Конспект урока по теме Новаторство В. В. Маяковского

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок изучения и закрепления нового материала

Учитель Сергеева О.С.

Тема урока: «В.В. Маяковский. Истоки бунтарского духа раннего творчества или «пощечина общественному вкусу».

Цель урока: «Формирование читательской позиции в отношении раннего творчества В. Маяковского»

Оформление доски:

  1. Тема, эпиграф.

  2. Заготовка для анализа стихотворения «А вы могли бы?»

  3. (FUTURUM - будущее). «Только мы - лицо нашего Времени… Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности»

  4. Ход урока:

Я хочу быть понят своей страной.

В.В. Маяковский

В начале урока мне бы хотелось наложить заклятие на всех присутствующих в этой аудитории.

Велимир Хлебников

Заклятие смехом

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
1910

  1. Чем необычно? (Содержанием и формой)

  2. Какой корень лежит в основе всех слов? (Смех)

Никто не оспорит, что это стихотворение одно из самых жизнерадостных и позитивных, хотя на первый взгляд приводит в шок. Я хочу, чтобы на уроке вы также были позитивно настроены.

Это Велимир Хлебников, один из участников семерки поэтов, в том числе и Маяковского, называвших себя «людьми новой жизни», и выступивших 18 декабря 1912 года с программным манифестом «Пощечина общественному вкусу». Позже под таким названием стал выходить футуристический сборник. Эти поэты называли себя футуристами (FUTURUM - будущее). «Только мы - лицо нашего Времени… Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности»

Вопрос: Что бы вы ответили этим людям, если бы услышали их с трибуны?

Не спешите обвинять «бойкую» молодежь, давайте вместе разберемся, может быть, в их смелых целях все-таки есть свои ценности.

Они хотели максимально приблизить искусство к пониманию народа, для чего нужно было создать принципиально новую поэзию с точки зрения содержания и форм.

В обычной жизни приход всего нового, кардинально меняющего сложившиеся стереотипы, вызывает негативную реакцию. Во времена инквизиции людей науки и вообще людей нестандартно мыслящих жгли на костре. Человечеству свойствен консерватизм. Зачастую мы отвергаем все, что нам непонятно: кино плохое, книга неинтересная, человек глупый, если не сходится со мной во взглядах и многое другое. Мы забываем к своим утверждениям добавить слово ПОТОМУ ЧТО. Чтобы его добавить, нужно ответить на вопрос «почему», а для этого в свою очередь нужно применить знания, проанализировать ситуацию, явление и тогда уже с весомыми аргументами вынести свой вердикт.

Тем более обратите внимание на эпиграф к нашему уроку «Я хочу быть понят своей страной». Так писал В.В. Маяковский в своем стихотворении. Не признан, не отвергнут, а именно ПОНЯТ. И это было желанием всей его жизни. Давайте попытаемся понять поэта, не судить о нем поверхностно.

Я хочу прочитать вам грустное стихотворение «Не понимают».

«Ничего не понимают» Владимир Маяковский

Вошел к парикмахеру, сказал - спокойный:

«Будьте добры, причешите мне уши».

Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,

лицо вытянулось, как у груши.

«Сумасшедший!

Рыжий!»-

запрыгали слова.

Ругань металась от писка до писка,

и до-о-о-о-лго

хихикала чья-то голова,

выдергиваясь из толпы, как старая редиска.

За что обругали и обсмеяли героя? За то, что он спросил не так, как это принято, образно, вложив переносный смысл в сказанное. Он никого не обидел (об этом говорит волшебное слово «будьте добры»). Просто оказался не таким, как все, но, как обычно это бывает в жизни, никто этого понять не захотел. Раз не как все, значит плохо.

Сегодня мы будем говорить о раннем периоде творчества этого поэта, постараемся придти к осознанию и пониманию Маяковского. И сразу нам необходимо договориться, не понимать его буквально. В резких, грубых на первый взгляд выражениях содержится смысл. Давайте читать между строк. Возможно, мы расшифруем, о чем говорит нам его лирический герой и не уподобимся парикмахеру из стихотворения.

Вопрос: Какие стихотворения или поэмы Маяковского вам известны?

  1. Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха, Что такое Хорошо и что такое Плохо?

  2. Ешь ананасы, рябчиков жуй, День твой последний приходит, буржуй!

  3. Светить всегда, Светить везде До дней последних донца. Светить! И никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца!

………….

