Мастер-класс по литературе Развитие творческих способностей учащихся

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Синквейн - значит «пять».

Мастер-класс по литературе.

«Развитие творческих способностей учащихся».

Учебное пособие для учителя.

Формирование грамотного читателя как главная задача современного литературного образования.

Главной целью для учителя литературы сегодня должно стать формирование компетентного читателя - читателя, умеющего воспринимать и осмысливать художественное произведение, находить к нему свой индивидуальный литературно-критический подход, соотносить текст с культурными и жизненными реалиями, видеть его эстетические совершенства и оценивать мастерство писателя.

«Чтение начинается с того, что я, читатель, чувствую автора так, как мы слышим собеседника, с той лишь разницей, что услышать гениального художника несравненно труднее: он говорит с нами не столько содержанием произведения, сколько его художественной формой», - в этих словах И. И. Аркина названы самые главные задачи учителя литературы.

Что такое «синквейн»?

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Составление синквейна требует от учащегося находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и формулировать все это в кратких выражениях.

Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам.

Как научить составлять синквейн?

Правила составления синквейна.

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

Пятая строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

Составляя синквейн, учащийся может обращаться к тексту содержания изучаемой темы. При этом построчные задания являются для него своеобразными схемами ориентировочной основы деятельности (ООД), используя которые, он выполняет конкретный фрагмент задания по составлению синквейна.

Такой же схемой ООД является для него структура всего синквейна.

Важно, что изучение материала и его закрепление происходит в ходе выполнения задания - составления синквейна.

Составляя синквейн, учащийся реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные.

Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

Таким образом ,составление синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Как работать с синквейнами.

Мы предлагаем следующие способы работы:

1. Составление нового синквейна.

2. Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна.

4. Анализ неполного синквейна без указания темы и определение названия темы этого синквейна.

Организационные формы работы с синквейнами.

1. Самостоятельно при выполнении домашней работы.

2. Самостоятельно на практическом занятии.

3. В составе малой группы при участии учителя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн.

4. При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна.


Примеры синквейнов.

И.С. Тургенев. Повесть «Ася».

Ася.

Скромная, беззащитная.

Любила, страдала, сбежала.

Готова пойти на все ради любимого.

Загадочная.

Господин Н.

Неискренний, холодный.

Не понял, не успел, полюбил.

Он расточал «люблю» на ветер.

Безумец.

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский».

Маша.

Умная, красивая.

Любит, прощает, страдает.

Мария была очень доброй.

Красота.

Дубровский.

Храбрый, справедливый.

Мстит, любит, прощает.

Имеет чувство собственного достоинства.

Защитник.



М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».

Печорин.

Одинокий, скучающий.

Путешествует, страдает, убивает.

Шутя, играет судьбами людей.

Эгоист.

А. С. Пушкин.

Пушкин.

Романтичный, свободолюбивый.

Дружит, любит, творит.

Памятник себе воздвиг нерукотворный.

Гений.

Поэты Серебряного века.

Марина Цветаева.

Марина Цветаева.

Мечтательная, романтичная.

Путешествует, любит, пишет.

Она - поэт с «крылатой душой».

Пророк.

Марина Цветаева.

Одинокая, неприкаянная.

Странствует, любит, творит.

Мечтательница - стойкая, мужественная, трагическая.

Поэт.

Марина Цветаева.

Талантливая, работоспособная.

Ищет, терпит, верит.

Стол Цветаевой - «престол и простор».

Труженик.

Николай Гумилев.

Гумилев.

Изящный, восхитительный.

Путешествует, сочиняет, завораживает.

Его поэзия волнует душу.

Благородство.

Анна Ахматова.

Анна Ахматова.

Женственная, правдивая.

Любит, творит, страдает.

Она - «голос своего народа».

Патриот.

А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин».

Татьяна Ларина.

Искренняя, верная.

Читает, мечтает, ждет.

Душа ее чистая.

Русская княгиня.

Евгений Онегин.

Равнодушный, хладнокровный.

