План-конспект урока по литературному уроку «Как понять поступки героев в повести Л. Н. Толстого Детство (глава Ивины)»

План-конспект урока литературное чтение   Составитель: Рахманова Ирина Александровна Класс – 4 Предметная тема урока: «Как понять поступки героев в повести Л.Н. Толстого "Детство" (глава "Ивины ")» Цели урока: 1)  развивающий аспект: -      развитие речи учащихся; -      развитие умений анализировать повествовательное произведе­ние, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обоб­щения; -      формирование действий контроля и оценки; 2)  познавательный аспект: -      формирование общеуч... Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД 1.Самоопределение к учебной деятельности. Цель: мотивация учебных действий             -Объясните эпиграф к занятию. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сердца своего выносит злое.  Евангелие от Луки,6;45   Дети высказывают свои мысли и предположения. Познавательные  -формировать  познавательные интересы. Коммуникативные: -  высказывать и  обосновывать свою точку зрения; Личностные:формировать умениеосознавать и определять (называть) свои эмоции;   2.Этап актуализация знаний Цель:учить  последовательно идти к намеченной цели. -С какими повествовательными-эпическими произведениями мы познакомились в этом учебном году. -Какие особенности имеют эти произведения? Дети называют изученные произведения. На доске фиксируются ответы детей. -повествуется о событиях; -существует рассказчик; - автор использует свои приемы; Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные:умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, Коммуникативные:умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей, эмоционально позитивно относиться к процессу. 3.Постановка проблемы. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия. Целеполагание   Дома вы п             -Дома вы познакомились с главой «Ивины» из повести Л.Н. Толстого «Детство».Можно ли его считать повествовательным-эпическим произведением? Почему? Давайте назовем основные события этой главы.      Назов                               -Вам понравилось произведение? Как вы думаете, почему герои произведения вели себя так, а ни как-то иначе. Назовите тему урока.     -Что нам необходимо сделать, чтобы разобраться в этом. -Что необходимо знать, чтобы достаточно полно представить... Повествуется о событиях,существует рассказчик. Составление  плана. План записывается на доске. 1.Встреча с гостями. 2.Портрет Сережи Ивина. 3.Воспоминание о первой встрече Николеньки и Сережи. 4.Чувство бескорыстной любви. 5.Рождение чувства лицемерия. 6.Радость встречи. 7.Особенности характера гувернера Ивиных. 8.Игра в палисаднике. 9.Портрет Иленьки Грапа. 10.Обидная «шалость» Сережи. 11.Конфликт между мальчишками и его разрешение. 12.Душевные переживания героев. Рождение нового чувства.     ... Познавательные: определять тему урока; осуществлять поиск и выделение нужной  информации,  фиксировать  её Регулятивные: :формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания;составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; Коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; Личностные:ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;   4.Проектирова-ние и фиксация нового знания. Цель:учить самостоятельно находить способ решения поставленной задачи.   -Работать предстоит по группам. Каждая группа готовит сообщения с опорой на текст об одном из героев повести. Назовите героев повести. Кто, по- вашему рассказывает о происходящих событиях? Дайте ему характеристику. -Дети работают в группах. Находят характеристику героя в тексте и определяют особенности характера.   Сергей Ивин, гувернер Ивиных, Иленька Грап. Герой- рассказчик.   Особенности характера фиксируются на листе бумаги. Сергей Ивин : властный, самовлюблен­ный, эгоис­тичный, сме­лый, любит командовать другими, лег­ко подчиняет их себе, жес­токий, безжа­лостный. Гувернер Ивиных: модный, самовлюблен­ный, демонс­тративный, самодоволь­ный, любит женщин. Иленька Грап:спокойный, тихий, услуж­ливый, терпе­ливый, добро­душный. Герй-рассказчик: добрый, искренний, способен ошибаться и признавать свои ошибк... Комуникативные: -формировать умение работать коллективно, в  группах. Познавательные: -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные:ориентация в нравственном содержании и смысле поступков; Регулятивные: -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;   5. Физминутка.   Упражнения для глаз, дыхательная гимнастика.         6. Включение в систему знаний и закрепление.         -Кто, по-вашему, рассказывает о происходящих событиях? (Да, действительно, в повести есть особый персонаж, который рассказывает о том, что происходит). -   Дайте ему характеристику. -     Верно, это так. Л.Н. Толстой вел свои дневники в течение 19 лет. Повесть «Детство» - это тоже дневник, поскольку в нем рас­сказывается жизнь мальчика, его семьи, друзей, родственников день за днем. Автор специально наделил героя такими чертами характера, которые были свойственны ему самому. -     Какие важные... -     Главный герой повести Николенька Иртенъев рассказывает о происходящих событиях. Он наделен автобиографическими чертами, очень близок самому автору.             -Это добрый, искренний человек, способный на сочувствие.   -К Сергею Ивину. Он считает Сергея необыкновенно краси­вым человеком. -Сергей отличался находчивостью, умением организовывать игры, смелостью, бесстрашием. Именно таки его видел Нико­ленька.   -Когда в гости к ребятам пришел Иленька Грап, то Сергей ре­шил подшутить над ним.... Комуникативные: -формировать умение работать коллективно, в  группах. Познавательные: -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные:ориентация в нравственном содержании и смысле поступков; Регулятивные: -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;     7.Итог. Рефлексия         -Какую цель мы поставили сегодня на уроке? -Как вы думаете мы справились с этой задачей?   -Почувствовали ли вы себя избранным читателем? Почему? Нам нужно было понять поступки героев. Ответы детей.   Ответы детей: 1) -Да, я считаю, что поняла главу повести Л.Н. Толстого: я так сильно переживала за Иленьку, что мне хотелось наказать обидчика. Очень хорошо, что и Николенька понял это. Он очень искренний, доб­рый, понимающий человек. 2)-Мне показалось, что одной главы для чтения и понимания ав­тора маловато. Хочется прочитать все произведение. Только тогда я смогу оценить себя. 3) - Избранный читатель - это высокая оценка. Мне еще трудно т... Регулятивные:оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.   8 Д.З. Написать ответ на вопрос: «Почему герой не помог Иленьке?»          
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока литературное чтение

