Урок, Презентация 7 класс Образ Сослана в Нартском эпосе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

13

Урок, Презентация 7 класс Образ Сослана в Нартском эпосе.Урок, Презентация 7 класс Образ Сослана в Нартском эпосе.Урок, Презентация 7 класс Образ Сослана в Нартском эпосе.Урок, Презентация 7 класс Образ Сослана в Нартском эпосе.Урок, Презентация 7 класс Образ Сослана в Нартском эпосе.Урок, Презентация 7 класс Образ Сослана в Нартском эпосе.Урок, Презентация 7 класс Образ Сослана в Нартском эпосе.Урок, Презентация 7 класс Образ Сослана в Нартском эпосе. Кердикоева Лейла Гивиевна

учитель осетинского языка и литературы,

МБОУ СОШ №5

г. Алагир

РСО - Алания

Научно- методическая разработка урока

Тема урока:

«Всяк правду хвалит, да не всяк её сказывает».

На основе эпоса «Сослан ищет того, кто сильнее его»



Цель урока: 1.Знакомить учащихся с Нартовским эпосом.

Сравнить цикл Сослана с другими легендами

мировой литературы;
2.Обучать учащихся давать характеристику

героям образам;
3. Прививать любовь к нашим славным предкам

Нартам, почувствовать гордость от тех обычаев,

традиции и культуры , которые к нам пришли от них.

Эпиграф: «Есть много более сильных, чем сильный». (осет)

«И силу надо использовать с умом».

Х О Д У Р О К А :

  1. Организационный момент.

II. Новый материал.

Учитель. Добрый день.

Сегодня у нас на уроке гости давайте поприветствуем их!

Ученик: Гость в Осетии в почете,

Для вас мы двери раскрываем,

И скрипкой звуками вас хвалим!

Ученик играет на скрипке. (2-3минуты).

Вступительное слово учителя:
-Говорят, что дерево сильно своими корнями. Если у дерева срезать ветки, оно все равно не погибнет, даже новые ветки отрастут; если дерево срубить, оно все равно от корней пустит новые ростки, но если дерево выкорчевать с корнями, то оно погибнет. С деревом можно сравнить и человека. Народ, который не знает свои корни, историю и культуру своего народа, неминуемо идет к гибели - у него нет будущего.
Учитель: Осетинский народ является наследником богатейшего устного народного творчества, полного философского смысла и творческого воображения. Сегодняшний урок мы откроем словами Пфаффа: « Осетины и сегодня слушают Нартовские сказания так же внимательно, как европейцы Евангелие». И это на самом деле так.

Учитель: Скажите, пожалуйста, мальчики как вас зовут и почему вас так назвали?

Ученики: Ответы учеников.

Ученик 1. Меня зовут Алан - так звали моих предков.

Ученик 2. Меня зовут Марат - это человек, обладающий большой силой воли и изобретательностью. Толкование имени с арабского языка - желанный.

Ученик 3. Меня зовут Ацамаз - это герой осетинского нартского эпоса, сын нарта Ацы, певец и музыкант, обладатель чудесной золотой свирели.

Учитель: В Осетии наречению имени придавалось очень большое значение, т. к. считалось, что то или иное имя может оказать свое влияние на жизнь человека. Соответственно преимущественное право наречь имя принадлежало уважаемым людям. «Ном-æвæрæгом» становился человек, вытащивший из шапки определенную палочку или поставивший альчик в определенное положение. Еще позднее, с распространением грамотности, родители стали сами выбирать имя из списка, составленного разными людьми, и тот, кто вписал в список выбранное имя, становился «номæвæ-рæгом»..

Учитель: Ребята, а какие имена давали раньше? И сейчас?

Ученик 1: Древние имена героев нартского эпоса - Урызмаг, Сослан, Батрадз, Дзерасса и такие топонимические имена, как Эльбрус или Казбек.

Ученик 2: Древнейшие имена- магические, дошедшие со времени язычества. Многие из них основаны на вере в имитативную (подражательную) магию: скажем, если ребенка назвать Цæра («Живи»), то о будет жить, если назвать Фидар («Крепкий»), то он будет крепким.

