Урок на тему Текст. Тема и микротема. 11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе

на тему " Текст. Тема и микротема."

Разработала: учитель русского языка и литературы

Карагандинской республиканской

школы "Жас улан" имени Дважды Героя

Советского Союза Т.Я.Бегельдинова

Кульмаганбетова Бану Елеусизовна.

Тема: Текст. Тема и микротема.

Цель: - углубление и развитие представлений о тексте , об участниках общения , принимающих участие в создании монолога и диалога, о темах и микротемах как проявлениях смыслового единства текста;

- закрепить навыки выделения темы текста, его расчленения на смысловые части по

микротемам;

- прививать интерес к изучаемой теме.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы работы: сообщение, ответы на вопросы, слово учителя, фронтальный опрос,

сравнительная работа, выводы.

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Опрос домашнего задания.

3. Сообщение цели урока.

4. Сообщение улана на тему: "Язык и речь".

5. Беседа по содержанию сообщения:

- С чем сравнивается речь?

- С чем сравнивается язык?

- Каким является слово в речи?

- Каким является оно в языке?

- К языку или к речи относятся словосочетание и предложение?

- Что обозначает термины "словосочетание и предложение с соединительными

союзами " и "сложноподчиненные предложения с придаточными причины?"

Языковую модель или конкретную речевую реализацию? К чему нужно отнести

примеры , иллюстрирующие названные виды сложных предложений?

- Что такое звук? Что такая речь?

6. Слово учителя (обобщение) : Речь - это язык в действии. Язык - это языковые единицы

(звуки, значим . часть слова - корень и др., предложения, тексты). Они хранятся в

памяти в определенной системе, которая облегчает их нахождение и выбор при

необходимости. Наряду с языковыми единицами в знание языка входят правила и

модели их употребления. Воспроизводство языковых ежиниц по правилам и моделям -

это уже процесс речи , или речевой деятельности, которая использует 2 вида: устн. и

письменн. и 4 формы: продуктивные: говорение, письмо; репродуктивные: слушание ,

чтение.

Если сравнить все области языка , то только 2 из них дают модели конструирования-

словообразование и синтаксис.

Так, если сравнить языковую речь с игрой в кубики , то кубики - это языковые единицы , а части рисунков на кубиках показывают , как надо их складывать. То есть рисунки - это своего рода заложенная в кубики "программа", определяющая как можно правильно "употребить" кубики. Если программа , т.е. правила и модели , соблюдены и кубики сложились , то получается понятная картинка. Выбор и воспроизводство языковых единиц и их соединение по правилам по моделям - это уже речь, результатом которой станет "понятная картинка", или понятное адресату речевое произведение. Таким речевым произведением может стать производное слово, когда речь есть производство производных слов, а может стать словосочетание , предложение , текст, когда речь есть производство синтаксических единиц.

Проблемный вопрос: Что чаще производят говорящие в речевой деятельности - производные слова или предложение и тексты? (предложения, а слово обычно не производится , а воспринимается. Другой стороной производства является понимание.

Сконструированное предложение (текст) обращено к собеседнику, который воспринимает его при помощи слуха и понимает смысл при помощи мозга).

Предложение , текст возникают в процессе речи , т.е. речь и её результат совпадают , результат возникает последовательно вместе с развёртыванием речи. В устной речи результат распадается , так что не сохраняется. Заканчивается процесс, и исчезает его результат. В письменной речи за единовременным процессом - результатом следует завершение процесса, но сохраняется зафиксированный результат. Так что письменные тексты - это сохраненные результаты.

7. Работа с учебником : чтение правил на странице 283.

Фронтальный опрос : -Что такое текст?

- Кто производит текст?

- Какие роли выполняют участники общения?

- Какие виды имеет текст?

Выполнение упр. 592 на стр. 283.

8. Работа с учебником : чтение правил на странице 287 : Тема и микротема.

Упражнение 299 на стр. 288 - выполнение послетекстовых задании.

Вывод : -требования , формулирующие темы и микротемы:

1. между ними должна быть смысловая связь;

2. содержание формулировки темы шире содержания формулировки микротем,

между ними отношения общего и части;

3. между формулировками и микротем последовательная логическая связь;

4. предпочтительны формулировки микротем предложениями одного типа(н/р,

только назывными или только двусоставными предложениями), но

допускается и разнотипность формулировок;

5. использование языковых средств связи между формулировками (н/р, "Прогулка продолжается - опущен член предложения "по городу").

Домашнее задание: составить небольшой рассказ на патриотическую тему, учитывая

вышесказанное.





© 2010-2022