Урок русского языка на тему Возможности опережающего обучения на уроках русского языка

Возможности опережающего обучения на уроках русского языка.Цели: - закрепить сведения учащихся по теме «Местоимение»;- повторить разряды местоимений;- показать роль местоимений в речи;- закрепить навыки правописания неопределённых местоимений.Ход урока.I. Организационный момент.II. Вступительное слово учителя.Ребята, сегодня на уроке мы закрепим сведения о местоимении, о разрядах местоимений, выясним роль местоимений в речи. III. Опрос-повторение:1. Что называется местоимением?2. Какие части реч...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Возможности опережающего обучения на уроках русского языка.

Цели:

- закрепить сведения учащихся по теме «Местоимение»;

- повторить разряды местоимений;

- показать роль местоимений в речи;

- закрепить навыки правописания неопределённых местоимений.

Ход урока.


I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке мы закрепим сведения о местоимении, о разрядах местоимений, выясним роль местоимений в речи.

III. Опрос-повторение:

1. Что называется местоимением?

2. Какие части речи может заменять местоимения?

3. На какие лексико-грамматические разряды делятся местоимения в зависимости от значения?

4. Какие местоимения относятся к личным?

5. К какому разряду относятся данные местоимения: некоторый, что-либо, кто-то, несколько, сколько-нибудь?

6. Перечислите местоимения, которые относятся к притяжательным?

7. Какие местоимения относятся к определительным?

8. К какому разряду относятся местоимения тот, этот, такой, таков, столько?

9. Перечислите местоимения, относящиеся к отрицательным.

10. В чём отличие вопросительных местоимений от относительных?

11. Для чего служат местоимения в речи?

IV. Выполнение заданий.

Задание №1.

Определить разряды всех местоимений в тексте (учащиеся получают тексты на листочках).

На рыбную ловлю мы отправились той дорогой, которая вела к озеру. На всякий случай мы взяли с собой корзинки для грибов и ягод. Некоторое время мы ничего не видели, кроме зарослей. Что блеснуло вдалеке? Это показалось озеро.

Задание №2.

Выписать из текста словосочетания с неопределёнными местоимениями (текст читается учителем).

Наступающий вечер нёс с собой тревогу и страх. Где-то в лучах заходящего солнца, которые ещё освещали тропинку, мелькали чьи-то тени. Корни деревьев напоминали каких-то диковинных животных и как-то угрожающе трещали под нашими ногами. А вдруг кто-то притаился за поворотом? Не выскочит ли кто-нибудь из-за старого огромного пня?

Беседа по вопросам:

- Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? Почему?

- Какая часть речи кроме местоимения встретилась в тех словосочетаниях, которые вы выписали?

- Как отличить неопределённые местоимения и неопределённые наречия, которые тоже с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое- пишутся через дефис?

(Необходимо задать вопрос)

Распределительный диктант.

Прочитать что-либо, приобрести кое-какие вещи, направился куда-то, выполнить кое-как, слышал где-то, раздаются чьи-то шаги, узнать что-нибудь интересное, уехать куда-нибудь.

Задание №3.

- Ребята, определите, какой частью речи является каждое слово в предложении (предложение написано на отдельных листочках, которые раздаются учащимся).

Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под дыханием осени.

Беседа по вопросам:

- Какое это предложение по количеству грамматических основ?

- В чём отличие сложноподчинённого предложения от сложносочинённого?

- Все ли части речи названы верно?

- Почему слово, выраженное относительным местоимением, является союзным словом, а не союзом?

- Как вы думаете, как можно отличить союз от союзного слова, так как союз является частью речи, а союзное слово - нет?

Анализ предложений.

Мне показалось, что я не найду дороги домой. Дети чувствуют, кто их любит.

Заполнение таблицы «Отличие союза от союзного слова».

Союз: нельзя заменить словом самостоятельной части речи, не падает логическое ударение, нельзя задать вопрос, не является членом предложения.

Союзное слово: можно заменить словом самостоятельной части речи, падает логическое ударение, можно задать вопрос, является членом предложения.

- Определите, чем являются выделенные слова в предложениях.

Вчера я наконец узнал, что же он так старательно прятал.

Я думал, что это неважно.

Задание №4.

Роль местоимений в речи.

Работа с текстом (тексты раздаются учащимся на отдельных листочках).

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком. Миска ёжика стояла на кухне.

- Что в данном тексте неправильно, некрасиво звучит?

-Что мы можем сделать, чтобы избежать повторения?

-Употребите вместо повторяющихся слов подходящие местоимения.

В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком. Его миска стояла на кухне.

Вывод: местоимения помогают избежать ненужных повторов.

- Объясните разницу в значении местоимений его, её, их?

Например, его гладили - его миска.

Задание №5.

Определите разряд местоимений.

Его подвиг, наградили его, их жизнь, её отругали, её платье, его спросили, их пригласили.

Вывод: личные местоимения отвечают на вопросы косвенных падежей, а притяжательные - на вопросы чей? чья? чьё?. В предложении личные местоимения являются дополнением, притяжательные - определением.

Задание №6.

Выполнение теста по теме «Местоимение».

V. Подведение итогов урока.


© 2010-2022