- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока в 9 классе Понятие о БСП
Конспект урока в 9 классе Понятие о БСП
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Османова Э.Д. |
Дата | 18.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: «Понятие о БСП»
( 9 класс)
Учитель русского языка и литературы МОУ «Яркополенская школа»
Османова Э.Д.
Цели:
Образовательные:
-
Углубить знания учащихся о сложном предложении с бессоюзной связью; показать различие между предложениями союзными и бессоюзными.
-
Определять интонационные особенности бессоюзных сложных предложений.
Развивающие:
-
Развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП.
-
Развивать умения систематизировать полученные знания.
Воспитательные:
1.Формировать коммуникативную деятельность учащихся.
2,Прививать любовь к русскому языку как к учебному предмету.
3.Воспитывать патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
4. Формировать ученика как субъекта возрождения духовной культуры.
Вид урока: информационно-развивающий.
Тип урока: изучение и закрепление нового материала.
Средства обучения: компьютерная презентация, ноутбук.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
( Просмотр видеоролика о войне)
Учитель:
Ребята, (слайд)
прошло много лет с того дня - первого дня Великой Отечественной Войны. И его никто никогда не сможет забыть. Ведь память войны стала нравственной памятью, вновь возвращающей к героизму и мужеству солдат. Именно память не позволяет опускаться ниже той нравственной отметки, которой помечены горькие и героические годы, продолжает свято и неотступно жить в сердце каждого человека. На фронт уходили не только военнообязанные. Много подростков ещё не успев окончить школу, устремлялись на фронт. Юноши и девушки старались сделать всё от них зависящее, чтобы помочь. Многие из них погибали. Женщины, имея на руках маленьких детей, о которых нужно было заботиться, работали на заводах и фабриках. Дети и старики, стоя у станков днями и ночами, изготавливали оружие для солдат, постоянно не доедая, в холоде и голоде, преодолевая тяжелые условия. Они делали все, что было в их силах, чтобы помочь одолеть врага.
И всех их объединяло одно - вера в победу!
Сообщение учащегося.
Существует легенда времен ВОв, которая дошла до наших дней. (Слайд)
К коменданту города Орел, который был оккупирован фашистами, пришла учительница русского языка и литературы. Она просила разрешения открыть музей русского писателя И.С.Тургенева.
Комендант, немного подумав, согласился. Он очень удивился, когда увидел, что каждый день огромное количество людей ходит в музей. Тогда он решил
посмотреть, в чем же дело. И при входе в музей он увидел плакат со словами:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
И неважно на каком языке мы с вами говорим (на русском, на крымскотатарском, на украинском), важно помнить о том, что каждый язык - это живая душа народа. Язык способен сплотить людей в трудную минуту. Язык объединяет все страны и народы.
П.А.Вяземский писал:
«Язык есть исповедь народа,
Его душа и быт родной».
Улыбнитесь друг другу, ребята, и настройтесь на урок! Я желаю Вам хорошего настроения и успехов во всем!
Постановка цели урока.
Сегодня на уроке нам предстоит узнать много нового.
Озвучивание темы занятия. (Слайд)
Как вы думаете, какие задачи мы с вами будем решать сегодня на уроке?
-
Углубим знания о сложном предложении с бессоюзной связью; покажем различие между предложениями союзными и бессоюзными.
-
Определим интонационные особенности бессоюзных сложных предложений.
-
Умение правильно расставлять знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. (Слайд )
Актуализация знаний. (Слайд)
Вопросы:
Назовите основные группы сложных предложений.
Вспомните определение видов сложных предложений в зависимости от способа связи между частями сложных предложений.
Приведите примеры.
Изучение нового материала (Слайд)
Ребята, давайте посмотрим на предложение, если ли в данном предложении союзы?
Например: Быстро смеркалось, я велел нагреть чайник по-походному.
Как называется такое предложение? (БСП)
Давайте сформулируем определение БСП (слайд)
(Постановка следующих знаков препинания: точки, точки с запятой, тире и двоеточия)
Давайте рассмотрим, в каких случаях ставится каждый из перечисленных знаков препинания. (Слайд)
Между частями БСП ставится ЗАПЯТАЯ,если в нем просто перечисляются какие-то факты. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И.
Например:Только что почтальон принес мне письмо от родных, я немедленно начал его читать.
2. Между частями БСП, в котором перечисляются какие-то факты, может ставиться ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ,если части предложения сильно распространены (содержат однородные члены предложения, причастные или деепричастные обороты, уточнения). (Слайд)
Например: Голова его сильно болела; он встал было на ноги, посмотрел на небо, потерял сознание.
