Односоставные предложения с главным членом – подлежащим - назывные предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Односоставные предложения с главным членом - подлежащим - назывные предложения

Цели:

- дать учащимся представление о специфике назывных предложений, об их роли в речи;

-развить умение пользоваться всеми типами односоставных предложений.

- прививать любовь к природе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение домашнего задания

- перечислите типы односоставных предложений, которые вы знаете.

- определенно-личные предложения, что вы можете рассказать о них.

- что называется неопределенно-личными предложениями?

- безличные - это что за предложения?

III. Актуализация новой темы

  1. Слово учителя: Назывные предложения - это односоставные предложения с одним главным членом - подлежащим, обозначающим предмет, явление, состояние, событие.

2. Работа с учебником. Ученик читает правило на стр. 127 (чем может быть выражено подлежащее)

3. Выполнение упражнений.

№ 252 (у доски работает двое уч-ся: один выписывает нераспространённые предложения, а другой - распространенные. Оба находят грамматическую основу предложения).

№ 257 (у доски работает двое уч-ся: выполняют по 5 предложений каждый)

IV. Дополнительные (кроме учебника) задания для закрепления изученного.

1. Переделать сложные предложения в простые, а простые - в сложные. Подчеркнуть основы.

Образец:

1) Первое препятствие -и он падает духом. - При первом препятствии он падает духом:

2) В жаркий день мы изнываем от зноя. - Жаркий день, и мы изнываем от зноя.

1. Ещё несколько часов, и будет закончена моя работа. 2. На рассвете по лесу пронёсся легкий ветерок. 3. Весна, и распускается душистая сирень. 4. Вслед за выстрелом птица падает замертво. 5. Последнее усилие, и он очутился на твердой земле. 6. Допишу строчку и закончу письмо.

2.Задание для сильных учащихся:

Составьте сложные предложения по схемам: безличное + двусоставное; неопределенно-личное + двусоставное; назывное + безличное; назывное + двусоставное.

3. Графический диктант.

Учитель диктует предложения, а учащиеся записывают его при помощи схем, указывая вид каждого предложения.

1. Конец мая, и в поле прохладно, дует ветер, то и дело прячется в облака, идут тени и свет (И. А. Бунин). 2. Мне бы только суметь, мне бы только успеть о России моей полным голосом спеть (Л. Татьяничева). 3. Уже светало, и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску. 4. Солнце уже стояло низко над горизонтом, и надо было торопиться. 5. Один только шаг, одно движение, и умчались бы в неведомую даль две навсегда соединённые жизни (И. Тургенев).

4.Определить вид предложений. Подчеркнуть главные члены.

1. Бездонный воздух. Тишина и свет. Снега и небо, оторваться трудно (В. Инбер). 2. Нет безобразья в природе (Н. Некрасов). 3. Тихая, теплая ночь. Пахнет сухим сеном (М. Пришвин). 4. Покатилось лето под гору. Тихие деньки. Подложив туманы под голову, сонно бродят родники (Д. Самойлов).

V. Итоги урока

- Что нового узнали на уроке?

VI. Домашнее задание

Выучить правило на стр. 127-128, упр. 254







© 2010-2022