Конспект урока Необыкновенный эксперимент профессора Преображенского (по повести М. А. Булгакова Собачье сердце

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы в 8 классе (ОС «Школа 2100)

Необыкновенный эксперимент профессора Преображенского

(по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»)

  1. Оргмомент.

1. П П : Наш сегодняшний урок мы посвящаем повести М. М.А. Булгакова «Собачье сердце».

- Ч - Что составляет основу повествования?

- В чем особенности этого эксперимента?

- Сформулируйте тему нашего урока.

У:

- Эксперимент профессора Преображенского.

- Это эксперимент по превращению собаки в человека. Такого еще не было.

- Необыкновенный эксперимент профессора Преображенского.

2.Работа по теме урока.

1.Вы прочитали только 2 небольшие главы произведения, где Шариков представлен уже в человеческом облике. А теперь посмотрим, с чего все началось.

Фрагмент фильма (самое начало)

2.Итак, мы увидели, как познакомились 2 главных героя: профессор Преображенский и бездомный пес, которого все почему-то называли Шариком.

- Подумайте, чьими глазами показана наша столица 1925года?

- Для чего автору нужен такой прием, прием отстранения?

3. Наверное, вы обратили внимание, что рассказ собаки сопровождается воем ветра. Ветер - образ-символ в литературе. Как вы думаете, что он обозначает?

Вернемся к эпохе. 1925 год.8 лет назад произошла Октябрьская революция, закончилась первая мировая война. Страна берет курс на индустриализацию, борется с разрухой. А ее граждане свято верят в слова «Интернационала»: «Кто был ничем, тот станет всем».

Перемены грядут и в жизни Шарика. В приведенных главах перед нами уже человек. Благодаря дневнику доктора Борменталя можно точно определить время, в течение которого происходит это превращение: 23 декабря проведена операция. С 24 по 6 января происходит преображение собаки в человека.





- Москва показана глазами собаки.

- Чтобы все показать правдиво.

-Наверное, что-то страшное, разрушающее.

Работа в

1.-Выпишите из текста выражения, подберите эпитеты, характеризующие Шарика (1 столбик) и Шарикова (2 столбик).

2. -Проверим, что у вас получилось.

-Каких качеств, положительных или отрицательных, больше в собаке? А в Шарикове? Почему?

(Учитель обращает внимание на то, что и от собаки, и от человеческого донора Полиграф Полиграфофич взял самое плохое. В Шарике было больше человеческого, чем в Шарикове / см. речь)

парах

(Учащиеся заполняют таблицу)

(Учащиеся зачитывают записи, дополняют друг друга.)

1.И вот уже Шариков, а не Шарик не только проживает в квартире профессора Преображенского, но и заявляет на нее права.

-Как относятся к «говорящей собачке» разные люди? (с.39,41,44,45)

-Какие поступки Шарикова вызывают особенно негативную реакцию?

-Чья оценка не совпадает с взглядами окружающих на Полиграф Полиграфовича?

2.-Как влияют на Шарикова окружающие люди?

-Каким они хотят видеть этого нового человека?

-Чье влияние оказывается сильнее? Почему?

3. Итак, бездомный Шарик испытывает сначала физическое, а потом идеологическое воздействие.

-Что страшнее? Какой вывод можно сделать из истории этого необыкновенного эксперимента?

4. Вернемся к характеристикам Шарикова. Научные эксперименты привели к перерождению пса в нечистую силу, черта. Вспомним одно из рабочих названий произведения - «Чудовищная история».

5. «Нельзя вмешиваться в природу, в процесс эволюции», - так считает Булгаков.

-В каких произведениях были подобные мысли?


(Учащиеся выписывают оценочные суждения героев и автора /можно по вариантам)

- Швондера («товарищ»)

Профессор - словом, чтобы тот стал «хоть сколько-нибудь приемлемым членом социального общества», Швондер пытаеся оказать идеологическое влияние.

-Швондера, потому что это проще.

-Любое насилие оправдать нельзя.





А. Конан Дойл «Затерянный мир»,

Р.Брэдбери «И грянул гром»,

А.Беляев «Голова профессора Доуэля»

3.Обобщение. Выводы. Домашнее задание.

1.В начале урока вы сказали, что основа произведения - необыкновенный эксперимент профессора Преображенского.

-Можно ли назвать этот эксперимент удачным? Почему?

2. Известно, что повесть, написанная в 1925 году, была опубликована лишь в 1987. Власти увидели в ней описание еще одного эксперимента, который назывался строительством социализма.

-Что в методах строительства нового государства не принимал Булгаков? О чем не хотел молчать? Почему «Собачье сердце» стали называть политической сатирой? Над этими вопросами вам предстоит задуматься при выполнении домашнего задания.

Д.з.:

1. О чем заставила меня задуматься повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»? В чем актуальность предупреждений писателя? (письм.)

или

2.Составить кроссворд по произведению



(Учащиеся высказывают свою точку зрения)



© 2010-2022