
Давайте сравним эти произведения. Взгляните на слайд.
«Робинзон Крузо»
«Повесть о том…»
Робинзон с честью выдерживает все испытания и оказывается способным выжить в трудных условиях
Генералы обнаруживают свою полную беспомощность и чуть не погибают
Смекалка, ум, практические умения, изобретательность
Глупость, беспомощность, отсутствие практических умений
Итак, автор намеренно помещает генералов в непривычные для них условия, ставит над ними своего рода эксперимент, чтобы резко и наглядно обозначить их самые отрицательные черты.
В описании генералов и мужика автор использует определенные сатирические приемы. Определите их и объясните, почему они использованы (работа по группам):
А) «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». (гипербола и ирония)
Б) «Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». (гротеск)
В) «Полез <мужик> сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно кислое. Потом покопался в земле - и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку - и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика». (гипербола)
Итак, мы видим, что образы генералов и мужика контрастны. Автор, используя сатирические приемы, высмеивает пороки генералов - глупость, незнание жизни, отсутствие всяких практических умений, и восхищается изобретательностью и мастерством мужика.
Однако суть сказки не только в этом. Давайте зачитаем отрывок на слайде:
«Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать».
Найдите в тексте яркую художественную деталь (веревка). Как вы думаете, что символизирует веревка? (ответы детей)
Веревка - символ рабской покорности, пассивности мужика, это символ крепостного права. В сказке наряду с восхищением способностями мужика звучит горькая авторская ирония о веревке, которую русский мужик сам себе свил.
Давайте подведем итоги по данной сказке. Какую главную идею мы здесь можем выделить? (ответы детей)
2) «Дикий помещик»
Перейдем теперь к следующей сказке - «Дикий помещик». Давайте выразительно прочитаем начало сказки:
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое, рассыпчатое».
А что же было дальше? (краткий пересказ сюжета)
Скажите, а какое историческое событие здесь аллегорически отражено? (отмена крепостного права)
Историческая справка: 19 февраля 1861 года Александр II издал Манифест, отменивший крепостное право. Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом, а земля признавалась собственностью помещика.
Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу, назывались собственниками, а не перешедшие - временнообязанными.
При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Таким образом, освобождение крестьян закончилось, по сути, еще большим их закабалением и разорением.
Как данное историческое событие иносказательно представлено в начале и в конце сказки? (В начале сказки мужики исчезают, то есть освобождаются от глупого помещика. Но в конце они водворяются на место, так как по сути после отмены крепостного права в России тяжелое положение крестьян не изменилось).
Почему мужики исчезают? (их молитвам внимает Бог). А как вы думаете, почему Бог не внял «прошению» помещика, но услышал «слезную молитву сиротскую» мужиков? (Бог знал, что глупый помещик не сможет прожить без своих крестьян и его прошение - это лишь прихоть крепостника. Но он внимает молитве крестьян, так как никто за них больше заступиться не может.
Давайте определим приемы, которыми пользуется автор в сказке и выполним небольшой тест.
1. «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках... Утратил даже способность произносить членораздельные звуки…»
А) метонимия
Б) гротеск
В) гипербола
2. «Войдет он в свой парк…, в один миг влезет на самую вершину дерева и стережет оттуда. Прибежит заяц… - а он уже тут как тут, словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями и съест».
А) метафора
Б) сарказм
В) гротеск
3. «Услышал милостивый Бог слезную молитву сиротскую, и не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика. …только видели люди, как вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча черная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки».
А) сарказм
Б) волшебство
В) гипербола
Теперь давайте проверим правильные ответы. У кого все правильно?
Ответим теперь на ключевой вопрос сказки: почему помещик назван диким?
Вывод: все приемы, использованные автором при создании образа дикого помещика, указывают нам, что несмотря на человеческое обличие, душа у помещика дикая, звериная, жестокая (вспомните, как он притесняет своих крепостных). Чтобы подчеркнуть это, автор использует прием гротеска и превращает помещика в дикого зверя.
3). «Премудрый пискарь»
Перейдем теперь к анализу третьей, не менее интересной сказки, - «Премудрый пискарь». Давайте послушаем, о чем она (краткий пересказ)
А знаете ли вы, в чем своеобразие этой рыбки - пескаря?
Пескарь - маленькая рыбка семейства карповых. Обычная длина ее - 15 см. Тело сверху зеленовато-буроватого цвета, с боков серебристое и покрытое черноватыми пятнами. В углах рта усики. В течение всей жизни пескарь обычно держится большими стаями.
Как вы думаете, почему писатель выбирает именно образ пескаря, мелкой рыбки? (ответы детей)
Все дело в том, что образ мелкой рыбешки, беспомощной и трусливой, как нельзя кстати характеризует запуганного и дрожащего обывателя.
А кто такой обыватель? (человек, занятый своими личными узкими интересами и не участвующий в общественной жизни)
Обратите внимание на написание имени персонажа. Почему именно пИскарь? (ответы детей)
Герой сказки может только попискивать от страха, забившись в свою норку.
Вспомним жизнь премудрого пискаря? По какому принципу он живет? Найдите от рывок из текста и зачитайте его.
«Был он пискарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить - не то, что мутовку облизать. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, - сказал он себе, - а не то как раз пропадешь!»
Посмотрите на слайд. Какая пословица, по вашему мнению, наиболее точно передает поведение пискаря?
-
Что хочу - то и ворочу
-
Моя хата с краю - ничего не знаю
-
Бог труды любит
-
В тихом омуте черти водятся
А Салтыков-Щедрин придумывает свой собственный афоризм, отражающий жизнь пискаря: «жил - дрожал, и умирал - дрожал».
Как вы думаете, что здесь высмеивает писатель? (ответы детей)
В сказке «Премудрый пискарь» высмеивается страх, трусость, обывательское ранодушие ко всему на свете, кроме собственной жизни.
Давайте подведем предварительные итоги: итак, в чем заключается художественное своеобразие «Сказок» Салтыкова-Щедрина? (использование приемов эзопова языка, острая социальная направленность, близость к русской народной сказке)
4) Фишбоун. Рефлексия.
Мы с вами проанализировали несколько сказок Салтыкова-Щедрина. Давайте заполним фишбоун и определим, какие проблемы волновали писателя. Группы переменного состава.
Посмотрите на наш фишбоун. Как вы думаете, какие из данных проблем актуальны и в наше время?
Предлагаю вам провести параллель с современностью. Прочитайте отрывок из интервью генерального директора государственной социологической службы Валерия Федорова от 22.03.2009:
«Главная проблема в отношениях народа и власти - кризис доверия. Люди привыкли, что государство реально им не помогало. Оно только декларировало святые цели, а на практике же делало все наоборот… И сейчас, что бы власть ни делала, она всегда будет сталкиваться с недоверием.
<…>
А чиновники живут не по закону, а по обычаю. Они слабо реагируют на импульсы как «снизу», так и «сверху». У нас нет профессионального госаппарата, а есть люди, получившие должность в кормление».
Как вы думаете, изменились ли отношения народа и власти в наши дни? (ответы детей)
В принципе не изменились. Все так же процветают паразитизм, стремление жить за чужой счет и нежелание властей заниматься народными проблемами.
Таким образом, хотя «Сказки» Салтыкова-Щедрина и были созданы более 130 лет назад при определенном историческом строе и в определенное историческое время, но и в наши дни некоторые проблемы, которые поднимал писатель-сатирик, остались актуальными и современными.
5) Домашнее задание.
1). Анализ любой сказки Салтыкова-Щедрина
2). Прочитать «Историю одного города»