Составитель: Рахманова Ирина Александровна

Класс - 4

Предметная тема урока: «Как понять поступки героев в повести Л.Н. Толстого "Детство" (глава "Ивины ")»

Цели урока:

1) развивающий аспект:

  • развитие речи учащихся;

  • развитие умений анализировать повествовательное произведение, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения;

  • формирование действий контроля и оценки;

2) познавательный аспект:

  • формирование общеучебного умения анализировать часть произведения',

  • формирование представления об особенностях жанра повести на материале одной главы;

  • формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею художественного произведения.

3) воспитательный аспект:

урок нацелен на воспитание чувства сопереживания героям произведения, на формирование представления о таком качестве как,жестокость, немилосердие; а также на помощь учащимся понять осо6енности творчества молодого Толстого, какие факты отбирает Толстой из жизненных впечатлений, из пережитого, чтобы показать духовное становление молодого человека. Воспитание требовательности к себе.

Задачи урока:

- знакомство учащихся с понятием героя и понятием рассказчика;

  • освоение позиции читателя-исследователя;

  • исследование особенностей повествовательного произведения;



  • УУД: Познавательные : определять тему урока; осуществлять поиск и выделение нужной информации, фиксировать её; обогащать словарный запас учащихся; формировать познавательные интересы ; совершенствование всех видов речевой деятельности, извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);



  • Регулятивные :формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные :формировать умение работать коллективно, в группах.

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.



  • Личностные :формировать умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: мультимедийный проектор, доска, сценарий урока.

Ход занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: мотивация учебных действий



-Объясните эпиграф к занятию.

Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сердца своего выносит злое.

Евангелие от Луки,6;45

Дети высказывают свои мысли и предположения.