Ученик 3: Другие имена этого типа - обманные, основанные на вере в то, что ребенок, названный Хъæвдын («Щенок») или Хъæндил («Жук») вообще не будет замечен злыми духами. Ученик 4: Принятие осетинами одной из двух мировых религий отложило пласты христианских и мусульманских имен: с одной стороны Геор, Илас, Микъала и т. д., с другой - Ибрагим, Магомет, Хасан и т. п.

Учитель: Каждое имя имеет свое значение и несет на себе определенную смысловую нагрузку. В Осетии быть достойным своего имени - это еще одна традиция. Имя призывает к ответственности. Отражается на внутренней культуре и ощущениях человека. Одним словом, каждый должен быть достоин своего имени.

Учитель: Сегодня мы рассмотрим цикл Сослана из Нартского эпоса. И тема нашего урока это: «Всяк правду хвалит, да не всяк её сказывает». На основе легенды о том, как «Сослан ищет того, кто сильнее его».

Вы рассказали о значении своих имен, но нам конечно интересно, что означает имя Сослан .

Научно-историческая справка.


  1. По Васо Абаеву имя Сослан обозначает«тызмæг», « карз уæвын»(грозный, безпощадный).

  2. У Тамерлана Гуриева - Сослан Царазон Цезарь.

  3. У Осетин имя Сослан появилось в XII веке (Давид-Сослан). История знает двух Сосланов - Ос-Багатаров. Один из них жил в V веке, а другой в XIV веке.

Ученик: Ос - Багатар (осетинский герой ), так грузины называли в XIII-XIV веках предводителя алан , который мужественно сражался против татаро-монгольского ига. В войне с Грузией он завоевал город Гори и украл дочь грузинского царя, затем грузинский царь обманным путем убил Ос - Багатара.

Учитель: Кто может напомнить рождение Сослана?

Ученик: Сослан родился из камня. Это связанно с солнцем. Ещё он женился на дочери солнца . Во многих сказаниях Сослан побеждает до обеда потому, что тогда солнце бывает в зените и дает ему силы (покровительтствует Сослану).

Учитель: Где и как закалился Сослан?

Ученик: Сослан закалился в молоке волка. У Куырдалагона.

Расскажи эту легенду.

Учитель: Почему Сослан закалился в молоке волка? Какое отношение волк имеет к нартам?

Ученик: Нарты произошли от Уархага. Уархаг -это древнее-осетинское слово(varka) обозначающее - волк.

Ученик: Нартов также называют детьми волка.

Учитель: Рассмотрим зарубежную историю, связан ли там волк с человеком?

Ученик: В истории Рима, мы читаем: Рим произошел от Рома и Ромула, они являются детьми вскормленными волком.

Учитель : Однако у такого героя как Сослан всегда бывает уязвимое место. В каком месте было уязвимое место у Сослана?

Ученик: Колени.

Учитель: Кто может рассказать эту легенду? Почему Сырдон поспорил с Сосланом?

Ученик: Однажды Сырдон сказал нартам: «Если вы попадете в моего сына стрелой, то мне ничего не нужно. А если нет, то приведите мне в дом быка». Сослан убил сына Сырдона и с тех пор они стали врагами.( Уымæн æмæ иухат Сырдон нартæн загъта: «Кæд мын мæ фырты фатæй фехсат, уæд мæ ницы хъæуы. Кæд нæ, уæд та мын мæ хæдзармæ гал æрбакæндзыстут. Сослан амардта Сырдоны фырты.Уæдæй фæстæмæ Сырдон йæ маст иста Сосланæй.)

Учитель: В цикле Сослана Сырдон и Сослан идут рядом. Из-за Сырдона Сослан попадает в разные ситуации. Кто такой Сырдон?

Маленькая справка о Сырдоне.

Учитель: У многих эпических героев мы встречаем уязвимые места. Скажем нарт Батраз тоже закалился у Куырдалагона, но у него мы знаем уязвимое место. Где?

Ученик: Кишка.

Учитель: У Ос - Багатара уязвимое место под мышкой. А в греческой мифологии, где было уязвимое место у героя Ахиллеса.

Ученик: Ахиллес -это знаменитый древнегреческий герой, сын Пелея и Фетиды. Чтобы сын был неуязвимым Фетида искупала его в реке Стикс. Фетида держала Ахиллеса за пятку и поэтому пятка осталась не закаленной.

