- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока по теме Удивительный гибрид
Разработка урока по теме Удивительный гибрид
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шецко Н.А. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 7 классе по теме: «Чудесные гибриды» (Причастие).
Тип урока: изучение нового материала и его первичное закрепление.
Вид урока: урок-исследование.
Цели урока:
- познакомить учащихся с новой частью речи - причастием (особой формой глагола);
- проанализировать его грамматические, морфологические и синтаксические признаки
причастия;
- формировать умения анализировать, выделять главное, делать выводы;
- воспитывать познавательный интерес на примере данной темы к урокам русского языка.
Оборудование: схемы, рисунки, иллюстрации по теме, опорный конспект, индивидуальные карточки, материал к кроссворду.
Примечание: класс делится на 3 группы, которые будут совместно работать, составляя опорный конспект «Причастие».
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
- Ребята, обратите внимание на название нашего урока. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
- Сегодня я расскажу вам лингвистическую сказку.
Старый учёный-языковед служил в морфологическом саду. Он выращивал не фрукты, не ягоды, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения и вывел уже несколько новых сортов.
- Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного и наречия? - размышлял как-то учёный-садовник.- Только будет ли толк, они так далеки друг от друга?
Но сказано-сделано. Через несколько лет выросли диковинные плоды: не глаголы, не прилагательные, не наречия, а особые части речи, у которых были признаки «папы» - глагола и «мамы» - прилагательного. У другой формы открылись признаки «папы» - глагола и «мамы» - наречия. Так и стали они работать за двоих и работают до сих пор.
- А как называется первая «гибридная» часть речи, вы узнаете, разгадав кроссворд.
3. Разгадывание кроссворда.
Каждая группа получает карточку, отгадывает грамматическое явление и записывает в клеточках кроссворда, помещённого на доске. У каждой группы по два вопроса.
Вопросы 1 группе
1. Знак препинания в сложном бессоюзном предложении.
2. Произношение одного из слогов слова с большей силой и длительностью.
Вопросы 2 группе.
3. Слова, различные по значению, но одинаковые или близкие по лексическому значению (в единственном числе).
4. Часть речи, обозначающая признак предмета или принадлежность кому-либо (чему-либо).
Вопросы 3 группе.
5. Часть речи, обозначающая действие предмета.
6. Служебная часть речи, связывающая члены предложения и части сложных предложений.
Индивидуальные вопросы к учащимся.
7. Знак, использующийся при однородных членах предложения с обобщающим словом.
8. Знак, использующийся в бессоюзном сложном предложении.
9. Какое общее название носят части слова?
Ответы к кроссворду:
1. Запятая. 2. Ударение. 3.Синонимы. 4 Прилагательное.
5. Глагол. 6. Союз. 7. Двоеточие. 8. Тире. 9. Морфема.
- Как вы думаете, верно ли записано название части речи, которое получилось у нас в кроссворде? (Неверно.)
- Подберите на позицию 4 любой термин или слово таким образом, чтобы название части речи в кроссворде звучало правильно. (Например, лексическое [значение] - 11 букв; разночтение - 11 букв и др. Для более точного подбора слова можно оставит это задание на дом, а на следующем уроке в классе провести конкурс «Кто больше?»)
4. Грамматические признаки причастий.
- Итак, мы с вами выяснили, что часть речи, совмещающая в себе признаки прилагательного и глагола, называется причастием.
- Какие же конкретные грамматические признаки имеет причастие?
На этот вопрос вы должны будете ответить.
1. Работа с текстом.
На доске иллюстрация дерева (клёна) и 2 варианта текста ( распечатаны на каждого ученика).
1 вариант
Поющий клён.
В осенних сереющих сумерках в один и тот же час старый наполовину засохший клён под окном начинал петь. Между редкими пожелтевшими листьями покачивались десятки поющих птах. В безветренном прохладном воздухе мелко дрожащие листья раскачивались им в такт. Птичьи голоса разбегались переливчатыми трелями, но получался слитный стройный хор, где каждый голос вёл свою партию. Клён стоял у кирпичной стены во дворе. Пушистые серо-бурые комочки с жёлто-зелёными грудками походили на зеленеющие листья. Казалось, что клён расцвёл. Запоздавшим утром поющие птицы улетали и клён умолкал, голый и неподвижный.
(Д. Гранин)
2 вариант
Клён, который поёт.
В осенних сумерках, которые сереют, в один и тот же час старый клён под окном, который наполовину засох, начинал петь. Между редкими листьями, которые пожелтели, покачивались десятки птах, которые пели. В безветренном прохладном воздухе листья, которые мелко дрожали, раскачивались им в такт. Птичьи голоса разбегались переливчатыми трелями, но получался стройный хор, который сливался, где каждый голос вёл свою партию. Клён стоял у кирпичной стены во дворе. Пушистые серо-бурые комочки с жёлто-зелёными грудками походили на листья, которые зеленеют. Казалось, что клён расцвёл. Утром, которое запоздало, птицы, которые поют, улетали и клён умолкал, голый и неподвижный.
