- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тире между подлежащим и сказуемым
Тире между подлежащим и сказуемым
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Жалмуханбетова Ж.С. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Утверждаю:
Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.
Цели урока:
Образовательные: Расширить и углубить знания учеников о правилах пунктуации, постановку тире между подлежащим и сказуемым. Обобщить и систематизировать материал по данной теме. Формировать пунктуационную грамотность.
Развивающие: Развивать устную и письменную речь уч-ся, логическое и образное мышление, а также умения организовать самостоятельную и групповую работу.
Воспитательные: Воспитывать любовь к труду, к русскому языку.
Тип урока: изучение нового материала
Метод: объяснение материала, работа с текстом «Сибирь- сказочная страна» (стр.180-181),чтение текста, словарная работа, ответить на вопросы, выполнение заданий, поиск, диаграмма Венна
Наглядность: ноутбук, (видеофильм про Сибирь), таблица, раздаточный материал, иллюстрации,, Толковый словарь русского языка 1-4 томах, казахско-русский словарь.
Н.А.Шахметова, О.Б.Саденова, Б.Б.Жумабекова. Русский язык учебник для 6 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения. Издательство « Арман - ПВ». 2015
Ход урока
1.Организационный этап.
Правила учи всегда
Применяй толково
Будешь грамотным тогда
В полном смысле слова
Я вас приветствую и жду хорошей работы.
2. Проверка домашнего задания. Сказуемое,выраженное именем существительным. Упражнение299 стр.175 (проверка по цепочке)
1.Астана- сердце Казахстана.2.Знание- высшее богатство.3.Книга- источник знаний.4.Пословица-мудрость народа.5.Март- первый месяц весны.6.Апрель- месяц говорливой воды .7.Береза-белоствольное дерево.
3.Новаятема: Записываем дату, классная работа.
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Рассмотрение темы «Тире между подлежащим и сказуемым». Цель урока-будем знакомиться с постановкой тире между подлежащим и сказуемым...
Изучение нового материала
Взглянув на правило, скажите, сколько случаев постановки тире вам предлагают авторы учебника?
Анализируем правило и сопоставляем с таблицей, которую вы получили.
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ
Тире ставится:
1. Существительное + существительное
Лес - друг человека.
2. Числительное + числительное
Дважды два - четыре.
3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.
Охранять природу - любить родину.
4. Существительное + н. ф. глаг.
Наша задача - хорошо учиться.
5. Н. ф. глаг. + существительное
Ходить босиком - удовольствие.
6. Это, вот, значит
Чтение - вот лучшее учение.
4.Закрепление материала
Выполнение тренировочных упражнений.
Упр. 306. Проверка учителем.(выполняется на доске.)
1.Река- это источник энергии.2.Река-это путь.3.Сырдария-длиннейшая река Средней Азии.4.Байкал- самое глубокое озеро.
Упражнение308 стр.180-181
Сибирь-сказочная страна. (Просмотр фильма)
-чтение текста
- словарная работа-Тайга-қоңыржай ендіктің солтүстігіндегі қылқан жапырақты қалың орман
Провод-сым
Кладовая- қойма
-ответить на вопросы стр.181
1.Какие реки текут по сибирской земле?
2.Какое удивительноеозеро есть в Сибири?
3.Какие богатства есть в недрах Сибири?
4.Что такое «голубое золото »Сибири?
5.Что такое «зеленое золото» Сибири?
6.Какую пользу в хозяйствеприносит лес?
Упр.309 стр.181
1.Сибирь-сказочная страна,2.Обь ,Иртыш, Енисей, Лена-полноводные реки Сибири.3.Байкал-самое глубокое и удивительное озеро. 4.Сибирь- богатая и запасливая хозяйка.5. «Голубое золото» Сибири- это вода.6 .«Зеленое золото»- это леса Сибири.7. «Страна лесов»- это Сибирь.
-Работа с опережающим заданием:
-Назовите реки и озера Казахстана. Какие из них самые глубокие и самые длинные? Знаете ли вы легенды, связанные с ними. Расскажите.
Тлепбергенова Назерке:
Балха́ш ( каз. Балқаш) - бессточное полупресноводное озеро в Балхаш-Алакольской котловине на юго-востоке Казахстана, второе по величине непересыхающее солёное озеро (после Каспийского моря) и 14-е в списке крупнейших озёр мира. Уникальность озера состоит в том, что оно разделено узким проливом на две части с различными химическими характеристиками воды - в западной части она практически пресная, а в восточной - солоноватая.