Учитель: У Сослана есть шуба, сшитая из снятых в бою скальпов.

По мнению В.Миллера здесь мы наблюдаем связь со скифами: « Скифы снимают головы тех кого они убивают в сражении, и приносят их царю: только воин принесший голову врага, получает право на долю добычи.Затем они скальпируют головы следующим образом:они делают круговой надрез над ушами и отдирают кожу. Путём встяхивания.С помощью бычьего ребра они соскабливают приставшее к коже мясо, а кожу мнут между руками. Затем его подвешивают к уздечке коня и похваляются им, ибо чем больше у скифа таких утиральников,тем больше у него славы и почёта».

Это шуба помогает Сослану в трудную минуту.

В грузинской литературе у Шота Руставели в его знаменитом произведении «Витязь в тигровой шкуре» мы встречаем героя Рустама, который одолевал врага, только если был одет в тигровую шкуру.

Одиссей попал в Трою со своими друзьями только одев шкуру коня.

Ученик: Геракл, победив Немейского льва, больше не расставался с его шкурой.

Учитель: Мы знаем, что когда Сослан был в стране мертвых и видел там много интересного. Это присуще героям эпоса. Так, в стране мертвых побывали: Одиссей, Геракл и Орфей.

Учитель: Напомните какие вы знаете легенды о Сослане?

Ученики:

  1. Рождение Сослана.

  2. Шуба Сослана.

3.Сослан ищет того, кто сильнее его.

4. Как Сослан спас Сатану.

5. Сослан и сыновья Тара.

6. Сослан в стране мертвых.

7. Смерть Сослана

Учитель: Какие качества вы выделили в этих эпосах у Сослана?


Сослан

мужественный человеколюбивый

бесстрашный сдержанный

остроумный хитрый

жесткий воинственный

Учитель: Рассмотрим эпос «Сослан ищет того,кто сильнее его».

Словарная работа:

Æмгуыппæгæй - толпой.

Мысан æхсын - стрелять в мишень.

Ривæд кæнын - дневной отдых скота летом.

Æнæхост уæныг -

Фурд - большая река.

Уытъыры - червь

Асхъауæм - поковырять.

Учитель: Прочитайте начало эпоса?

Ученик читает первую часть.

Учитель: Что вы поняли? Что из себя представляет танец симд? Какое значение имел этот танец раньше и сегодня?

Ученик: Симд - это самый древний танец у осетин. Симд - это наивысшая ступень осетинской хореографии.

Симд - это излюбленный танец нартов.Симд - это мидитационный танец, его танцевали перед боем, также чтобы показать свое мастерство, ловкость, быстроту.

Ученик: Искусство традиционного осетинского танца лучше всего знал Махарбек Туганов. Он говорил : «Симд который танцевали только мужчины назывался «Симд нартов»

Старики рассказывали, что предки осетин «подлинные нарты» для того, чтобы на плечи нижних навалить больше тяжести, поднимали себе вверх на плечи бычков и молодых жеребят. Сменяясь, нижний ряд танцующих платил тем же в свою очередь, когда попадал на плечи танцоров верхнего ряда. Посреди огромного живого круга на кострах. В огромных котлах варилось мясо и пиво для угощениятанцующих.
Нижние танцоры выпивали с рогов или чаш, которые «урдуг истгута» (прислуживавшие) вливали им прямо в рот, а верхний ряд получал наверх на руки питье из рогов и чаш, так как одну руку танцор всегда мог освободить, левую или правую.

Учитель: Лучше всего искусством танцевать симд владел Сослан. «Как вскочил Сослан на стол и пошел перескакивать со стола на стол! Волчком кружился он по самому краю столов и ни одного куска хлеба не задел, ни одной чаши не пролил. Потом подняли все пирующие свои мечи и кинжалы остриями вверх, и начал Сослан плясать невиданный танец на остриях мечей и кинжалов. С такой быстротой вертелся он, с какой колеса мельницы кружатся в бурном потоке.

Поставил Сослан себе на голову чашу Уацамонга и пошел плясать. Еще лучше, чем первый раз, плясал он, и ни капли ронга не перелилось через край чаши. Ну, как было не удивиться такой пляске?»

Учитель: Читаем эпос дальше и разбираем.

Ученик читает вторую часть.

