Открытый урок Сказки Салтыкова-Щедрина

Цель данного урока: формировать  умение  выполнять  анализ  сатирической  сказки. Задачи: 1) научить  различать  приёмы  «эзопова  языка»;                2)рассмотреть  идейное  и  художественное  своеобразие  трёх  сказок  Салтыкова-Щедрина;                 3) формировать  общекультурную  эрудицию.  Тип  урока: практикум, закрепление  изученных  ранее  знаний. Формы  и  приёмы  работы: использованы  элементы  технологии  развития  критического  мышления, КСО, индивидуальный  подход.   Оборудо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 10 классе.

«Сказки» Салтыкова-Щедрина.

Цель: формировать умение выполнять анализ сатирической сказки.

Задачи: 1) научить различать приёмы «эзопова языка»;

2)рассмотреть идейное и художественное своеобразие трёх сказок Салтыкова-Щедрина;

3) формировать общекультурную эрудицию.

Тип урока: практикум, закрепление изученных ранее знаний.

Формы и приёмы работы: использованы элементы технологии развития критического мышления, КСО, индивидуальный подход.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки.

Ход урока.

1). Актуализация. Определение темы, цели урока. Повторения пройденной темы.

Прочитайте высказывание Дж. Свифта и объясните его смысл.

«Сатира - своеобразное зеркало, в котором каждый, кто смотрится в него, видит любое лицо кроме собственного».

(Дж. Свифт)

А каких писателей-сатириков вы знаете? (ответы детей)

2) «Вызов»

Попробуйте определить, кому из писателей-сатириков принадлежит следующее высказывание:

«Ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех». (ответы детей)

Конечно же, это Салтыков-Щедрин. Мы с вами продолжаем изучать «Сказки» Салтыкова-Щедрина. Сегодня на уроке речь пойдет о трех сказках: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и «Премудрый пискарь».

Как вы думаете, какая цель будет перед нами стоять? (ответы детей). Все верно, цель нашего урока - выявить художественные своеобразие «Сказок» Салтыкова-Щедрина.

Но прежде чем приступить к анализу сказок, давайте вспомним, какие особенности «Сказок» мы уже знаем.

(1 человек у доски выполняет индивидуальное задание по карточке:

«Дайте определения следующим терминам: эзопов язык, ирония, сарказм, гротеск, гипербола, аллегория»)

Все остальные взгляните, пожалуйста, на слайд и вставьте пропущенные слова:

«Салтыков-Щедрин обращается к жанру сказки с целью _______ Для «Сказок» Щедрина характерна близость к_______ сказке, поскольку они аллегоричны, в них действуют герои-________, использованы традиционные сказочные приемы: ___________ Так как писатель высмеивает пороки современного ему общества, то для щедринских «Сказок» свойственна________ Писатель искусно использует в своих сказках приемы эзопова языка: __________».

Обратимся теперь к работе ученика … у доски и повторим определения приемов эзопова языка.

Хорошо, эти знания мы с вами должны применить при анализе сказок. В ходе нашей работы заносите важные замечания и выводы по каждой сказке на ваши узкие поля.

3) «Содержание»

1) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Начнем мы наш анализ со сказки, которая появилась на свет раньше других. Это «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Она была опубликована в журнале «Отечественные записки» в 1869 году.

Давайте вспомним сюжет этой сказки (краткий пересказ ученика)

Теперь взгляните на слайд и найдите в тексте , какие сказочные приемы, традиционные для русских народных сказок, использует автор:

- зачин («жили да были…»)

- словесные формулы («по щучьему велению, по моему хотению», «ни в сказке сказать, ни пером описать»)

-волшебство (генералы попадают на необитаемый остров)

Итак, генералы очутились на необитаемом острове. Какие аналогии у вас вызывает упоминание о необитаемом острове? Какой литературный персонаж тоже очутился на необитаемом острове? (Робинзон Крузо)

Давайте сравним эти произведения. Взгляните на слайд.