Знакомится, скучает, пишет.

Бессмысленно прожигает свою жизнь.

Дуэлянт.



И. А. Гончаров. Роман «Обломов».

Обломов.

Ленивый, безвольный.

Лежит, думает, бездействует.

Началось с неумения надевать носки.

Обломовщина.

Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

Раскольников.

Бедный, болезненный.

Помогает, замышляет, убивает.

Совершить преступление - разрушить себя.

Страдалец.

Соня Мармеладова.

Хрупкая, стойкая.

Сострадает, жертвует, спасает.

Жизненные обстоятельства не ожесточили ее.

Свет.

Максим Горький. Рассказ «Старуха Изергиль».

Ларра.

Высокомерный, одинокий.

Не любит, презирает, убивает.

Обречен на вечное скитание.

Гордец.

Данко.

Бесстрашный, самоотверженный.

Любит, выводит, умирает.

Сердце доброе отдает людям.

Подвиг.

Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души».

Чичиков.

Хитрый, расчетливый.

Посещает, обманывает, приобретает.

Имея копейку, сколотил состояние.

Мошенник.

Манилов.

Красивый, бездеятельный.

Мечтает, размышляет, нежится.

Дальше слов дело не идет.

Фантазер.

Коробочка.

Твердолобая, дубинноголовая.

Солит, варит, складывает.

Продавая товар, боится продешевить.

Помещица.

Ноздрев.

Бесшабашный, безудержный.

Врет, гуляет, транжирит.

Обязательно попадает в какую-нибудь историю.

Кутила.

Собакевич.

Неуклюжий, огромный.

Ест, пьет, осуждает.

Настоящий кулак - в ладонь не разогнется.

Медведь.

Плюшкин.

Неряшливый, неприятный.

Подбирает, складывает, разрушает.

Прореха на всем человечестве.

Скряга.

Л. Н. Толстой. Роман «Война и мир».

Наташа Ростова.

Черноглазая, озорная.

Доверяет, сострадает, живет.

Большое сердце открыто людям.

Казак.

Андрей Болконский.

Аристократичный, порядочный.

Стремится, переживает, умирает.

Путь героя - дорога к вечности.

Обновление.

Пьер Безухов.

Скромный, стеснительный.

Ошибается, ищет, возрождается.

Его жизнь - достойный пример.

Истина.

Марья Болконская.

Добрая, отзывчивая.

Терпит, верит, надеется.

Лучистые глаза притягательны и красивы.

Духовность.

И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Евгений Базаров.

Образованный, критичный.

Лечит, влюбляется, разочаровывается.

Противоречивый характер, но достоин уважения.

Нигилист.

Одинцова.

Снисходительная, закрытая.

Принимает, очаровывает, сомневается.

Не решается нарушить размеренную жизнь.

Покой.

Синквейн - это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача, причем, более универсальная.

Синквейн - это способ на любом этапе урока изучения темы проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций.

Приступает учитель к изучению новой темы и в начале урока дает синквейн: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете?».

Идет урок. Тема очень трудна для восприятия. Ученики устали. Предложите им синквейн по какому-то разделу изучаемой темы, и Вы узнаете, как идет восприятие школьниками нового материала.

Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.

Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажут опрос, итоговый контрольный срез.

А сейчас, в завершении урока, синквейн.

Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации школьников.

В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, учитель увидит, насколько ему удалось достичь прогнозируемого результата.

Для уроков литературы синквейны - это настоящее Эльдорадо.

Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объему, составлять их несложно и довольно интересно.

При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя.

Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно излагать свои мысли.

Попробуйте написать синквейн про своего любимого книжного героя.

И когда Вы будете подбирать для него единственно верные прилагательные, глаголы и афоризм, то обязательно почувствуете, насколько ближе, понятнее и роднее стал Вам тот или иной персонаж.

Вы словно пропустите искусство слова через себя.

А это именно тот эффект, которого в идеале и должны добиваться учителя на уроках литературы.


© 2010-2022