Литературная гостиная. А. Ф. Фет и Ф. И. Тютчев

Литературная гостиная.Ф.И. Тютчев и А.А. Фет.   Ведущий 1: Афанасий Афанасьевич Фет – величайший русский поэт XIX века – был высоко ценим при жизни как тончайший лирик, создавший несравненные по поэтическому мастерству стихотворения. (слайд)«Мы ничего не знаем более сильного, более значительного во всей нашей русской поэзии»,- говорил о Фете Ф.М. Достоевский.:     А.А. Фет писал: "Тютчев сладостен мне не столько как человек, более чем дружелюбно ко мне относившийся, но как самое воздушное воплощ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Литературная гостиная.

А.Ф.Фет и Ф.И.Тютчев.











Материалы подготовила А.М.Панарина, учитель русского языка и литературы первой категории МБОУ "Ларьякская ОСШ", ХМАО-Югра.



















Литературная гостиная.

Ф.И. Тютчев и А.А. Фет.

Ведущий 1: Афанасий Афанасьевич Фет - величайший русский поэт XIX века - был высоко ценим при жизни как тончайший лирик, создавший несравненные по поэтическому мастерству стихотворения. (слайд)«Мы ничего не знаем более сильного, более значительного во всей нашей русской поэзии»,- говорил о Фете Ф.М. Достоевский.

Поэтическим языком Фет говорил о величии человеческого духа, «вечного и вездесущего». Он стремился растапливать «будничный лёд» «радужными лучами идеального солнца», которыми, по образному выражению поэта Якова Петровича Полонского, был озарён духовный мир самого Фета - одного из самых «пронзительных» русских лириков.

1-ый чтец:

Стихотворение: «Я русский, я люблю молчанье дали мразной…». 1842 г.

Я русский, я люблю молчанье дали мразной,

Под пологом снегов как смерть однообразной…

Леса под шапками иль в инее седом,

Да речку звонкую под тёмно-синим льдом.

Как любят находить задумчивые взоры

Завеянные рвы, навеянные горы,

Былинки сонные, иль средь нагих полей, -

Где холм причудливый, как некий мавзолей,

Изваян полночью, - круженье вихрей дальных

И блеск торжественный при звуках погребальных.

Ведущий 2: Афанасий Фет кажется самым таинственным поэтом в истории российской словесности. Никто не знает ни точной даты его рождения, ни имени его настоящего отца, - споры об этом ведутся и поныне, ровно как и о его кончине: одни утверждают, что то была естественная смерть, другие отстаивают версию самоубийства…

Фамилия Фет принадлежала его матери Шарлотте Фет, бежавшей из немецкого городка Дармштадт вместе с 44-летним русским помещиком Шеншиным. Шарлотте было тогда 22 года, она уже полтора года была замужем, имела дочь Каролину. Трудно понять, чем пленил молоденькую немку небогатый помещик, но она бросила маленькую дочь, мужа, больного отца, свою страну и бежала с Шеншиным в его далёкое степное имение. Кроме того, она ждала второго ребёнка. Мальчик родился в России. До 14 лет он считал себя сыном русского дворянина Афанасия Шеншина. Но местная духовная консистория установила, что мальчик родился до официального брака его родителей и поэтому должен именоваться не российским дворянином Шеншиным, а Фетом. Таким образом он оказался без русского подданства и дворянства.

Родители отправили Афанасия на учёбу в Лифляндию, в маленький городок Верро, в частный немецкий пансион, и не забирали домой даже на каникулы. Но - нет худа без добра - Фет смог получить здесь не плохое образование: питомцев пансиона кормили скудно, но учили серьёзно. Фет увлечённо занимается классической филологией и начинает писать стихи. В дальнейшем увлечение филологией приводит его на словесное отделение философского факультета Московского университета, который он окончил в июне 1844 года. О крутой перемене в своей жизни он узнал из письма: «…отец без дальнейших объяснений написал мне, что отныне я должен носить фамилию Фёт». Точки над «ё» пропали уже потом, случайно, когда через несколько лет появилось в печати его первое стихотворение… Около сорока лет потратил потом Афанасий Афанасьевич на то, чтобы избавиться от фамилии Фет, вернуть себе дворянское звание и фамилию Шеншин. Сколько насмешек, издёвок, оскорблений испытал он за эти годы…

Ведущий 3: Многие отмечали музыкальность стихов Фета. П.И. Чайковский писал: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом…Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область».