Задание: Давайте обратимся к ранее прочитанной вами статье учебника. Возьмите заготовленные листы. Ответьте на вопросы. Пока выполните минимум, т.е. задание на оценку «3»

Из курса истории мы знаем, что в России, начиная с конца 19 века, сложилась предреволюционная ситуация. В 1908 г. Маяковский оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В пятнадцатилетнем возрасте вступил в партию большевиков, выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту; в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи. С 1911 г. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1912 г. опубликовал первое стихотворение - "Ночь" - в футуристическом сборнике "Пощечина общественному вкусу".

Ночь

Багровый и белый отброшен и скомкан,

в зеленый бросали горстями дукаты,

а черным ладоням сбежавшихся окон

раздали горящие желтые карты.

Бульварам и площади было не странно

увидеть на зданиях синие тоги.

И раньше бегущим, как желтые раны,

огни обручали браслетами ноги.

Толпа - пестрошерстая быстрая кошка -

плыла, изгибаясь, дверями влекома;

каждый хотел протащить хоть немножко

громаду из смеха отлитого кома.

Я, чувствуя платья зовущие лапы,

в глаза им улыбку протиснул, пугая

ударами в жесть, хохотали арапы,

над лбом расцветивши крыло попугая.

Вывод: литературный процесс всегда и во все времена являлся отражением процесса исторического, следовательно, революционная ситуация в обществе - революционная ситуация в литературе.

Новаторство. Стих Маяковского опирается не на музыку ритма, а на смысловое ударение, на интонацию. Количество слогов в строке утратило у Маяковского решающее значение, возросла и качественно изменилась организующая роль рифмы, резко выявился разговорный характер стиха, воспринимаемого прежде всего на слух, с голоса, в широкой аудитории. Его стих исследователи позже назовут акцентным.

Поэтому Маяковскому принадлежит крупнейший со времен Пушкина, принципиально новый шаг в развитии русской поэзии.

Откройте стихотворение «А вы могли бы?»

Я читаю стихотворение (анализируем вместе)

А ВЫ МОГЛИ БЫ?
Я
сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
(1913).

  1. Какое слово встречается в тексте три раза? (местоимение «я»)

  2. Какое местоимение противопоставляется местоимению «я»? (вы)

  3. Давайте предположим, какие слова определяют жизненную позицию героя? (краска, ноктюрн, флейта - творческие). А позицию «вы»? (карта, блюдо, студень - бытовые)

  4. Обратите внимание на опору с анализом данного стихотворения. Она поможет вам при самостоятельном анализе стихотворения.

Прочитайте стихотворение «Послушайте!»

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
1914

Давайте устно поработаем над ним по заданной схеме

Стихотворение начинается с риторического восклицания-просьбы. Какого? (Послушайте!)

Тема - «О чем (о ком) говорится в произведении?»

Идея - «Как автор раскрывает, понимает тему?»

Проблема: «Какой вопрос (вопросы) ставится в произведении?». Данный вопрос предполагает различные варианты ответов, выходов из сложившейся ситуации (обычно это жизненная ситуация)

Самостоятельно выполните письменную работу по стихотворению «Люблю»

Анализ стихотворения «А вы могли бы?»

Лирический герой - «Я».

«Вы» - остальные люди.

Краска - цвет.

Блюдо - посуда.

Ноктюрн - музыкальное произведение.

Студень - холодная желеобразная закуска.

Флейта - музыкальный инструмент.

Карта - распорядок.

Вывод : стихотворение построено на антитезе (противопоставлении)

«Я» выбирает вольный, бушующий океан, в блюде студня видит его таинственные очертания, и ему ничего не стоит сыграть на водосточной трубе ноктюрн.

«Вы» живут иначе, видят вещи такими, какие они есть.

«Я» не отгорожен от будничной жизни - просто он умеет ее преображать, расцвечивать, обогащать

«Вы» довольствуются едой, будничным распорядком дня, не умеют и более того не желают преображать жизнь.

Вывод: Это стихотворение - микрокосм раннего Маяковского. Оно дает движение двум самым главным образам творчества: «Я» с его «острым зрением» и тяготением к яркому, солнечному миру океана, кораблей, звезд, диковинных птиц, страусов и «Вы», наделенного «куцым» зрением, избирающего дома-скорлупки, дачки, счет в банке, студень, борщ. Первый образ всегда героизирован в противостоянии миру, второй - остросатирический.

Стихотворение заканчивается риторическим вопросом, предполагающим различные варианты ответов в зависимости от того, кто на него будет отвечать. В данном случае - да или нет плюс самые различные обоснования.

Тема - «О чем (о ком) говорится в произведении?»

О герое, который умеет преобразить будничную жизнь и остальном обществе, живущем по обычному распорядку.