Познавательные

-формировать познавательные интересы.

Коммуникативные:

- высказывать и

обосновывать свою точку зрения;

Личностные: формировать умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

2.Этап актуализация знаний

Цель:учить последовательно идти к намеченной цели.

-С какими повествовательными-эпическими произведениями мы познакомились в этом учебном году.

-Какие особенности имеют эти произведения?

Дети называют изученные произведения.

На доске фиксируются ответы детей.

-повествуется о событиях;

-существует рассказчик;

- автор использует свои приемы;

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей, эмоционально позитивно относиться к процессу.

3.Постановка проблемы.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия.

Целеполагание

Дома вы п -Дома вы познакомились с главой «Ивины» из повести Л.Н. Толстого «Детство».Можно ли его считать повествовательным-эпическим произведением? Почему? Давайте назовем основные события этой главы.

Назов




-Вам понравилось произведение? Как вы думаете, почему герои произведения вели себя так, а ни как-то иначе. Назовите тему урока.

-Что нам необходимо сделать, чтобы разобраться в этом.

-Что необходимо знать, чтобы достаточно полно представить героев?

Повествуется о событиях,существует рассказчик. Составление плана. План записывается на доске.

  1. Встреча с гостями.

  2. Портрет Сережи Ивина.

  3. Воспоминание о первой встрече Николеньки и Сережи.

  4. Чувство бескорыстной любви.

  5. Рождение чувства лицемерия.

  6. Радость встречи.

  7. Особенности характера гувернера Ивиных.

  8. Игра в палисаднике.

  9. Портрет Иленьки Грапа.

  1. Обидная «шалость» Сережи.

  2. Конфликт между мальчишками и его разрешение.

  3. Душевные переживания героев. Рождение нового чувства.

Ответы детей.

Как понять поступки героев в повести Л.Н. Толстого "Детство"

Необходимо определить особенности характера героев произведения

Необходимо составить портретную характеристику, определить качества характера, их поступки.

Познавательные: определять тему урока; осуществлять поиск и выделение нужной информации, фиксировать её

Регулятивные: :формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;

4.Проектирова-ние и фиксация нового знания.

Цель:учить самостоятельно

находить способ решения поставленной задачи.

-Работать предстоит по группам. Каждая группа готовит сообщения с опорой на текст об одном из героев повести. Назовите героев повести. Кто, по- вашему рассказывает о происходящих событиях? Дайте ему характеристику.

-Дети работают в группах. Находят характеристику героя в тексте и определяют особенности характера.

Сергей Ивин, гувернер Ивиных, Иленька Грап.

Герой- рассказчик.

Особенности характера фиксируются на листе бумаги.

Сергей Ивин : властный, самовлюбленный, эгоистичный, смелый, любит командовать другими, легко подчиняет их себе, жестокий, безжалостный.

Гувернер Ивиных: модный, самовлюбленный, демонстративный, самодовольный, любит женщин.

Иленька Грап: спокойный, тихий, услужливый, терпеливый, добродушный.

Герй-рассказчик: добрый, искренний, способен ошибаться и признавать свои ошибки, наблюдательный, чувствительный, способен на сильные дружеские чувства, в данном случае «слепо» верит в дружбу, самокритичный, верный.

Заслушиваются ответы детей.

Комуникативные:

-формировать умение работать коллективно, в группах.

Познавательные: -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;

Регулятивные:

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

5. Физминутка.

Упражнения для глаз, дыхательная гимнастика.

6. Включение в систему знаний и закрепление.


-Кто, по-вашему, рассказывает о происходящих событиях? (Да, действительно, в повести есть особый персонаж, который рассказывает о том, что происходит).

- Дайте ему характеристику.

  • Верно, это так. Л.Н. Толстой вел свои дневники в течение 19 лет. Повесть «Детство» - это тоже дневник, поскольку в нем рассказывается жизнь мальчика, его семьи, друзей, родственников день за днем. Автор специально наделил героя такими чертами характера, которые были свойственны ему самому.