(Д. Гранин )
- Сравните два варианта текста. Какой из них вам больше нравится? Почему он кажется вам лучше?
- Каковы недостатки 2 варианта текста?
- Чем были заменены конструкции со словом «который»?
- Выписать из текста данные выражения:
^
Птицы, которые поют - поющие (какие?) птицы. ^
Поющие образовано от глагола настоящего времени поют при помощи суффикса - ющ-.
Птицы (что делающие? какие?) поющие.
- Что обозначает это слово? (Признак, но и действие - признак по действию).
- Это грамматическое значение причастия. Дайте полное определение причастию.
Причастие - самостоятельная часть речи (особая форма глагола), которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола.
Запись в опорный конспект грамматических признаков причастия.
5. Работа над определением морфологических признаков причастия (составление опорного конспекта).
1. Нахождение в 1-м варианте текста причастий (словосочетаний «существительное + причастие»). Определение суффиксов причастий (устно). Запись их в опорный конспект.
-ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш-, - нн-, -ем-, -им-, -енн-
Суффиксы - яркий морфемный признак причастий.
2. Работа по группам.
Ученики 1 группы определяют морфологические признаки причастий, заимствованные от прилагательных, а ученики 2 и 3 групп - заимствованные от глаголов (2 группа - анализирует первую половину текста «Поющий клён» (4 предложения), а 3 группа - вторую половину текста (5-8 предложения).
После окончания работы ученик 1 группы зачитывает причастие и указывает его морфологические признаки от прилагательного, продолжает ученик из 2 или 3 группы, который зачитывает морфологические признаки того же причастия от глагола.
- Чем отличаются суффиксы причастий прошедшего времени?
- Каковы суффиксы страдательных причастий? Назовите их.
3. Обобщение. Совместное заполнение опорного конспекта (на доске и в тетрадях).
Причастие
1. Грамматические признаки:
- признак предмета по действию;
- самостоятельная часть речи (особая форма глагола);
- какой? (что делающий?).
2. Морфологические признаки:
От прилагательного:
- число (ед. и мн.);
- род (м., ж., ср.) в ед.ч.;
- падеж (И., Р., Д.. В., Т., П.)
От глагола:
- вид (совершенный, несовершенный);
- возвратность (-сь, -ся);
- время (настоящее, прошедшее);
- наклонение (действительное или страдательное)
3. Синтаксические признаки:
- сказуемое;
- определение согласованное.
6. Словообразование причастий.
Игра «Кто быстрей?»
- Скажите, от какой части речи образуется причастие?
- Сейчас вы попробуете образовать действительные причастия от глаголов, данных в карточке. (Работа с первой половиной карточки).
Дети работают по группам, у каждой группы своя карточка с глаголами, от которых нужно образовать действительные (1-я половина карточки) и страдательные (2-я половина) причастия.
Карточка первой группы
1. Исправляют ошибки; решают задачу; плавают в реке;
любят кошек; лечат животных.
2. Мариновать грибы; прочитать книгу; разбить чашку;
распилить бревно; хранить подарок.
Карточка второй группы
1. Несут груз; отправляют посылку; толкают тележку;
растворяют окно; стоят на часах (на посту).
2. Построить дом вспахать поле; нарисовать картину;
смазать механизм; забросить мяч.
Карточка третьей группы
1. Подгоняют стадо; рабочие устают; машины работают;
урожай созрел; розы растут и цветут.
2. Стадо подгонять; нарисовать пейзаж; образовать круг;
натянуть холст; вырубить рощу.
- Какие суффиксы вы использовали при образовании действительных причастий?
- От основы какого времени образуются действительные причастия?
- Какие суффиксы использовали для образования страдательных причастий?
- От какой основы они образуются?
Учащиеся обобщают то, что узнали об образовании действительных и страдательных причастий в настоящем и прошедшем временах по схемам:
Действительные причастия
^ ^ ^ ^
А) Настоящее время: основа наст.вр. + -ащ (-ящ), -ущ (-ющ).
^ ^
Б) Прошедшее время: основа инфинитива + -вш (-ш).
Страдательные причастия
^ ^ ^
А) Настоящее время: основа наст.вр. + -ем (-ом), -им.
^ ^ ^
Б) Прошедшее время: основа инфинитива + -енн, -нн, -т.
7. Итог урока.
8. Домашнее задание:
А) Работать с опорным конспектом (составить по нему рассказ - для всех).
Б) Составить карточку с 10 предложениями, используя 5 действительных и 5 страдательных причастий (для слабых - 4 предложения, для средних учащихся - 6 предложений)
В) Самостоятельно проанализировать статью учебника о краткой форме причастий, подобрать 3 примера по данной теме (для сильных учащихся).