«Что не выскажешь словами, звуком на душу навей», - писал А. Фет.

Лирика Фета с её эмоциональностью, яркой образностью часто близка к фольклору. А романс А.Е.Варламова «На заре ты её не буди» стала подлинно народной песней. (Звучит романс А.Е.Варламова на стихи А.А.Фета «На заре ты её не буди»)

Ведущий4: А.А. Фет писал: "Тютчев сладостен мне не столько как человек, более чем дружелюбно ко мне относившийся, но как самое воздушное воплощение поэта, каким его рисует себе романтизм. Начать с того, что Федор Иванович болезненно сжимался при малейшем намеке на его поэтический дар, и никто не дерзал заводить с ним об этом речи".

Ведущий 5: Ф.И.Тютчев в Москве. (слайд)

Детство Ф.И.Тютчева

Тютчевы приехали в дом Армянский, 11 в конце 1810 г., прямо под Новый год. Федору Тютчеву, будущему поэту, было тогда семь лет.

В Северном флигеле расположили служебные помещения с кухней и квартирами для прислуги. Во внутренней части Южного флигеля разместилась конюшня, а в части, выходящей в переулок, поселилась прислуга.

Семья занимала второй этаж Главного дома. Самым большим и значительным его помещением была столовая, которая в торжественных случаях превращалась в танцевальный зал. Окна столовой выходили на две стороны, причем, вдоль главного фасада тянулся большой балкон. Можно себе представить молодого Тютчева, выходящего на этот балкон во время шумного бала или тихим летним вечером...

Ведущий 6: На третьем этаже находились библиотека и жилые комнаты для приезжих.

В то время, когда здесь жил Федор, то есть в середине 1810-х - начале 1820-х гг., в усадьбе проживало до 100 человек. Одной прислуги и дворни было 30-40 человек. Жили еще родственники и гости со своей прислугой. Источником благосостояния были поступление средств из имений и служба главы семейства.

Здесь среди светского шума и в тиши библиотеки и произошло рождение Тютчева как поэта. И первым заметил это и оказал поддержку профессор Московского университета, поэт, переводчик Алексей Федорович Мерзляков. Именно тот Мерзляков, которого Лазаревы вскоре попросят написать стихи для их памятника-обелиска. По его рекомендации в 1818 г., пятнадцатилетнего Федора приняли в число сотрудников Общества любителей российской словесности при Императорском Московском университете. Сотрудник, конечно, не действительный член Общества. Но это серьезная школа. Достаточно сказать, что действительными членами Общества были В.А. Жуковский, "знаменитый дядя" В.Л. Пушкин, поэт И.И. Дмитриев.

Ведущий 7: В сентябре 1819 г. осуществилась мечта Тютчева: он стал студентом Московского университета. И опять при поступлении ему оказал услугу А.Ф. Мерзляков: на прошении о зачислении его свидетельство.

Заметных успехов в учебе Федор не достиг. Обеспеченность семьи, богатые и влиятельные родственники - все это давало возможность заниматься, когда хочется и чем хочется. И, тем не менее, он окончил университет через два года. Для досрочного окончания необходимо было особое разрешение. Родителям пришлось использовать свои связи, чтобы решить вопрос на уровне попечителя Московского университета князя А.П. Оболенского и министра народного просвещения князя А.Н. Голицына. В конце 1821 г. Федору выдали аттестат об окончании университета, а в феврале следующего года он уехал в Петербург. Еще несколько месяцев хлопот и 11 июня 1822 г. на целых двадцать два года он покинул Россию. "Вся в слезах была маменька Екатерина Львовна..."слишком далеко.

В Москву Тютчев приехал 8 июля 1843 г., а 13-го пошел посмотреть дом, который принадлежал некогда его отцу, где прошли детство и юность, где оставил Катюшу - свою первую любовь. В памяти сохранился красивый, ухоженный особняк дорогие сердцу лица. А здесь на него сквозь покосившиеся ворота смотрел обветшавший дом, в котором размещался приют. Встреча с прошлым не состоялась.

