Разработка урока по теме Удивительный гибрид

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 7 классе по теме: «Чудесные гибриды» (Причастие).

Тип урока: изучение нового материала и его первичное закрепление.

Вид урока: урок-исследование.

Цели урока:

- познакомить учащихся с новой частью речи - причастием (особой формой глагола);

- проанализировать его грамматические, морфологические и синтаксические признаки

причастия;

- формировать умения анализировать, выделять главное, делать выводы;

- воспитывать познавательный интерес на примере данной темы к урокам русского языка.

Оборудование: схемы, рисунки, иллюстрации по теме, опорный конспект, индивидуальные карточки, материал к кроссворду.

Примечание: класс делится на 3 группы, которые будут совместно работать, составляя опорный конспект «Причастие».

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

- Ребята, обратите внимание на название нашего урока. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

- Сегодня я расскажу вам лингвистическую сказку.

Старый учёный-языковед служил в морфологическом саду. Он выращивал не фрукты, не ягоды, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения и вывел уже несколько новых сортов.

- Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного и наречия? - размышлял как-то учёный-садовник.- Только будет ли толк, они так далеки друг от друга?

Но сказано-сделано. Через несколько лет выросли диковинные плоды: не глаголы, не прилагательные, не наречия, а особые части речи, у которых были признаки «папы» - глагола и «мамы» - прилагательного. У другой формы открылись признаки «папы» - глагола и «мамы» - наречия. Так и стали они работать за двоих и работают до сих пор.

- А как называется первая «гибридная» часть речи, вы узнаете, разгадав кроссворд.

3. Разгадывание кроссворда.

Каждая группа получает карточку, отгадывает грамматическое явление и записывает в клеточках кроссворда, помещённого на доске. У каждой группы по два вопроса.

Вопросы 1 группе

1. Знак препинания в сложном бессоюзном предложении.

2. Произношение одного из слогов слова с большей силой и длительностью.

Вопросы 2 группе.

3. Слова, различные по значению, но одинаковые или близкие по лексическому значению (в единственном числе).

4. Часть речи, обозначающая признак предмета или принадлежность кому-либо (чему-либо).

Вопросы 3 группе.

5. Часть речи, обозначающая действие предмета.

6. Служебная часть речи, связывающая члены предложения и части сложных предложений.

Индивидуальные вопросы к учащимся.

7. Знак, использующийся при однородных членах предложения с обобщающим словом.

8. Знак, использующийся в бессоюзном сложном предложении.

9. Какое общее название носят части слова?

Ответы к кроссворду:

1. Запятая. 2. Ударение. 3.Синонимы. 4 Прилагательное.

5. Глагол. 6. Союз. 7. Двоеточие. 8. Тире. 9. Морфема.

- Как вы думаете, верно ли записано название части речи, которое получилось у нас в кроссворде? (Неверно.)

- Подберите на позицию 4 любой термин или слово таким образом, чтобы название части речи в кроссворде звучало правильно. (Например, лексическое [значение] - 11 букв; разночтение - 11 букв и др. Для более точного подбора слова можно оставит это задание на дом, а на следующем уроке в классе провести конкурс «Кто больше?»)

4. Грамматические признаки причастий.

- Итак, мы с вами выяснили, что часть речи, совмещающая в себе признаки прилагательного и глагола, называется причастием.

- Какие же конкретные грамматические признаки имеет причастие?

На этот вопрос вы должны будете ответить.

1. Работа с текстом.

На доске иллюстрация дерева (клёна) и 2 варианта текста ( распечатаны на каждого ученика).

1 вариант

Поющий клён.

В осенних сереющих сумерках в один и тот же час старый наполовину засохший клён под окном начинал петь. Между редкими пожелтевшими листьями покачивались десятки поющих птах. В безветренном прохладном воздухе мелко дрожащие листья раскачивались им в такт. Птичьи голоса разбегались переливчатыми трелями, но получался слитный стройный хор, где каждый голос вёл свою партию. Клён стоял у кирпичной стены во дворе. Пушистые серо-бурые комочки с жёлто-зелёными грудками походили на зеленеющие листья. Казалось, что клён расцвёл. Запоздавшим утром поющие птицы улетали и клён умолкал, голый и неподвижный.

(Д. Гранин)

2 вариант

Клён, который поёт.

В осенних сумерках, которые сереют, в один и тот же час старый клён под окном, который наполовину засох, начинал петь. Между редкими листьями, которые пожелтели, покачивались десятки птах, которые пели. В безветренном прохладном воздухе листья, которые мелко дрожали, раскачивались им в такт. Птичьи голоса разбегались переливчатыми трелями, но получался стройный хор, который сливался, где каждый голос вёл свою партию. Клён стоял у кирпичной стены во дворе. Пушистые серо-бурые комочки с жёлто-зелёными грудками походили на листья, которые зеленеют. Казалось, что клён расцвёл. Утром, которое запоздало, птицы, которые поют, улетали и клён умолкал, голый и неподвижный.