Озеро относится к Балхаш-Алакольскому водохозяйственному бассейну и расположено сразу в трёх областях Казахстана:Алматинской, Жамбылской и Карагандинской. К северу от озера раскинулся обширный Казахский мелкосопочник, к западу простирается Бетпак-Дала, а к югу располагаются Чу-Илийские горы, пески Таукум и Сарыесик-Атырау.
Топоним «Балхаш», по одной из версий, происходит от слова balkas татарского, казахского и алтайского языков, которое значит «болотистая местность, покрытая кочками» или «кочки на болоте». В казахском языке «балкыту» значит «плавка металла», «плавить». Этимология от «балку» подтверждается археологическими данными экспедиции академика А. Маргулана по Прибалхашью как очагу древней металлургии эпохи энеолита и ранней бронзы.
Согласно легенде о происхождении озера, у богатого чародея Балхаша была красавица-дочь Или. Когда пришло время выдавать Или замуж, Балхаш объявил, что выдаст её только за самого богатого, красивого и сильного. Среди прибывших женихов были два сына китайского императора с караванами, груженными дорогими товарами, сыновья монгольского хана с табунами лошадей и серебром, а также молодые бухарские купцы с коврами и изделиями из слоновой кости. Однако был среди пожелавших попытать счастье и бедный пастух Каратал, который сразу же понравился невесте.
После состязаний, из которых Каратал вышел победителем, Балхаш с негодованием выгнал его. Однако Или ночью сбежала из родного дома и ускакала с избранником от злого отца. Узнав о побеге дочери, Балхаш наложил заклятие на возлюбленных, и они превратились в две реки, стремительно несущие свои воды с гор. А чтобы реки никогда не соединились, Балхаш упал между ними и стал седым от пенных волн озером.
Есенгельдин Бахтияр:
Иртыш - река в Китае, Казахстане и России, левый, главный приток Оби. Длина Иртыша составляет 4248 км, что превышает длину самой Оби. Иртыш вместе с Обью - самая протяжённая река в России, вторая по протяжённости в Азии и седьмая в мире (5410 км). Иртыш - самая длинная река-приток в мире (на втором месте - Миссури). Протекает по территории Китая (525 км), Казахстана (1700 км) и России (2010 км). Площадь бассейна - 1643 тыс. км².
Истоки Иртыша находятся на границе Монголии и Китая, на восточных склонах хребта Монгольский Алтай. Из Китая под названием Чёрный Иртыш он попадает в Казахстан, проходит через Зайсанскую котловину, впадает в проточное озеро Зайсан. В устье Чёрного Иртыша находится большая дельта. В Зайсан впадает множество рек с Рудного Алтая, хребтов Тарбагатай и Саур. Многократно усиленный этими водами Иртыш вытекает из озера Зайсан на северо-запад через Бухтарминскую ГЭС и следом за ней расположенную Усть-Каменогорскую ГЭС. Ниже по течению находятся Шульбинская ГЭС и город Семипалатинск. Чуть выше Павлодара иртышскую воду забирает канал Иртыш - Караганда, текущий на запад. В районе Ханты-Мансийска Иртыш впадает в Обь.
Питание Иртыша смешанное: в верховьях снеговое, ледниковое и меньше дождевое; в нижнем течении снеговое, дождевое и грунтовое. Характер водного режима также существенно изменяется. В верхнем течении половодье начинается в апреле, максимум в апреле - июне, спад длится до октября; сток реки зарегулирован. В низовьях половодье с конца мая до сентября, максимум в июне. 50 % годового стока проходит весной, в верховьях доля стока летом и осенью по 20 %, зимой 10 %, у Тобольска соответственно 27 %, 19 % и 7 %. Средний расход у Усть-Каменогорска 628 м³/с, Семипалатинска около 960 м³/с, Омска 917 м³/с, Тобольска 2150 м³/с, в устье около 3000 м³/с, годовой сток около 95 км³. Размах колебаний уровня выше озера Зайсан 4,4 м, у Омска 7 м, Усть-Ишима 12,7 м, к устью уменьшается.
Общая площадь водосбора составляет 1 643 000 кв. км. Уклон порядка 0,03 м на километр. Ледоставу на Иртыше предшествует ледоход продолжительностью около 20 дней в верховьях и 6-10 дней в низовьях. Замерзает в верховьях в конце ноября, в низовьях в начале ноября, вскрывается в апреле.
В Иртыше обитают представители головешковых (ротан), осетровых (сибирский осётр, стерлядь), лососевых (нельма, муксун, ряпушка сибирская), карповых (язь, карп, лещ, плотва, краснопёрка, елец, серебряный и золотой карась и др.), щуковых (щука), окуневых (окунь, судак, ёрш), тресковых (налим).
