Урок - исследование по литературе на тему А. П. Чехов. Рассказ Тоска (по технологии РКМЧП)

Урок - исследование "От комического к трагическому в рассказе А.П.Чехова "Тоска" проводится с целью совершенствовать умение учащихся, анализировать, сопоставлять, синтезировать информацию, определять тему и идею, развивать критическое и аналитическое мышление. Применяя стратегии РКМЧП развивать устную и письменную речь, работать самостоятельно и в группе, высказывать свое мнение, учиться сопереживать, сочувствовать. Тип урока: совершенствование и формирование знаний, умений и навыков. Форма урок...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Средняя школа №38 имени 30 лет ПобедыУрок - исследование по литературе на тему А.П.Чехов. Рассказ Тоска (по технологии РКМЧП)Урок - исследование по литературе на тему А.П.Чехов. Рассказ Тоска (по технологии РКМЧП)

Урок - исследование по литературе на тему А.П.Чехов. Рассказ Тоска (по технологии РКМЧП)

Урок - исследование по литературе на тему:

«А.П.Чехов. Рассказ «Тоска»

(по технологии «Развитие критического

мышления через чтение и письмо»)

в 7 классе









Учитель русского языка и литературы: Тусипбекова Г.Е.













Урок - исследование по литературе в 7 Д классе

«От комического к трагическому в рассказе А.П.Чехова «Тоска».



Учитель: Тусипбекова Г.Е.







Тема: От комического к трагическому в рассказе А.П.Чехова «Тоска».

Цель: актуализация опыта и предыдущих знаний, совершенствование умений анализировать, сопоставлять, синтезировать информацию, анализировать предложение, определять тему и идею.

Задачи: смогут разграничивать эстетические категории; анализировать текст; выявлять приёмы, литературные средства, приёмы; развивать устную и письменную речь, критическое и аналитическое мышление, работать самостоятельно и в группе; слушать друг друга свободно высказывать своё мнение; учиться сопереживать, сочувствовать.

Тип урока: совершенствование и формирование знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-исследование.

Форма урока: использование стратегий проекта «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Предпосылки: учащиеся знают эстетические категории; умеют анализировать рассказ.

Оценка: «Мозаика», дневник двойной записи, выполнение заданий по экспертным листам, эссе.

Источники и управление временем:

  1. Распределение по группам. (2 мин.)

  2. Ассоциации по ключевым словам. (2 мин.)

  3. Слово учащихся и учителя о цели урока. (3 мин.)

  4. Анализ текста по экспертным листам. (14 мин.)

  5. Дневник двойной записи. (5 мин.)

  6. Творческая работа учащихся. (10 мин.)

  7. Возврат к ассоциациям. (2 мин.)

  8. Метод «Нарисуйте тоску». (3 мин.)

  9. Выводы учащихся. (2 мин.)

  10. Домашнее задание. (1 мин.)

  11. Оценивание ответов учащихся. (1 мин.)

Во время урока…

Деление на группы по интересам. (разд-ся фигурки)

Учитель: Безмолвная глубокая тихая тоска скромного человека противопоставляется Чеховым суматошной жизни городских обывателей.

Подтвердите мои слова цитатами из текста (Ответы учащихся: шумный город, яркие огни, неугомонный треск, «уличная суматоха», суетящиеся сытые, эгоистичные, развращенные люди, грубые резкие окрики, брань, злоба).

Учитель: Да, всё это создает контрастный фон большому чувству Ионы. Противопоставляя Иону с его переживаниями, он так подбирает детали, чтоб подчеркнуть близость к Ионе единственного существа - его лоадёнки. (Ответы учащихся: Иона поглощён своими думами, весь бел, как приведение, не шевельнётся, «его лошадёнка тоже бела и неподвижна, тоже погружена в мысль». Извозчик вытягивает шею, «лошадёнка, точно поняв его мысль, начинает бежать рысцой», «лошадёнка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина»).

Учитель: А теперь команды задайте по одному вопросу друг другу.

Вопросы учащихся.

1. Что в этом рассказе является комическим, а что- трагическим?

2. Какие приёмы использует писатель?

3. Какие чувства вызывает у вас Иона?

4. Какие проблемы, описанные Чеховым, и сегодня являются актуальными?

Учитель: Я просила вас дома составить дневник двойной записи.

Прокомментируйте фразы из текста, которые произвели на вас наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание. Объясните, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали.

(Чтение ответов учащихся).

Учитель: Сейчас вам даётся 5 минут на творческую работу.

Напишите продолжение рассказа со счастливым концом или от имени лошадёнки поведайте нам о судьбе Ионы Потапова.

(Чтение работ учащихся).

Учитель: А теперь вернёмся к ассоциациям. Какие слова лишние?

Все ли они соответствуют теме урока?

Как вы представляете себе тоску? Нарисуйте её.

Побуждение. Ребята, по этим словам определите тему нашего урока.

Уныние, тревога, печаль, скука - это…

… в глазах, … во взгляде, … по Родине.

Какие ассоциации вызывает у вас тоска?

Учитель: Почему мы будем говорить об этом душевном состоянии?

(Ответы учащихся).

Сегодня мы узнаем, как показывает это состояние человека на примере своего героя А.П.Чехова в рассказе «Тоска». Вы, наверное, дома прочитали этот рассказ.

Старший брат писателя Александр - через несколько лет, у постели своего умирающего ребёнка, вспомнил об этом рассказе и назвал автора «Тоски» бессмертным.

Сейчас я вам раздам экспертные листы. Попытаемся проанализировать этот рассказ. Итак, дополняйте меня. В самом деле, с большим мастерством изобразил здесь Чехов …

(Ответы учащихся: горе и одиночество извозчика Ионы, которому некому поведать своей тоски, некому рассказать о своем несчастье.)

Учитель: Раскрытию этой темы и подчинён сюжет рассказа, в котором ярко выделяются основные элементы композиции… (Ответы учащихся: экспозиция, завязка, кульминация, развязка).

Учитель: Уже в начале рассказа Чехов создаёт грустное настроение, рисуя… (Ответы учащихся: зимний пейзаж, падающий мокрый снег, неподвижные одинокие фигуры Ионы и его лошадёнки).

Учитель: Докажите, что Иона погружён в свое раздумье… (Ответы учащихся: не замечает, как на его спине образуются пласты снега, вздрагивает, когда его окликают, больше слышит, чем чувствует звуки подзатыльника).

Учитель: Он затерян в этом городе, никому не нужен, никем не понят… (Ответы учащихся: когда слышим одни и те же простые слова о смерти сына, обращенные к разным людям, как его горе оставляет равнодушными и холодными окружающих, от которых он ждет участия).


(Демонстрация работ учащихся).

Учитель: Чехов в такой трагикомической форме размышляет об очень серьезном и грустном в жизни, в которой общение становится проблемой, о равнодушии людей, об одиночестве человека. Я попрошу вас дома написать эссе «Тоска. Зеленая тоска».

Сейчас оцените ответы друг друга.

Выставление оценок.

Спасибо за урок. До свидания.

© 2010-2022