Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме Повторение и систематизация знаний потеме Синтаксис и пунктуация

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока в 5 классе


Тема: «Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».

Тип урока: Обобщение изученного материала.



Место урока в системе уроков по теме: Заключительный урок.

Методы и приёмы: Метод критического мышления, приёмы: мозговой штурм, составление кластера, работа в парах.

Оборудование урока: Раздаточный материал 5 кл. компьютер, диск «Русский язык в 5 классе».

Технология: Метод критического мышления.



Используемая литература:

1.Е.Е.Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического мышления»

2. Русский язык 5 класс. Составители: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова.

3. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов под редакцией

М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского.

4.Урок в современной школе. «Игровые технологии на уроках русского языка». Составители: В.Н.Пташкина. К.Е.Виноградова и др.

Цели:

1) обучающая:

способствовать формированию навыков обобщения знаний, умений по изученной теме, умения пользоваться основными единицами синтаксиса - "словосочетание", "предложение", "текст"; умения отличать словосочетания от предложения, выполнения синтаксического разбора, постановки знаков препинания;

2) развивающая:

создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся, посредством приемов и стратегий технологии критического мышления;

3) воспитывающая:

воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность.






Ход урока

1. Организационный момент: приветствие, проверка присутствующих в классе, запись учениками числа. 2мин.

2. Повторение и закрепление пройденного материала 40 мин.

Формы организации учебной деятельности

Рассматриваемые вопросы

Слово учителя

3 мин.




Составление кластера.

(ответы на поставленные вопросы)

6 мин.





Слово учителя

Работа в карточках в парах.

7 мин.









Индивидуальное дополнительное задание.

Проверка

по компьютеру,

оценка в таблице.


Слово учителя.

Работа в группах и индивидуальные ответы учащихся.

7 мин.

Аналитическая беседа




(проверка: обмен

тетрадями, выставле-ние оценки)

.


Слово учителя.

5 мин.

Дифференцирован-ная работа.




Исправленный вариант.



Слово учителя.

Диктует учитель.






Аналитическая беседа

.

Слово учителя.

6 мин.

.

Работа в группах

и индивидуальные ответы учащихся по чужим работам.



Что должно получиться.

.



Слово учителя.

4 мин.

Индивидуальная работа, с проверкой по цепочке.

Что должно получиться.


Слово учителя.

3 мин.


Корректировка индивидуальных карточек.

Слово учителя.

Учитель: Дорогие ребята! Мы закончили изучение темы: "Синтаксис и пунктуация". Сегодняшний урок - обобщающий, систематизирующий полученные знания. Урок пройдет в форме игры.

( Класс поделён на пары, деление дифференцировано)

Система оценивания на уроке

Критерии по которым оцениваются ответы:

1.Убедительность;

2.Логичность;

3.Аргументированность;

4.Эмоциональность;

5.Грамотность.

1.Вызов

Мозговой штурм. (Составление кластера). Проверка активности участников.

- Раздел лингвистики, который изучает правильную постановку знаков препинания.

- Раздел лингвистики, который изучает построение словосочетаний, предложений. текста.

- Что такое словосочетание?

- Назовите типы словосочетаний.

- Что такое предложение?

- Какие группы членов предложения вам известны?

- Что такое грамматическая основа предложения?

- Какими бывают предложения по цели высказывания?

- Какими бывают предложения по интонации?

- Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?

- Чем может быть осложнено простое предложение?

- Что такое однородные члены предложения?

- Что такое обращение?

- Назовите виды сложных предложений.

2. Реализация смысла.

Работа в парах «Найди лишнего».

Карточки.

А. 1.Яркий свет . 2.Выскочил на дорогу. 3.Кошка умывается.

4.Громко закричал.

Б. 1. Около забора. 2. Снежные заносы. 3. Поймал карася. 4. Быстро

скрылся.

В. 1.Лёгкий предмет. 2.Вышел и посмотрел. 3. В тёмном месте.

4. Сказал мне.

А. 1. В берёзовой роще. 2. Построил дом. 3. Я увидел. 4. Важно

расхаживал.

Б. 1. Перед домом. 2. Цветочный запах. 3. Выловил рыбку.

4. Глубоко задумался.

В. 1.С добрым утром. 2Светлое и прозрачное. 3Из голубой чашки.

4. Пришёл со мной.

А. 1. К длинной дороге. 2. Заигрались ребята. 3. Пришёл с дождём.

4. Глубоко зарыл.

Б. 1. Из-за дома. 2. Грибной дождь.3. Ехал на машине 4. Тяжело

дышащий.