  • Какие важные черты характера имеет его герой?

  • .

  • К кому из героев повести Николенька относится с особым чувством любви, привязанности? Почему?

-Что особенно привлекало Николеньку в Сергее?

-Какое событие позволило посмотреть герою на своего приятеля по-другому?


-Как вы думаете, почему Николенька и другие дети не заступились за Иленьку Грапа?


  • По-вашему, этот поступок Сергея и детей можно назвать жестоким?


  • Как герой-рассказчик оценивает свое поведение? Изменил ли он личное отношение к Сергею?


-В какой момент в главе ярко звучит голос самого автора?



-Какую роль играет в этом произведении герой-рассказчик?


  • Главный герой повести Николенька Иртенъев рассказывает о происходящих событиях. Он наделен автобиографическими чертами, очень близок самому автору.



-Это добрый, искренний человек, способный на сочувствие.

-К Сергею Ивину. Он считает Сергея необыкновенно красивым человеком.

-Сергей отличался находчивостью, умением организовывать игры, смелостью, бесстрашием. Именно таки его видел Николенька.

-Когда в гости к ребятам пришел Иленька Грап, то Сергей решил подшутить над ним. Эта шутка не оказалась безобидной. Иленька чувствовал, что все ребята восстали против него. Сергей поступил жестоко: он заставил Иленьку находиться в неудобной позе при всех.

-Они и не предполагали, что Сергей может быть не прав, да и сами были увлечены игрой.

Выслушивается мнение детей. Оно может быть разное.

-В повести сказано: «Я с участием посмотрел на бедняжку...» Николеньке было жаль мальчика. Он первым спросил Сергея о том, зачем тот это сделал. Но когда Сергей сказал о своей больной ноге, Николенька вмиг изменил свое мнение, он стал оправдывать Сергея и осуждать Иленьку за плаксивость.

-Последние три абзаца - особые слова, в которых голос автора присоединяется к голосу рассказчика. Автор как бы сквозь призму времени оценивает поступок Николеньки. Его мнение - это мнение взрослого, мудрого человека, который не сумел понять всю неприятную сторону произошедшего события. Он ругает себя и недоумевает, потому что не смог в тот момент защитить слабого человека, не сумел приглушить в себе чувства любви к Сергею.

Самому себе рассказчик задает много вопросов и делает верный вывод о том, что данное событие оставило «темные пятна на страницах ... воспоминаний».

  • Он повествует (рассказывает о событиях).

- Рассказчик оценивает события и поступки героев (благодаря ему читатель близко знакомится со всеми героями, особенностями их характера и внешнего вида).

- Он сам участвует в событиях (это дает ему право увидеть все «изнутри», а также по истечении времени понять, как сам он изменился).

Комуникативные:

-формировать умение работать коллективно, в группах.

Познавательные: -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;

Регулятивные:

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

7.Итог. Рефлексия

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Как вы думаете мы справились с этой задачей?

-Почувствовали ли вы себя избранным читателем? Почему?

Нам нужно было понять поступки героев.

Ответы детей.

Ответы детей:

1) -Да, я считаю, что поняла главу повести Л.Н. Толстого: я так сильно переживала за Иленьку, что мне хотелось наказать обидчика. Очень хорошо, что и Николенька понял это. Он очень искренний, добрый, понимающий человек.

2)-Мне показалось, что одной главы для чтения и понимания автора маловато. Хочется прочитать все произведение. Только тогда я смогу оценить себя.

3) - Избранный читатель - это высокая оценка. Мне еще трудно так о себе говорить. Хотя в главе «Ивины» мне было все понятно, я переживал вместе с героями, вспоминал о том, что и со мной был когда-то подобный случай. Л.Н. Толстой-мудрый писатель. Он знает человека и умеет так рассказать о его характере и поступках, что и читатель чувствует себя участником событий. Я буду стараться вырасти и стать избранным читателем.

Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

8 Д.З.

Написать ответ на вопрос: «Почему герой не помог Иленьке?»





© 2010-2022