Фотографии Реки Иртыш
Река Иртыш
Река Иртыш
Река Иртыш
Река Иртыш
Река Иртыш
Обратите внимание!
Слово гидро (греч.) означает «вода».
Гидроэлектростанция- электростанция, использующая силу падающей воды для выработки энергии.
Упражнение 312 стр.182
«Кто лучший переводчик?»
1.Краса слова-пословица.2.Первое богатство-здоровье, здоровье-залог чистоты. 3.Единство-непроницаемый пулей броня (латы),4.Оружие мысли-язык,оружие языка- слово.5.Пища-основа человека.
Приём «Подведём итоги»
Итак, сегодня мы работали по теме…
На прошлых уроках мы работали по теме «Главные члены предложения»
1. Главные члены предложения - это…
2. Подлежащее и сказуемое другими словами - это…
3. Подлежащее - это…
4. Подлежащее чаще всего выражается…
5. Сказуемое - это главный член предложения, который...
6.Сказуемое чаще всего выражается …
Главные
члены
предложенияСоставление диаграммы Венна
Сказуемое
Вопросы: что делать? что сделать?
Выражается глаголом
Подлежащее
Вопросы: кто? что?
Выражается именем существительным и местоимением
Домашнее задание: Упражнение: 305,312 (закончить), выучить правило на стр.178
Тире ставится:
1. Существительное + существительное
Лес - друг человека.
2. Числительное + числительное
Дважды два - четыре.
3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.
Охранять природу - любить родину.
4. Существительное + н. ф. глаг.
Наша задача - хорошо учиться.
5. Н. ф. глаг. + существительное
Ходить босиком - удовольствие.
6. Это, вот, значит
Чтение - вот лучшее учение.
Тире ставится:
1. Существительное + существительное
Лес - друг человека.
2. Числительное + числительное
Дважды два - четыре.
3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.
Охранять природу - любить родину.
4. Существительное + н. ф. глаг.
Наша задача - хорошо учиться.
5. Н. ф. глаг. + существительное
Ходить босиком - удовольствие.
6. Это, вот, значит
Чтение - вот лучшее учение.
Тире ставится:
1. Существительное + существительное
Лес - друг человека.
2. Числительное + числительное
Дважды два - четыре.
3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.
Охранять природу - любить родину.
4. Существительное + н. ф. глаг.
Наша задача - хорошо учиться.
5. Н. ф. глаг. + существительное
Ходить босиком - удовольствие.
6. Это, вот, значит
Чтение - вот лучшее учение.
Вспомним основные случаи этого правила и убедимся, что мы их усвоили
Мы рассмотрели случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом полном предложении. Вы поняли, что в этом Вам поможет умение правильно выделить грамматическую основу предложения. На следующем занятии мы узнаем о постановке тире в неполном предложении.
6. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется...
7. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются...
8. Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых...
9. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое...
10. Составное именное сказуемое - это... На прошлых уроках мы работали по теме «Главные члены предложения»
Эти знания нам пригодятся при изучении нового материала
1. Главные члены предложения - это…
2. Подлежащее и сказуемое другими словами - это…
3. Подлежащее - это…
4. Подлежащее чаще всего выражается…
5. Сказуемое - это главный член предложения, который...
Проверка домашнего задания.
Опираясь на схему, расскажите об одном из видов сказуемого в русском языке, используя в качестве примеров предложения из дом. упражнения. Что осталось неясным в д/з?
ТЕСТ на проверку усвоения видов сказуемого. Самопроверка по ключу с самооценкой.
Тест 1.
Задание. Определите тип сказуемого в предложениях.
· Дверь была приоткрыта.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
· Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
· Утки начинают купаться.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
· Куда-то попрятались все птицы.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
· Вода всё ещё не могла успокоиться.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Ключ к тесту «Типы сказуемых»: количество правильных ответов соответствует Вашей оценке.
Тест 1. в в б а б
Тире не ставится:
1. При сказуемом есть не
Старость не радость.
2. При сказуемом есть как, будто
Пруд как зеркало.
3. Под л еж. = местоим.
Он врач.
Если на местоимение падает логическое ударение, то тире может ставиться
Ты - лучший человек на свете.
Тире ставится:
1. Существительное + существительное
Лес - друг человека.
2. Числительное + числительное
Дважды два - четыре.
3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.
Охранять природу - любить родину.
4. Существительное + н. ф. глаг.
Наша задача - хорошо учиться.
5. Н. ф. глаг. + существительное
Ходить босиком - удовольствие.
6. Это, вот, значит
Чтение - вот лучшее учение.