ЕГЭ по русскому языку 11 класс. Термины

Я постаралась собрать здесь термины, встречающиеся в 24 задании ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Помимо определений терминов, приведены примеры употребления данных явлений в литературных текстах. Например: Парцелляция - стилистический прием (в иной интерпретации – стилистическая фигура), состоящий в таком расчленении единой синтаксической структуры предложения, при котором она воплощается не в одной, а в нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, или фразах. «Он.. . тоже пошёл. В магазин. Сигарет купить» (В.Шукшин). «Сейчас будем пить чай… С конфетами!» (А. Приставкин).      
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЕГЭ 11 класс ТЕРМИНЫ

Анафора - единоначатие; стилистическая и риторическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).

Анафора звуковая - повторение одних и тех же сочетаний звуков:

Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища
(Пушкин А.С. «Медный всадник»)


Анафора морфемная - повторение одних и тех же морфем или частей слов:

Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
(Лермонтов М. Ю. «Узник»)

Анафора лексическая - повторение одних и тех же слов:

Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
(Есенин С. А. «Не напрасно дули ветры»)

Анафора синтаксическая - повторение одних и тех же синтаксических конструкций:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
( Пушкин А. С. «Брожу ли я вдоль улиц шумных»)

Анафора строфическая

З е м л я!. .
От влаги снеговой
Она ещё свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.

З е м л я!. .
Она бежит, бежит
На тыщи верст вперед,
Над нею жаворонок дрожит
И про неё поет.

З е м л я!. .
Всё краше и видней
Она вокруг лежит.
И лучше счастья нет, - на ней
До самой смерти жить.

З е м л я!. .

На запад, на восток,
На север и на юг…
Припал бы, обнял Моргунок,
Да не хватает рук…
(Твардовский А. Т.)

Эпифора - стилистическая фигура повторения окончаний смежных стихов или фраз (или единонокончание).

Подлинную трагедию одиночества выражают стихи З.Н. Гиппиус, уже очень немолодой поэтессы, потерявшей мужа Д.С. Мережковского, с которым она не разлучалась ни на один день более 50 лет. Стихи, посвященные их с мужем секретарю и давнему другу ВА Злобину, являются примером Э., имеющей даже графическое выражение:

«Одиночество с Вами... Оно такое, что лучше и легче быть ОДНОМУ. Оно обнимает густою тоскою, и хочется быть совсем ОДНОМУ. Тоска эта - нет! - не густая - пустая. В молчаньи проще быть ОДНОМУ. Птицы-часы, как безвидная стая, не пролетают - один к ОДНОМУ. Но Ваше молчание - не беззвучно, шумы, иль тень, все к ОДНОМУ. С ними, пожалуй, не тошно, не скучно, только желанье - быть ОДНОМУ. В этом молчаньи ничто не родится, легче родить самому - ОДНОМУ. В нем только что-то праздно струится... А ночью так страшно быть ОДНОМУ. Может быть, это для Вас и обидно, Вам ведь привычно быть ОДНОМУ. И Вы не поймете... И разве не видно, легче и Вам, без меня - ОДНОМУ».

Парцелляция - стилистический прием (в иной интерпретации - стилистическая фигура), состоящий в таком расчленении единой синтаксической структуры предложения, при котором она воплощается не в одной, а в нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, или фразах.

«Сейчас будем пить чай… С конфетами!» (А. Приставкин).

«Он.. . тоже пошёл. В магазин. Сигарет купить» (В.Шукшин).

Гипербола - стилистическая фигура, состоящая в явно-преувеличенном выражении мысли.

«я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит» .

Литота - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение ("мужичок с ноготок").

«Лошадь величиной с кошку» , «Жизнь человека - один миг», "талии никак не толще бутылочной шейки" (Н. В. Гоголь).

Метафора - вид тропа, употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению (в силу того или иного сходства сближаемых явлений).

Это перенос наименования по сходству, например: спелое яблоко - глазное яблоко (по форме); нос человека - нос корабля (по расположению); шоколадный батончик - шоколадный загар (по цвету); крыло птицы - крыло самолёта (по функции); завыл пёс - завыл ветер (по характеру звучания). Это скрытое сравнение.

«говор волн» , «бронза мускулов»

Развёрнутая метафора - это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. Пример:

Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими - их приходится выбрасывать, даже не попробовав.

У ночи много звезд прелестных,
Красавиц много на Москве.
Но ярче всех подруг небесных
Луна в воздушной синеве.
Но та, которую не смею
Тревожить лирою моею,
Как величавая луна,
Средь жен и дев блестит одна.
С какою гордостью небесной
Земли касается она!
Как негой грудь ее полна!
Как томен взор ее чудесный!..
Но полно, полно; перестань:
Ты заплатил безумству дань.