«Робинзон Крузо»

«Повесть о том…»

Робинзон с честью выдерживает все испытания и оказывается способным выжить в трудных условиях


Генералы обнаруживают свою полную беспомощность и чуть не погибают

Смекалка, ум, практические умения, изобретательность

Глупость, беспомощность, отсутствие практических умений

Итак, автор намеренно помещает генералов в непривычные для них условия, ставит над ними своего рода эксперимент, чтобы резко и наглядно обозначить их самые отрицательные черты.

В описании генералов и мужика автор использует определенные сатирические приемы. Определите их и объясните, почему они использованы (работа по группам):

А) «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». (гипербола и ирония)

Б) «Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». (гротеск)

В) «Полез <мужик> сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно кислое. Потом покопался в земле - и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку - и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика». (гипербола)

Итак, мы видим, что образы генералов и мужика контрастны. Автор, используя сатирические приемы, высмеивает пороки генералов - глупость, незнание жизни, отсутствие всяких практических умений, и восхищается изобретательностью и мастерством мужика.

Однако суть сказки не только в этом. Давайте зачитаем отрывок на слайде:

«Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать».

Найдите в тексте яркую художественную деталь (веревка). Как вы думаете, что символизирует веревка? (ответы детей)

Веревка - символ рабской покорности, пассивности мужика, это символ крепостного права. В сказке наряду с восхищением способностями мужика звучит горькая авторская ирония о веревке, которую русский мужик сам себе свил.

Давайте подведем итоги по данной сказке. Какую главную идею мы здесь можем выделить? (ответы детей)

2) «Дикий помещик»

Перейдем теперь к следующей сказке - «Дикий помещик». Давайте выразительно прочитаем начало сказки:

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое, рассыпчатое».

А что же было дальше? (краткий пересказ сюжета)

Скажите, а какое историческое событие здесь аллегорически отражено? (отмена крепостного права)

Историческая справка: 19 февраля 1861 года Александр II издал Манифест, отменивший крепостное право. Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом, а земля признавалась собственностью помещика.

Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу, назывались собственниками, а не перешедшие - временнообязанными.

При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Таким образом, освобождение крестьян закончилось, по сути, еще большим их закабалением и разорением.

Как данное историческое событие иносказательно представлено в начале и в конце сказки? (В начале сказки мужики исчезают, то есть освобождаются от глупого помещика. Но в конце они водворяются на место, так как по сути после отмены крепостного права в России тяжелое положение крестьян не изменилось).

Почему мужики исчезают? (их молитвам внимает Бог). А как вы думаете, почему Бог не внял «прошению» помещика, но услышал «слезную молитву сиротскую» мужиков? (Бог знал, что глупый помещик не сможет прожить без своих крестьян и его прошение - это лишь прихоть крепостника. Но он внимает молитве крестьян, так как никто за них больше заступиться не может.

Давайте определим приемы, которыми пользуется автор в сказке и выполним небольшой тест.

1. «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках... Утратил даже способность произносить членораздельные звуки…»

А) метонимия

Б) гротеск

В) гипербола

2. «Войдет он в свой парк…, в один миг влезет на самую вершину дерева и стережет оттуда. Прибежит заяц… - а он уже тут как тут, словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями и съест».

А) метафора

Б) сарказм

В) гротеск

3. «Услышал милостивый Бог слезную молитву сиротскую, и не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика. …только видели люди, как вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча черная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки».

А) сарказм

Б) волшебство

В) гипербола

Теперь давайте проверим правильные ответы. У кого все правильно?

Ответим теперь на ключевой вопрос сказки: почему помещик назван диким?

Вывод: все приемы, использованные автором при создании образа дикого помещика, указывают нам, что несмотря на человеческое обличие, душа у помещика дикая, звериная, жестокая (вспомните, как он притесняет своих крепостных). Чтобы подчеркнуть это, автор использует прием гротеска и превращает помещика в дикого зверя.