Разбираем эту часть.

Ученик читает третью часть.

Разбираем и эту часть.

Учитель: Какие игры вы знаете у Сослана? В каком эпосе они описаны? Там где Сослан не мог победить силой, там действовал хитростью.

Учитель: Почему мать великанов не съела Сослана?

Ученик: Потому что Сослан назвал ее матерю.

(- Пусть будет добрым твой день, мать моя,- сказал ей Сослан.)Это этикет.

Учитель: В Осетии большое значение прдают эткету приветствия . Доброе воспитанное слово понимают и великаны. Мать великанов не разрешает съесть Сослана так, как он у них в гостях. Как обратился Сослан к великану?

Ученик зачитывает из книги.

Учитель: Что рассказал великан Сослану?

Ученик рассказывает своими словами.

Учитель: Чему научил великан Сослана?.

Ученик : Никогда не ищите силы сильнее своей. Никогда не говори больше, что нет на свете человека сильнее тебя.

Учитель: Вернемся к теме и эпиграфу нашего урока. «Есть много более сильных, чем сильный. (осет) И силу надо использовать с умом .

Ученики высказывают свои мысли.

Учитель: Есть еще такая басня .

Величественный Лесной орех.

Над озером одиноко стоял Лесной орех.

Под ним в низине росли другие деревья.

Эти деревья мало кто замечал.

- Что вы представляете собой? - надменно говорил Лесной орех.

Однажды весной обратился к Лесному ореху Хмель:

- Разреши мне, пожалуйста, встать возле тебя.

- Это можно!

Летом хмель обвернулся вокруг Лесного ореха. Хмель так окутала Лесной орех, что его уже не было видно.

Все дивились красоте Хмеля.

О Лесном орехе никто уже и не вспомнил.

III. Выводы. Сегодня мы рассмотрели цикл Сослана. Мы должны сделать такой вывод: Нартский эпос - это часть мирововой литературы. Быть может даже начало и основа мировой литературы.

IV. Домашняя работа: Написать сочинение на тему: «И силу надо использовать с умом».




СОСЛАН ИЩЕТ ТОГО, КТО СИЛЬНЕЕ ЕГО

Собралась раз нартская молодежь на равнине Зилахар. Сначала

завели большой симд - любимую долгую нартскую пляску. Отличился

Сослан в этом симде, никто не смог сплясать лучше него. Хорошо он

плясал на земле, но не хуже сплясал на плечах нартских юношей.

После симда стали состязаться в стрельбе из лука. Наметили цели

и стали пускать в них стрелы. Немало было метких стрелков среди

нартских юношей, но опять впереди всех оказался Сослан. Его стрела

всегда попадала в цель.

Неподалеку, на берегу большой, широкой реки, отдыхало стадо.

- А ну, испытаем-ка мы также и силу свою,- сказали нартские

юноши.

Выбрал каждый по молодому быку и, схватив его за рога, старался

перебросить через реку. Никому это не удалось. Но вот Сослан

выбрал самого крупного быка, какой только был в стаде, взял его за

рога, размахнулся, и грохнулся бык на другом берегу реки. Потом

пошли на Площадь игр, и во всех состязаниях одолел Сослан нартскую

молодежь.

Удивлялись люди силе Сослана и говорили, что нет на земле

человека сильнее его.

«В Стране нартов, правда, нет такого человека, который мог бы

со мной помериться силой,- думал Сослан, вернувшись домой после

состязаний.- Придется мне отправиться в другие страны и поискать

там силу сильнее моей».

Отправился Сослан в путь. Долгое ли, короткое время шел, но вот

достиг он берега большой реки.

«Пойду по берегу этой реки,- сказал себе Сослан.- Может, и

встречу кого-нибудь». Пошел Сослан вниз по течению. Вдруг видит,

идет ему навстречу рыбак. Удилищем рыбаку служит целое дерево, а

вместо червяка крупная овца насажена на крючок.

- Удачи тебе желаю,- сказал Сослан рыбаку.

- Прибывай к нам во здравии, гость,- ответил ему рыбак.- Откуда

и куда идешь?

- Я ищу человека, с которым мог бы помериться силой,- сказал

ему Сослан,- но вижу, что не встречу никого сильнее тебя.