Идея - «Как автор раскрывает, понимает тему?»

Герой противопоставляет себя и свое яркое видение мира всему скучному, серому, унылому, будничному, чем живут остальные.

Проблема: «Какой вопрос (вопросы) ставится в произведении?». Данный вопрос предполагает различные варианты ответов, выходов из сложившейся ситуации (обычно это жизненная ситуация)

Чья жизнь должна стать образцом для подражания? Почему?

Что хорошее (плохое) можно увидеть в той или иной позиции?

И др.

ФИО_______________________________________________________________________

Оценка «3»

Годы жизни

Сколько лет прожил?

В какой стране родился?

В каком селе?

Сколько было детей в семье?

Чем занимались родители? Каковы ведущие черты характеров отца и матери?

Чем занимались дети в семье?

Почему семья переехала в Москву?

Кто первым назвал В. Маяковского гениальным поэтом?

Когда примкнул к футуристам?

Оценка «4»

Тема - «О чем (о ком) говорится в произведении?»

Идея - «Как автор раскрывает, понимает тему?»

Проблема: «Какой вопрос (вопросы) ставится в произведении?». Данный вопрос предполагает различные варианты ответов, выходов из сложившейся ситуации (обычно это жизненная ситуация)

Оценка «5»

Какие мысли и чувства вызывает у вас это стихотворение? (выполни работу на обороте).

В ранних стихах Маяковского, рисующих современный город, заключен страстный протест против капиталистического уклада жизни. Тема трагичности существования человека при капитализме пронизывает крупнейшие вещи Маяковского предреволюционных лет - трагедию "Владимир Маяковский", поэмы "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Война и мир".


Маяковский, едва перешагнув через призывной возраст, уже говорил о вечности своей поэзии:
Мой крик в граните времени выбит
и будет греметь и гремит,
оттого что
в сердце, выжженном, как Египет,
есть тысяча тысяч пирамид!
("Я и Наполеон", 1915 г.).

Но тогда уже он предсказывал и свою трагическую гибель:
Все чаще думаю -
не поставить ли лучше
точку пули в своем конце.
("Флейта - позвоночник", 1915 г.).

Или:
Через столько-то, столько-то лет
- словом, не выживу -
с голода сдохну ль,
стану ль под пистолет...
("Дешевая распродажа", 1916 г.).

"С голода сдох" бездомный Велимир Хлебников. А Маяковский, "встав под пистолет, поставил точку пули в своем конце".<…>

В начале 1930 года, Маяковский вошел в Ассоциацию Пролетарских Писателей, приверженцев социалистического реализма, и следовательно, совершенно противоположных поэтическим концепциям Маяковского. 16 марта произошел катастрофический провал постановки "Бани". 25-го марта он обратился с просьбой о выдаче ему нового разрешения на выезд в Париж, к которому он окончательно привязался, несмотря на свои поэмы. Однако, советские власти, ознакомившись с "Клопом" и с "Баней", поняли, что Маяковский может быть, действительно, решил "жить и умереть" в Париже и, пожалуй, рассказать там кое-какую правду о советском режиме. Выезд заграницу, на этот раз, был ему запрещен.
Поэзия Маяковского умерла. Это было решающим фактом в его биографии. Сюда следует добавить романтическую неудачу (в любви). Затем - приближавшиеся полицейские угрозы.
14-го апреля Маяковский застрелился.
Ему было 37 лет. Роковой возраст: в этом возрасте умерли Рафаэль, Байрон, Пушкин, Ван-Гог, Хлебников…
После самоубийства Маяковского Сталин ограничился лишь одной фразой:
"Маяковский есть и останется лучшим и наиболее способным поэтом нашей советской эпохи, и равнодушие к его памяти и к его произведениям является преступлением".

Множество советских критиков говорило о том, какой он талантливый, общепризнанный, счастливый, но…
Счастливая жизнь никогда не ведет к самоубийству.

Вывод: самой важной задачей урока для меня была задача, чтобы у каждого из вас сложилось свое мнение о творчестве поэта. Я хотела показать вам его как личность, так же достойную уважения и имеющую право на свою позицию, пусть не похожую на позицию других. А в первую очередь достойно уважения уже то, что он до самой смерти был верен себе, не подстроился, не покорился. Несчастный в жизни, отвергнутый писательской элитой, он остался в нашей памяти вечно молодым. И к слову хочется сказать, что сам он очень любил молодежь, а молодежь понимала и принимала его.

Я хочу поблагодарить всех за внимание и за работу отдельно ……………………………

Оценки поставлю после проверки письменной работы на следующем уроке.

© 2010-2022