3). «Премудрый пискарь»

Перейдем теперь к анализу третьей, не менее интересной сказки, - «Премудрый пискарь». Давайте послушаем, о чем она (краткий пересказ)

А знаете ли вы, в чем своеобразие этой рыбки - пескаря?

Пескарь - маленькая рыбка семейства карповых. Обычная длина ее - 15 см. Тело сверху зеленовато-буроватого цвета, с боков серебристое и покрытое черноватыми пятнами. В углах рта усики. В течение всей жизни пескарь обычно держится большими стаями.

Как вы думаете, почему писатель выбирает именно образ пескаря, мелкой рыбки? (ответы детей)

Все дело в том, что образ мелкой рыбешки, беспомощной и трусливой, как нельзя кстати характеризует запуганного и дрожащего обывателя.

А кто такой обыватель? (человек, занятый своими личными узкими интересами и не участвующий в общественной жизни)

Обратите внимание на написание имени персонажа. Почему именно пИскарь? (ответы детей)

Герой сказки может только попискивать от страха, забившись в свою норку.

Вспомним жизнь премудрого пискаря? По какому принципу он живет? Найдите от рывок из текста и зачитайте его.

«Был он пискарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить - не то, что мутовку облизать. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, - сказал он себе, - а не то как раз пропадешь!»

Посмотрите на слайд. Какая пословица, по вашему мнению, наиболее точно передает поведение пискаря?

  • Что хочу - то и ворочу

  • Моя хата с краю - ничего не знаю

  • Бог труды любит

  • В тихом омуте черти водятся

А Салтыков-Щедрин придумывает свой собственный афоризм, отражающий жизнь пискаря: «жил - дрожал, и умирал - дрожал».

Как вы думаете, что здесь высмеивает писатель? (ответы детей)

В сказке «Премудрый пискарь» высмеивается страх, трусость, обывательское ранодушие ко всему на свете, кроме собственной жизни.

Давайте подведем предварительные итоги: итак, в чем заключается художественное своеобразие «Сказок» Салтыкова-Щедрина? (использование приемов эзопова языка, острая социальная направленность, близость к русской народной сказке)




4) Фишбоун. Рефлексия.

Мы с вами проанализировали несколько сказок Салтыкова-Щедрина. Давайте заполним фишбоун и определим, какие проблемы волновали писателя. Группы переменного состава.

Открытый урок Сказки Салтыкова-Щедрина

Посмотрите на наш фишбоун. Как вы думаете, какие из данных проблем актуальны и в наше время?

Предлагаю вам провести параллель с современностью. Прочитайте отрывок из интервью генерального директора государственной социологической службы Валерия Федорова от 22.03.2009:

«Главная проблема в отношениях народа и власти - кризис доверия. Люди привыкли, что государство реально им не помогало. Оно только декларировало святые цели, а на практике же делало все наоборот… И сейчас, что бы власть ни делала, она всегда будет сталкиваться с недоверием.

<…>

А чиновники живут не по закону, а по обычаю. Они слабо реагируют на импульсы как «снизу», так и «сверху». У нас нет профессионального госаппарата, а есть люди, получившие должность в кормление».

Как вы думаете, изменились ли отношения народа и власти в наши дни? (ответы детей)

В принципе не изменились. Все так же процветают паразитизм, стремление жить за чужой счет и нежелание властей заниматься народными проблемами.

Таким образом, хотя «Сказки» Салтыкова-Щедрина и были созданы более 130 лет назад при определенном историческом строе и в определенное историческое время, но и в наши дни некоторые проблемы, которые поднимал писатель-сатирик, остались актуальными и современными.

5) Домашнее задание.

1). Анализ любой сказки Салтыкова-Щедрина

2). Прочитать «Историю одного города»

© 2010-2022