Обобщение педагогического опыта Методические приемы по формированию у детей прочных орфографических навыков

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические приемы по формированию у детей прочных орфографических навыков.

Повышение орфографической грамотности обучающихся по сей день остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в школе. Ни для кого не секрет, что у подавляющего большинства школьников, допускающих орфографические ошибки, просьба учителя сформулировать ту или иную орфограмму не вызовет особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения, привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих почти неразрешимой задачей. Таким образом, необходимо научить детей видеть свои ошибки, выработать у них так называемую «орфографическую зоркость», добиться определенной самостоятельности орфографического мышления.

Чтобы учащиеся овладели грамотным письмом, во-первых, они должны писать на уроках много, но без ошибок. А теория должна изучаться так, чтобы ученику она казалась нужной, необходимой помощницей, чтобы он на нее опирался. Для этого учащимся в своих классах я предложила завести тетрадочки - выручалочки, где они в игровой запоминающейся форме записывают изучаемые орфограммы. Так, например, О-№ 6 выглядит так:



К О-№ 12 я придумала слово «ГАЖО» ( в корнях -лаг-, -лож- перед Г - А, а перед Ж - О). А О- № 13 мои ученики запомнили благодаря слову «СОСТЩА» ( в корнях - раст-, ращ- -рос- перед С -О , а перед СТ, Щ - А). Орфограмму № 14 мы зарисовали в такой форме:



Мощным фактором в создании прочных правописных навыков является орфографический словарь. Он должен использоваться на уроках ежедневно.

На каждом уроке даю новое слово учащимся, которое они должны найти в словаре. Тот, кто первый находит это слово, записывает его на доске, подчеркивает орфограммы - буквы, ставит ударение и указывает грамматические признаки. Затем словарное слово проговаривается хором. Учащиеся составляют с этим словом словосочетания или предложения. А перед этим я обязательно даю этимологию слова, что очень интересно детям. Напрмер, слово пельмени (финск.) пель - ухо, нянь - хлеб - хлебные ушки.

Через некоторое время ученики начинают хорошо ориентироваться в словаре, и он становится надежным помощником для них.

Самостоятельно выполняя упражнения, работая над сочинением, изложением, ученик заглядывает в словарь. Так формируется чувство ответственности: дети привыкают контролировать свою работу.

Большую роль в формировании прочных орфографических навыков играет письмо с проговариванием - здесь работают и механическая память, и непроизвольное запоминание.

© 2010-2022