- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку на тему: Местоимение
Конспект урока по русскому языку на тему: Местоимение
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Алексеева А.А. |
Дата | 22.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План-конспект урока русского языка в 6 классе на тему: " Местоимение как часть речи"
Цели урока:
- дать представление о местоимении как части речи;
- сформировать умение правильно употреблять местоимения в речи, определять их роль в тексте и синтаксическую функцию в предложении.
Оборудование: учебники, записи на доске, раздаточный материал, таблица.
Использование ИКТ: презентация на тему: "Местоимение", спроецированный текст.
Ход урока:
1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности учащихся к работе)
2. Мобилизирующий этап:
1)Беседа с учащимися:
История происхождения слова "Местоимение"
Местоимение заимствованно из старославянского языка, а в старославянский пришло из греческого: антонимия. Это слово было образовано сложением предлога анти (вместо) и существительного онима (имя) с одновременным прибавлением суффикса я. Лексическое значение: вместо имени.
-Сегодня на уроке мы продолжим наше удивительное путешествие по стране
" Морфология". Мы уже изучили различные части речи, каждая из которых выполняет свою определенную функцию и играет свою роль в нашей речи. Ни для кого не секрет, что речь культурного человека отличается лаконичностью и красотой. Для того, что бы красиво и грамотно разговаривать и писать, необходимо не только развивать свой словарный запас, но и следить за построением предложений, фраз. Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы ответьте, почему его нельзя назвать грамотным и красивым.
Жила-была одна девочка. Девочка любила ходить в школу. Каждый день девочка утром собиралась в школу и шла учиться. А вечером девочка, выпив чаю, начинала делать уроки. Сделав все задания, девочка шла гулять.
Ответы учащихся.
-Действительно частое употребление слова "девочка" режет слух. Как можно исправить положение, сделав рассказ более корректным?
(Либо подставить имя девочки, либо заменить словом ОНА).
-Вместо чего в данном случае будет использоваться слово ОНА?
(Вместо существительного)
2)Работа с текстом, записанном на доске:
Весна на пороге. Скоро она (весна) вступит в свои(весны) права. А сейчас еще морозно. Такая (морозная) погода продержится недолго. Через несколько (дней пять) засияет яркое весеннее солнце и начнется настоящая весна.
-Определите вместо каких частей речи используются слова:
ОНА
СВОИ
ТАКАЯ
НЕСКОЛЬКО
(Вместо имени существительного, имени числительного, имени прилагательного) - Каждая часть речи как игрок на футбольном поле - выполняет свои обязанности. Имя существительное называет предметы, имя прилагательное говорит об их признаках, глагол демонстрирует действие предметов, имя числительное показывает свое умение всех и все сосчитать. Но есть в русском языке особые слова. Их роль не так ярка и заметна, но крайне необходима. Они как запасные игроки на футболе, без которых ни одна, даже самая слаженная команда не выйдет играть на поле. Кто же эти запасные игроки?
( Это местоимения).
- Как вы думаете как будет звучать тема нашего урока?
-Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. Можете использовать записи на доске.
На доске запись:
УЗНАТЬ: о такой части речи, как...
НАУЧИТЬСЯ: находить местоимения в ......, определять их роль, правильно употреблять в .... .
3.Изучение нового материала.
1)Выступление заранее подготовленного ученика.
( История происхождения слова " Местоимение".)
2) Презентация на тему: "Местоимение".
Выводы: Теперь мы знаем, что местоимения употребляются вместо знаменательных частей речи и изменяются по падежам, числам и родам, а в предложении могут быть подлежащим, дополнением и определением. Мы с вами это увидим, выполнив упражнение 391 в учебнике.
4. Самостоятельная работа.
Предложение для самостоятельной работы спроецированы на доске:
Нужно, чтобы человек понял, что .. творец мира, что на ... лежит ответственность за все несчастья на Земле и ... же принадлежит слава за все доброе, что есть в жизни.
5. Словарная работа.
- Что обозначает слово "Творец?" ( Дети читают на экране значение этого слова .)
Работа с учебником и в тетрадях. Выполнение упражнения 391.
6. Минута отдыха.
7. Закрепление пройденного материала.
1) Литературные загадки:
- Определите, о ком говорится в следующих строках?
"Его глаза сияют.
Лик его ужасен.
Движенья быстры,
Он прекрасен. (Петр 1,поэма "Полтава")
2) Одиноко он стоит, задумался глубоко и тихонько плачет он в пустыне. (Утес)
3)Когда мягкий ,пушистый снег совсем облепил ее спину и голову и она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг подъездная дверь щелкнула, запищала и ударила ее по лбу. Кого? (Каштанку.)
Мы должны понимать, что в речи или в тексте значение местоимения становится конкретным, когда соотносится с определенным лицом, предметом, признаком, количеством. Этот предмет или лицо должны быть указаны в предыдущем предложении или в предшествующем слове. А иначе предложение приобретает двусмысленность, которая вызывается одинаковым родом разных существительных. И тогда появляются речевые ошибки, давайте попробуем их найти и исправить. ( Предложения с речевыми ошибками на слайде).
Исправление речевых ошибок
8. Работа в группах. (Ученикам раздаются небольшие тексты, в которых они подчеркивают местоимения как члены предложения и выполняют индивидуальные задания).
1) В доме у нас жил ежик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.
2)Я, ты, он, она-
Вместе целая страна.
Вместе дружная семья,
В слове мы сто тысяч я.
3)Со школьных лет я чувствовал красоту русского языка. В нем меня привлекала его звучность, богатство слов и выражений.
4)Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало!
5)Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
6)Я услыхал сегодня первый гром - он в полдень прогремел из тучки малой!
9. Итог урока.
Ребята, на следующем уроке мы с вами узнаем, что местоимения по своему значению и грамматическим особенностям делятся на разряды, ну а для того, чтобы изучить разряды местоимений, сейчас мы должны определить:
- Достигли ли мы сегодня целей нашего урока?
- Узнали ли мы о местоимении как о части речи?
- Находим ли мы местоимения в тексте? Видим ли их?
- определяем ли их синтаксическую роль?
- Знаем ли мы зачем они нам нужны?
10. Домашнее задание: Все, чему мы с вами сегодня научились на уроке, необходимо закрепить дома. Для этого вы выполните упр. 390;
Творческое задание: Составить текст из 5 предложений с местоимениями.
11. Самооценка и оценка работы учеников учителем.
А сейчас постарайтесь оценить свою работу на уроке, ну а мне останется только согласиться или не согласиться с вами.
12."Пожелание". В завершение урока я прочитаю вам стихотворение, которое называется пожелание друзьям", а вы посчитайте сколько там будет местоимений.
Желаю ВАМ расти, цвести,
Копить, крепить здоровье.
ОНО для дальнего пути-
Важнейшее условие.
Пусть КАЖДЫЙ день и КАЖДЫЙ час
ВАМ новое добудет,
Пусть добрым будет ум у ВАС,
А сердце умным будет!
ВАМ от души желаю Я, друзья,
ВСЕГО хорошего,
А ВСЕ хорошее, друзья,
Дается НАМ недешево!(11 местоимений)