Метонимия - это перенос наименования с одного предмета на другой на основании их смежности. Например слова "золото, серебро, бронза" (означают вещество) могут в другой ситуации иметь другое значение: Наши спортсмены на Олимпиаде выиграли золото и бронзу. "Тарелка" как посуда и "За ужином я съел целых две тарелки супа".

Купил Рембранта (конечно, не самого художника, а его произведение), слушал Рахманинова (слушать музыкальные произведения Рахманинова). Я осталась довольна покупкой (под покупкой имеется в виду приобретенная вещь).

  1. материал, из которого сделан предмет и сам предмет;

  2. содержимое и содержащее;

  3. действие и то, с помощью чего действие выполняется;

  4. автор и произведение этого автора;

  5. люди находящиеся в определенном месте и само место.

Примеры указанных видов метонимии:
1. Не то на серебре - на золоте едал (Грибоедов);
2. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! (Крылов);
3. Перо его местию дышит (А. К. Толстой);
4. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (Пушкин);
5. Но тих был наш бивак открытый (Лермонтов)

Лексический повтор - это средство связи предложений в тексте.
Повторение слов следует отличать от тавтологии, хотя и оно нередко бывает проявлением речевой избыточности.

Лексические повторы помогают выделить важное в тексте понятие (Век живи, век учись. - посл. ; За добро добром платят. - погов.). Этот стилистический прием мастерски использовал Л. Н. Толстой:

"Она [Анна] была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся прически, прелестны грациозные легкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своем оживлении; но было что-то ужасное и жестокое в ее прелести" .

Риторическое обращение - стилистическая фигура речи, рассчитано на усиление эмоционального восприятия, в особенности в случаях, когда вопросительная интонация сочетается с восклицательной. Р. о. адресуется неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию или отсутствующему лицу, наиболее часто встречается в поэзии. Пример:


Мечты, мечты, где ваша сладость?
Пушкин

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов…
Лермонтов

Риторический вопрос - риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. В любом случае вопросительное высказывание подразумевает вполне определённый, всем известный ответ, так что риторический вопрос, фактически, представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме.

Могу ль узреть во блеске новом
Мечты увядшей красоту?
Могу ль опять одеть покровом
Знакомой жизни наготу?
Жуковский В. А.

Синтаксический параллелизм - это одинаковое построение нескольких предложений, когда в одной последовательности расположены члены предложения, одинаково выраженные:

Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?

«Твой ум глубок, что море, || Твой дух высок, что горы» (Брюсов В., Опыты, М., 1918)

«Летал сокол по небу,
Гулял молодец по свету».

Олицетворение - вид метафоры, перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами, например:
А и горе, горе, гореваньице!
А и лыком ГОРЕ ПОДПОЯСАЛОСЬ,

Ирония - фигура речи, в которой истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создает ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. По определению Аристотеля, ирония есть «высказывание, содержащее насмешку над тем, кто так действительно думает».

Прямая ирония - способ принизить, придать отрицательный или смешной характер описываемому явлению.

Антиирония противоположна прямой иронии и позволяет представить объект антииронии недооценённым.

Самоирония - ирония, направленная на собственную персону.

Сократова ирония - форма самоиронии, построенная таким образом, что объект, к которому она обращена, как бы самостоятельно приходит к закономерным логическим выводам и находит скрытый смысл иронического высказывания, следуя посылкам «не знающего истины» субъекта.

Ироническое мировоззрение - состояние души, позволяющее не принимать на веру расхожие утверждения и стереотипы, и не относиться слишком серьезно к различным общепризнанным ценностям - например, к самому себе.

«Ну ты храбрец!», «Умён-умён…»

Индивидуально-авторский неологизм - это новые слова, которые придуманы каким-то писателем, поэтом для определенной художественной цели. Например, в романе Л. Леонова "Русский лес" есть авторский неологизм СВЕЖЕОБРУГАННЫЙ.

Градация - (от лат. gradatio - "ступень, степень") - стилистическая фигура, заключающая в себе ряд слов, каждое из которых усиливает значение предшествующего слова с целью создания определённого впечатления. Ряд может быть построен с нарастанием или убыванием какого-либо значения.

Он волновался, тревожился, сходил с ума. Ручьи, реки, озера, океаны слез. (Ф. М. Достоевский).

Инверсия - (от лат. inversio - переворачивание, перестановка) , изменение обычного порядка слов в предложении.

у А. С. Пушкина: «Минутных жизни впечатлений Не сохранит душа моя...» , или: «Под вечер, осенью ненастной, В далёких дева шла местах...» .

«Швейцара мимо он стрелой» - Пушкин; «Или души задушены Сибирей саваном», «Смотри - растопырила ноги как» - Маяковский



© 2010-2022