- Не так уж велика моя сила,- сказал рыбак.- Пройди-ка дальше,

вниз по реке. Там удит рыбу старший мой брат, он сильнее меня.

Отправился Сослан дальше, вниз по реке. Идет и видит:

сидит на берегу реки рыбак, удилищем ему служит дерево еще

большей величины, а на крючке висит туша коровы.

- Удачи тебе желаю,- сказал Сослан рыбаку.

- Прибывай к нам во здравии, гость,- ответил ему рыбак.- Откуда

ты взялся? Кого ищешь?

- Я ищу человека, с которым мог бы помериться силой, но вижу,

что не встречу никого сильнее тебя.

- Не так уж велика моя сила,- ответил ему рыбак.- Пройди вниз

по реке: там старший мой брат ловит рыбу, он сильнее меня.

Пошел Сослан дальше, и увидел он еще одного рыбака. Удилищем

ему служит еще большее древо, и туша быка висит на крючке.

- Желаю тебе радости,- сказал Сослан.

- Во здравии к нам прибывай, гость,- ответил ему рыбак.- Откуда

ты, добрый человек?

- Я искатель силы, ищу человека, с которым мог бы помериться

силой,- сказал ему Сослан.- Но вижу, что не встречу человека

сильнее тебя.

- Ну что ж,- сказал рыбак.- Видишь вон ту лощину? Иди к ней по

берегу реки, вскоре мы тоже туда придем, и ты покажешь нам свою

силу.

Пошел Сослан по берегу реки и пришел к какому-то дому.

Переступил через порог Сослан и видит: сидит у очага женщина, и

так она велика, что между зубами ее ласточка свила гнездо.

- Пусть будет добрым твой день, мать моя,- сказал ей Сослан.

- Не назвал бы ты меня своей матерью, я бы кровью твоей сняла

ржавчину с моих зубов,- ответила ему женщина.- Но теперь ты мой

гость и будь здоров. Откуда ты идешь и чего ищешь?

- Из Страны нартов иду я,- сказал Сослан.- Ищу силу сильнее

моей. В нашей стране я всех одолел и пошел искать по свету

человека, с которым мог бы помериться силой.

- Ой, ой!.. Забудь об этом. Сыновья ловят рыбу. И если вечером,

вернувшись домой, они застанут тебя здесь, то съедят тебя и даже

костей не оставят. Вот на, закуси, отдохни, а я придумаю, как бы

мне защитить тебя от моих сыновей!

Быстро внесла она круглый столик трехногий, едой уставленный.

Но до еды ли было Сослану? И тогда приподняла женщина огромное

сито, что лежало вверх дном, и спрятала под ним Сослана. Несколько

раз пытался Сослан поднять это сито, но даже пошевелить его не

смог.

Вечером все три брата вернулись домой и спросили у матери:

- Мы сегодня прислали сюда кичливого горного человечка! Подай-

ка его нам, и мы кровью его вычистим свои зубы. Давно не

приходилось нам пробовать человеческого мяса.

- Вам надо поесть чего-нибудь посытнее,- ответила им мать.-

Человек никуда не денется: он здесь, под ситом, и пусть останется

вам на завтрак.

Мать накормила своих сыновей ужином и уложила их спать. Когда

же они уснули, она выпустила Сослана из-под сита, отнесла его к

двери, показала ему дорогу и сказала:

- Беги изо всех сил. Только твои ноги могут спасти тебя, больше

тебе не на что надеяться. Потому что с утра они погонятся за

тобой. У одного из них нюх, как у волка, другой разом

перескакивает три оврага, а у третьего крылья сокола.

Когда проснулись утром великаны и мать сказала, что гость их

сбежал, погнались они за ним. Как заяц, бежит от них Сослан,- что

же ему еще делать? Вдруг видит огромную пашню. Пашет ее уаиг

одноглазый и однорукий: плуг перед собой толкает, на поясе висит

мешок с зерном, борона к ноге привязана,- он и пашет, и сеет, и

борону за собой волочит. Добежал до уаига-пахаря Сослан.

- Ай, ай!..-сказал Сослан.-Тебе поручаю себя и на земле и на

том свете. Если только догонят они меня, пропал я.

- Если бы ты поручил себя даже Богу, он не сделал бы для тебя

больше, чем я,- сказал уаиг.

