- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок на тему Текст. Тема и микротема. 11 класс
Урок на тему Текст. Тема и микротема. 11 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кульмаганбетова Б.Е. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическая разработка урока русского языка в 11 классе
на тему " Текст. Тема и микротема."
Разработала: учитель русского языка и литературы
Карагандинской республиканской
школы "Жас улан" имени Дважды Героя
Советского Союза Т.Я.Бегельдинова
Кульмаганбетова Бану Елеусизовна.
Тема: Текст. Тема и микротема.
Цель: - углубление и развитие представлений о тексте , об участниках общения , принимающих участие в создании монолога и диалога, о темах и микротемах как проявлениях смыслового единства текста;
- закрепить навыки выделения темы текста, его расчленения на смысловые части по
микротемам;
- прививать интерес к изучаемой теме.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы работы: сообщение, ответы на вопросы, слово учителя, фронтальный опрос,
сравнительная работа, выводы.
Ход урока
1. Орг.момент.
2. Опрос домашнего задания.
3. Сообщение цели урока.
4. Сообщение улана на тему: "Язык и речь".
5. Беседа по содержанию сообщения:
- С чем сравнивается речь?
- С чем сравнивается язык?
- Каким является слово в речи?
- Каким является оно в языке?
- К языку или к речи относятся словосочетание и предложение?
- Что обозначает термины "словосочетание и предложение с соединительными
союзами " и "сложноподчиненные предложения с придаточными причины?"
Языковую модель или конкретную речевую реализацию? К чему нужно отнести
примеры , иллюстрирующие названные виды сложных предложений?
- Что такое звук? Что такая речь?
6. Слово учителя (обобщение) : Речь - это язык в действии. Язык - это языковые единицы
(звуки, значим . часть слова - корень и др., предложения, тексты). Они хранятся в
памяти в определенной системе, которая облегчает их нахождение и выбор при
необходимости. Наряду с языковыми единицами в знание языка входят правила и
модели их употребления. Воспроизводство языковых ежиниц по правилам и моделям -
это уже процесс речи , или речевой деятельности, которая использует 2 вида: устн. и
письменн. и 4 формы: продуктивные: говорение, письмо; репродуктивные: слушание ,
чтение.
Если сравнить все области языка , то только 2 из них дают модели конструирования-
словообразование и синтаксис.
Так, если сравнить языковую речь с игрой в кубики , то кубики - это языковые единицы , а части рисунков на кубиках показывают , как надо их складывать. То есть рисунки - это своего рода заложенная в кубики "программа", определяющая как можно правильно "употребить" кубики. Если программа , т.е. правила и модели , соблюдены и кубики сложились , то получается понятная картинка. Выбор и воспроизводство языковых единиц и их соединение по правилам по моделям - это уже речь, результатом которой станет "понятная картинка", или понятное адресату речевое произведение. Таким речевым произведением может стать производное слово, когда речь есть производство производных слов, а может стать словосочетание , предложение , текст, когда речь есть производство синтаксических единиц.
Проблемный вопрос: Что чаще производят говорящие в речевой деятельности - производные слова или предложение и тексты? (предложения, а слово обычно не производится , а воспринимается. Другой стороной производства является понимание.
Сконструированное предложение (текст) обращено к собеседнику, который воспринимает его при помощи слуха и понимает смысл при помощи мозга).
Предложение , текст возникают в процессе речи , т.е. речь и её результат совпадают , результат возникает последовательно вместе с развёртыванием речи. В устной речи результат распадается , так что не сохраняется. Заканчивается процесс, и исчезает его результат. В письменной речи за единовременным процессом - результатом следует завершение процесса, но сохраняется зафиксированный результат. Так что письменные тексты - это сохраненные результаты.
7. Работа с учебником : чтение правил на странице 283.
Фронтальный опрос : -Что такое текст?
- Кто производит текст?
- Какие роли выполняют участники общения?
- Какие виды имеет текст?
Выполнение упр. 592 на стр. 283.
8. Работа с учебником : чтение правил на странице 287 : Тема и микротема.
Упражнение 299 на стр. 288 - выполнение послетекстовых задании.
Вывод : -требования , формулирующие темы и микротемы:
1. между ними должна быть смысловая связь;
2. содержание формулировки темы шире содержания формулировки микротем,
между ними отношения общего и части;
3. между формулировками и микротем последовательная логическая связь;
4. предпочтительны формулировки микротем предложениями одного типа(н/р,
только назывными или только двусоставными предложениями), но
допускается и разнотипность формулировок;
5. использование языковых средств связи между формулировками (н/р, "Прогулка продолжается - опущен член предложения "по городу").
Домашнее задание: составить небольшой рассказ на патриотическую тему, учитывая
вышесказанное.