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ может быть поставлена также в таком БСП, где части совершенно не зависят друг от друга. Такое сложное предложение можно, не разрушая смысла, разбить на несколько простых.
Например: На нем была надета гимнастерка; голова его была сильно перепачкана грязью.
3. ДВОЕТОЧИЕ между частями БСП ставится:(слайд)
-
[ ] : [причина]. БСП
Ни одной птицы не было слышно: все тихо приютились.
(= потому что; так как)
-
[ ] : [пояснение]. БСП
(= а именно; то есть)
Молодой летчик радуется: самолет его слушается.
-
[ ] : [дополнение]. БСП
(= что; и увидел, что…; и понял, что...)
Он открыл глаза: на небе ярко сияло солнце.
4. ТИРЕ между частями БСП ставится:(слайд)
(противопоставление)
1. [ ] - [ ]. БСП
(= а, но)
Смелые побеждают- трусливые погибают.
2. [ Время, условие ] - [ ]. БСП
(= если…; когда…)
Смерти бояться - на свете не жить.
3. [ ] - [вывод, следствие].БСП
(=так что; поэтому)
(быстрая смена событий)
Раздался сильный взрыв - задрожали все окна.
4. [ ] - [ ]!БСП
-
[ ] - [сравнение].БСП
(= словно; как; будто; точно; что)
Молвит слово - соловей поет.
ИНТОНАЦИЯ
Особую роль в правильной постановке знаков препинания играет интонация.
Например,точка с запятой требует значительной паузы между предложениями и понижения голоса, почти как на точке. Такие предложения читаются в замедленном темпе, спокойным и несколько пониженным голосом.
ВЫВОД: Таким образом, интонация в устной речи и знаки препинания в письменной выражают смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.
Закрепление изученного материала
1.Устная фронтальная беседа. Ученики делают вывод, опираясь на слайды.
2.Работа в группах. (Приложение 1)
Подведение итогов занятия
1. Подведение итогов учебного занятия
-
Какую тему мы изучили?
-
Удалось решить поставленные задачи?
-
Достиг ли урок цели?
-
Какие получили результаты?
Рефлексия
Огромное спасибо вам, ребята, за работу на уроке, вы все молодцы!
Учитель предлагает оценить урок по следующим критериям:
Знал
Узнал
Хочу узнать
Домашнее задание:
Параграф 24 стр 107-109 ( ознакомиться с теоретическим материалом).
Выписать из художественной литературы 6-8 БСП, выделить грамматические основы и построить схемы; составить синквейн на тему война.
Приложение 1
Работа в дифференцированных группах с раздаточным материалом.
1. Спишите предложения, поставьте пропущенные знаки препинания. Постройте схемы предложений.
1) Май холодный год хлебородный.
2) До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.
2. Составьте по одному предложению о ВОв на каждую схему. Пользуясь схемами и примерами, расскажите о знаках препинания в бессоюзных сложных предложениях.
1. [время ] - [ ];
2. [ ] - [ ] (Противопоставление);
3. [условие] - [ ] ;
4. [ ] - [вывод, следствие];
5. [ ] : [причина] ;
6 [ ] : [пояснение].
3. Выясните смысловые отношения между частями сложных предложений. Причину замените следствием и наоборот. В каждом из предложений опустите союз и поставьте двоеточие или тире.
Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.
Река вышла из берегов , поэтому прервалось сообщение с городом.
без перерыва.
Станция метро рядом с домом, так что мы быстро добираемся в любую часть города.
Работа с текстом
4 Задание: 1)определите тип речи и стиль текста;
2)среди предложений найдите сложное бессоюзное предложение, объясните знаки препинания в нём ; 3) почему автор использует в тексте БСП?
…(1) Ветки слегка шумели от лёгкого ветра, жидко и голо они будто ощупывали друг друга, то притрагиваясь концами, то чуть прикасаясь серединой сучьев. (2) Верхушки стволов легонько покачивались - деревья казались живыми, даже безлистые. (3) Всё было таинственно шуршащим и густо пахучим: и деревья, и листва под ногами, мягкая, с весенним запахом лесной земли, и шаги командира Ивана Иваныча, осторожные и тихие. (4) Его кожаные ботинки тоже шуршали, а следы пахли куда сильнее, чем в поле. (По Г. Н. Троепольскому.)
5 Преобразуйте БСП в ССП, СПП
1)Смелые побеждают - трусливые погибают. (Пословица.)
2)Я бы в лётчики пошёл - пусть меня научат. (В. Маяковский.)
3)Совесть потеряешь - другой не купишь.(Пословица.)