(Д. Гранин )

- Сравните два варианта текста. Какой из них вам больше нравится? Почему он кажется вам лучше?

- Каковы недостатки 2 варианта текста?

- Чем были заменены конструкции со словом «который»?

- Выписать из текста данные выражения:

^

Птицы, которые поют - поющие (какие?) птицы. ^

Поющие образовано от глагола настоящего времени поют при помощи суффикса - ющ-.

Птицы (что делающие? какие?) поющие.

- Что обозначает это слово? (Признак, но и действие - признак по действию).

- Это грамматическое значение причастия. Дайте полное определение причастию.

Причастие - самостоятельная часть речи (особая форма глагола), которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола.

Запись в опорный конспект грамматических признаков причастия.

5. Работа над определением морфологических признаков причастия (составление опорного конспекта).

1. Нахождение в 1-м варианте текста причастий (словосочетаний «существительное + причастие»). Определение суффиксов причастий (устно). Запись их в опорный конспект.

-ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш-, - нн-, -ем-, -им-, -енн-

Суффиксы - яркий морфемный признак причастий.

2. Работа по группам.

Ученики 1 группы определяют морфологические признаки причастий, заимствованные от прилагательных, а ученики 2 и 3 групп - заимствованные от глаголов (2 группа - анализирует первую половину текста «Поющий клён» (4 предложения), а 3 группа - вторую половину текста (5-8 предложения).

После окончания работы ученик 1 группы зачитывает причастие и указывает его морфологические признаки от прилагательного, продолжает ученик из 2 или 3 группы, который зачитывает морфологические признаки того же причастия от глагола.

- Чем отличаются суффиксы причастий прошедшего времени?

- Каковы суффиксы страдательных причастий? Назовите их.

3. Обобщение. Совместное заполнение опорного конспекта (на доске и в тетрадях).

Причастие

1. Грамматические признаки:

- признак предмета по действию;

- самостоятельная часть речи (особая форма глагола);

- какой? (что делающий?).

2. Морфологические признаки:

От прилагательного:

- число (ед. и мн.);

- род (м., ж., ср.) в ед.ч.;

- падеж (И., Р., Д.. В., Т., П.)

От глагола:

- вид (совершенный, несовершенный);

- возвратность (-сь, -ся);

- время (настоящее, прошедшее);

- наклонение (действительное или страдательное)

3. Синтаксические признаки:

- сказуемое;

- определение согласованное.

6. Словообразование причастий.

Игра «Кто быстрей?»

- Скажите, от какой части речи образуется причастие?

- Сейчас вы попробуете образовать действительные причастия от глаголов, данных в карточке. (Работа с первой половиной карточки).

Дети работают по группам, у каждой группы своя карточка с глаголами, от которых нужно образовать действительные (1-я половина карточки) и страдательные (2-я половина) причастия.

Карточка первой группы

1. Исправляют ошибки; решают задачу; плавают в реке;

любят кошек; лечат животных.

2. Мариновать грибы; прочитать книгу; разбить чашку;

распилить бревно; хранить подарок.

Карточка второй группы

1. Несут груз; отправляют посылку; толкают тележку;

растворяют окно; стоят на часах (на посту).

2. Построить дом вспахать поле; нарисовать картину;

смазать механизм; забросить мяч.

Карточка третьей группы

1. Подгоняют стадо; рабочие устают; машины работают;

урожай созрел; розы растут и цветут.

2. Стадо подгонять; нарисовать пейзаж; образовать круг;

натянуть холст; вырубить рощу.

- Какие суффиксы вы использовали при образовании действительных причастий?

- От основы какого времени образуются действительные причастия?

- Какие суффиксы использовали для образования страдательных причастий?

- От какой основы они образуются?

Учащиеся обобщают то, что узнали об образовании действительных и страдательных причастий в настоящем и прошедшем временах по схемам:

Действительные причастия

^ ^ ^ ^

А) Настоящее время: основа наст.вр. + -ащ (-ящ), -ущ (-ющ).

^ ^

Б) Прошедшее время: основа инфинитива + -вш (-ш).

Страдательные причастия

^ ^ ^

А) Настоящее время: основа наст.вр. + -ем (-ом), -им.

^ ^ ^

Б) Прошедшее время: основа инфинитива + -енн, -нн, -т.

7. Итог урока.

8. Домашнее задание:

А) Работать с опорным конспектом (составить по нему рассказ - для всех).

Б) Составить карточку с 10 предложениями, используя 5 действительных и 5 страдательных причастий (для слабых - 4 предложения, для средних учащихся - 6 предложений)

В) Самостоятельно проанализировать статью учебника о краткой форме причастий, подобрать 3 примера по данной теме (для сильных учащихся).

© 2010-2022