Ведущий 8: Тютчев в памяти современников

И.С. Аксаков (1823-1886) - биограф Тютчева, был женат на его дочери

"Можно сказать, что в тщеславии у Тютчева был органический недостаток. Он любил свет - это правда; но не личный успех, не утехи самолюбия влекли его к свету. Он любил его блеск и красивость... Соблюдая, по возможности, все внешние светские приличия, он не рабствовал пред ними душою, не покорялся условной светской "морали", хранил полную свободу мысли и чувства. Блеск и обаяние света возбуждали его нервы, и словно ключом било наружу его вдохновенное, грациозное остроумие. Но самое проявление этой способности не было у него делом тщеславного расчета: он сам тут же забывал сказанное, никогда не повторялся и охотно предоставлял другим авторские права на свои, нередко гениальные, изречения.

Ведущий 9: И.С. Гагарин (1814-1882) - князь, сослуживец и друг Тютчева в Мюнхене:

"Его не привлекали ни богатства, ни почести, ни даже слава. Самым задушевным, самым глубоким его наслаждением было наблюдать за картиной, развертывавшейся перед ним в мире, с неослабным любопытством следить за всеми ее изменениями и обмениваться впечатлениями со своими соседями".

Ведущий 10: Женщины-вдохновительницы Ф.И. Тютчева . (слайды)

О месте, которое занимали женщины в жизни Тютчева, его сын Федор Федорович писал: "Федор Иванович, всю жизнь свою до последних дней увлекавшийся женщинами, имевший среди них почти сказочный успех, никогда не был тем, что мы называем развратником, донжуаном, ловеласом. Ничего подобного. В его отношениях не было и тени какой-либо грязи, чего-нибудь низменного, недостойного. В свои отношения к женщинам он вносил такую массу поэзии, такую тонкую деликатность чувств, такую мягкость, что походил больше на жреца, преклоняющегося перед своим кумиром, чем на счастливого обладателя". Этому отношению к женщинам мы обязаны озарениями лирических посвящений и памятью о красивейших женщинах, с которыми свела Тютчева судьба. Это же отношение стало источником семейных трагедий и нереализованности его многочисленных талантов. Тютчев: "Тебя ж, как первую любовь..." Первое стихотворное признание Тютчева, адресовано Амалии Лерхенфельд, больше известной под фамилией Крюденер (слайд).

Портрет Ф.И. Тютчева (1803-1873) (слайд) был написан Александровским С.Ф. в 1876 г. по заказу П.М. Третьякова, который не мог смириться с отсутствием портрета поэта в его галерее. К тому времени прошло уже три года, как Тютчева не стало, и портрет писался с фотографии. Облако седых волос над высоким лбом, грустно-ироничный взгляд из-за очков, небрежность в одежде. Таким и был Федор Иванович. Природа щедро одарила Тютчева талантами. Однако нельзя сказать, что они способствовали его успехам. В университете он занимался только тем, что его интересовало. Задания часто выполняли за него однокашники. На дипломатическом поприще карьера не сложилась. По его признанию, он "пережив всех, не наследовал никому". Нельзя назвать счастливой и семейную жизнь Тютчева. Его "подвиги" были широко известны и вызывали осуждение современников. Публицистика, написанная на французском и немецком языках, находила читателей в узком кругу. Стихотворений немного, и долгое время они пользовались признанием, в основном, среди поэтов. Критика обходила их молчанием. И, тем не менее, Федор Тютчев оставил глубокий след в сердцах своих современников. В наше время "широкой публике" Тютчев известен удивительными стихотворениями о природе: "Люблю грозу в начале мая", "Есть в осени первоначальной", посвящениями возлюбленным "Я помню время золотое", "Я встретил вас", высказываниями, ставшие афоризмами "Русская история до Петра Великого сплошная панихида, а после - одно уголовное дело", "Умом Россию не понять...", "Нам не дано предугадать".

Тайна очарования Ф.Фета и Ф.Тютчева в их стихах, и время не властно над ними!


© 2010-2022