Бросил он Сослана к себе в рот и спрятал его под языком.

Между тем братья-людоеды поравнялись с уаигом-пахарем и

спрашивают его:

- Не пробегала ли здесь наша горная птичка?

- Не видел я никакой горной птички,-ответил им уаиг.- Некогда

мне попусту болтать с вами. Оставьте меня в покое.

- Поскорее отдай нашего маленького человечка, иначе плохо тебе

будет! - стали приставать к нему братья.

- Шли бы вы своей дорогой. Ничего хорошего не дождетесь вы от

меня,- опять сказал им уаиг. Тут бросились на него братья.

- Теперь только на себя пеняйте,-сказал уаиг, схватил всех трех

своей единственной рукой, бросил на землю и сел на них.

Выплюнул он Сослана из-под языка и сказал ему:

- На бедре у меня растет волос. Вырви его, и я свяжу им этих

трех неуемных.

Схватил Сослан волос, тянет, тянет, а вырвать не может. Как

веревку, три раза обернул Сослан этот волос вокруг своей поясницы,

рванулся всей своей тяжестью и все-таки не смог вырвать.

- Мечом его отруби,- сказал уаиг.

Достал Сослан свой меч и, держа одной рукой волос, ударил по

нему мечом. И стало лезвие меча не острее тупой стороны ножа, а

волос так и остался цел. Тогда однорукий уаиг наступил коленом на

трех братьев, сам вырвал свой волос и крепко связал им братьев.

Тут поняли братья, что они побеждены, и стали жалобно просить:

- Ничего мы от тебя не хотим, только освободи нас и отпусти

домой.

Освободил их однорукий и отпустил домой. И спросил он у

Сослана:

- Где странствовал ты? Чего ищешь и почему один отправился в

поход?

- Я нарт Сослан. Испытывала раз наша молодежь свою силу:

бросали мы через широкую реку молодых быков. И только мне удалось

это. После этого загордился я и отправился в чужие страны

поискать, на ком бы свою силу испробовать. Ты видел, каково

пришлось мне. Спасибо тебе! Если бы не ты, не ступить бы мне

больше на нартскую землю.

- В нашей стране, Сослан, любой месячный младенец может

перебросить через широкую реку самого большого быка, и все-таки мы

не кичимся так своей силой, как ты. Вот послушай, что один раз

произошло со мной.

Я младший из семи братьев. Отец наш в то время тоже еще был

здоров, как олень. Однажды мы все вместе отправились в поход.

Несколько дней скитались мы, но ничего нам не встретилось. И вот

как-то после обеда тучки набежали на небо, пошел дождь, и стали мы

искать, где бы нам укрыться от дождя. Увидели пещеру. Нас было

восемь человек, и все мы свободно в ней разместились. Через

некоторое время увидели, что мимо нашей пещеры гонит пастух свое

стадо. Озорной козел подбежал к нашей пещере и стал о нее

тереться. И так был велик этот козел, что пещера наша закачалась

во все стороны, как колыбель, и тогда поняли мы, что приняли за

пещеру лошадиный череп. «Прочь, прочь!»- закричал пастух на козла.

Но козел не послушался его и не пошел со стадом. Рассердился

пастух и коршуном кинулся на него. Козел помчался прочь, а пастух

сунул палку в глазницу лошадиного черепа, в котором мы сидели,

размахнулся и бросил череп вдогонку козлу. Он бросил метко.

Ударился череп о рога озорного козла и разбился. И все, кто был

внутри,- кони и люди,- посыпались в разные стороны. Да и что иное

могло быть с нами? Увидел нас пастух, кинулся на нас и убил отца

моего и всех шестерых братьев. У меня успел он вырвать только руку

и вернулся к своим козам. Когда всаживал он палку в глазницу

черепа, задел он мой глаз, и глаз мой вытек. Видишь, какие дела

происходят на земле!

С тех пор я никогда и ни с кем не стремлюсь помериться силой. И

вам, кто любит меня и кого я люблю, говорю: никогда не ищите силы

сильнее своей. Возвращайся домой, мое солнышко, и никогда не

говори больше, что нет на свете человека сильнее тебя.

Так простились они, и пошел однорукий в свое селение, а нарт

Сослан вернулся к себе домой.


© 2010-2022