В. 1.Висячий замок. 2. Холодно и сыро. 3. Под голубыми небесами.

4. У нас увидел.

Дополнительное задание индивидуально.

1.Обозначь главное слово,

2.Определи вид словосочетания,

3.Составь кластер.

Виды словосочетаний

Именные Глагольные

x x

прил.+ сущ. глагол + сущ.

x х

сущ. + сущ. глагол + наречие

2.«Дружная семейка»

Составьте предложение: Взяв у каждого предложения определенное слово, запишите полученное предложение, сделайте синтаксический разбор. Выделите из предложения все словосочетания. Разберите их.


1) Из предложения: С тихим шорохом пробежал по саду ветерок, взять определение, поставив его в именительном падеже, ж.р, ед.числе;

2) Из предложения: Ночью земля покрылась пушистым снегом, взять обстоятельство и употребить его как подлежащее;

3) добавить глагол из предложения Мама тихо опустилась на диван;

4) Из предложения: Над городом пролетел быстрокрылый самолёт. Взять обстоятельство.

Сверяют с ответом на компьютере.

Тихая ночь опустилась над городом

х х

Тихая ночь, опустилась над городом.


3. Для сильных учеников: «Королевство ошибок»

Работа на компьютере самостоятельно.

Исправить орфографические и пунктуационные ошибки:

1.Ручей в оврашке еле слышьно пает о чем-то о своем и машет белой веткой вишня Ростем товарищи ростем!

2.Вдрук ямщик стал посматривать всторону снял шабку, оборотившись ко мне, скозал Барин неприкажешь ли воротится?


Правильно: Ручей в овражке еле слышно поёт о чём-то о своём, и машет белой веткой вишня: «Растём, товарищи, растём!»

Вдруг ямщик стал посматривать в сторону, снял шапку, оборотившись ко мне, сказал:

«Барин, не прикажешь ли воротиться?»

Ученики защищают свою работу, объясняя, над какими орфограммами работали.

Задание для остальных: Цифровой диктант.

Диктуются предложения. Нужно определить предложение с прямой речью и поставить цифру, обозначающую номер этого предложения.

1. "Ах ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно: во всем лесу у нас такой певицы нет!" 2. "Пусть сохнет, - говорит Свинья, - ничуть меня то не тревожит; в нем проку мало вижу я…" 3. Однажды Лебедь, Рак да Щука вести с поклажей воз взялись… 4. "Ах ты, обжора! Ах, злодей! - тут Ваську Повар укоряет, - не стыдно ль стен тебе, не только что людей?" 5. Мартышка к старости слаба глазами стала. 6. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру… 7. "Молчи! Устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твоей, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать". Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Ответы:.2,4,7.

1.Ответ первой группы.

2.Ответ второй группы.


Работаем корректором: Правим текст:
Поставьте около каждого предложения цифру, расположив предложения так, чтобы получился связный текст.

- А работают на детской железной дороге дети.

- Юные железнодорожники некоторых детских железных дорог носят специальные нагрудные знаки.

- Ребята, а вы слышали про детскую железную дорогу?

- Первая в России детская железная дорога появилась в городе Красноярске, она открылась 1 августа 1936 года.

- Детская железная дорога - это самая настоящая железная дорога.

- По ней ходят самые настоящие поезда из самых настоящих вагонов и тепловозов.

Ребята, а вы слышали про детскую железную дорогу?

Детская железная дорога - это самая настоящая железная дорога. По ней ходят самые настоящие поезда из самых настоящих вагонов и тепловозов.

А работают на детской железной дороге дети.

Юные железнодорожники некоторых детских железных дорог носят специальные, нагрудные знаки. Первая в России детская железная дорога появилась в городе Красноярске, она открылась 1 августа 1936 года.

"Страна схем."

Графический (схематический) диктант.

1) составить схемы предложений:

В парке продавали красные и синие шары

Наступила зима, и выпал первый снег.

Утром я увидел, что снег растаял

Когда закончился дождь, мы продолжили свой путь

Выглянуло солнце. Всё в природе преобразилось

1.[O и O]. 2[ ], и [ ]. 3. [ ], (что). 4. (Когда…), [ ].


3.Рефлексия.

Итог урока.

Мы в форме игры обобщили сведения по синтаксису и пунктуации.

Что же изучают эти науки?

Что еще мы вспомнили?

Важно ли изучение нашей темы?

Достигли мы целей, которые поставили в начале урока?

Выставление оценок.


3. Домашнее задание: Подготовка к контрольному диктанту.

Директор школы Воронина А.А.



© 2010-2022