Урок русского языка в 7 классе «Сочинение в публицистическом стиле»

Урок подготовки к сочинению в публицистическом стиле «Люби и охраняй природу!» Конспект представляет собой технологическую карту урока. Содержит материал для повторения темы стили и типы речи (тексты для анализа, тренировочные упражнения). Урок воспитывает бережное отношения учащихся к природе, расширяет их экологические знания. Урок проводится с использованием тематической презентации. Содержание презентации соответствует отдельным этапам урока, содержит иллюстративный материал, отрывки из стих...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 7 классе

Автор разработки - учитель русского языка и литературы Ольховской ООШ Бочкова Т.В.

Урок развития речи

на тему:

Сочинение в публицистическом стиле «Люби и охраняй природу!»

Цели: углубить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, его языковых средствах;

подготовка к сочинению в публицистическом стиле;

расширить знания по экологии;

воспитывать грамотное отношение к природе, чувство ответственности за всё живое на Земле.

Ход урока

Комментарий

(после оргмомента)

  1. Работа с эпиграфом, определение темы урока

У: - Сегодня урок развития речи. Вы спросите, на какую тему? Попробуйте догадаться, определить, о чём пойдёт речь на уроке, сами. Может. Тему подскажет эпиграф?

(на экране появляется эпиграф)

Наша планета хрупка и ранима,

Все ли мы помним об этом, друзья?

Мир наш беречь просто необходимо

От наших с вами следов бытия.

Что мы потомкам желаем оставить?

Грязные реки? Отравленный лес?

Может, не поздно ещё нам исправить

Действия монстра по кличке Прогресс?

(учащиеся:

- думаю, что мы будем говорить о природе и о человеке

- мне кажется, что обсуждать мы будем проблему «Природа и человек»

- я думаю, что речь пойдёт о том, что человек должен беречь и любить природу)


  1. Работа над темой сочинения, основной мыслью. Особенности публицистического стиля.

У: Верно, ребята. Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению в публицистическом стиле. Тема сочинения «Люби и охраняй природу!»

- Давайте вспомним особенности публицистического стиля.

(уч-ся:

- это язык газет, журналов, выступлений)

У: А цель использования публицистического стиля?

(уч-ся:

- цель использования публицистического стиля -воздействовать на слушателя, вызвать его отношение к общественно значимым проблемам.)

У: Ребята, как вы думаете проблема «Природа и человек» является общественно значимой?

(конечно, да)

У: Посмотрите, какие замечательные пейзажи, обитатели нашей природы: птицы, животные… Красиво?

Всё это радует глаз человека. Человек любуется красотой лесов, рек, полей, любуется и становится добрее, согласны?

У: Запишите четверостишие поэта Евгения Евтушенко:

Люди!

Берегите эти земли, эти воды,

Каждую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

- Вам понятно, о каких зверях говорит поэт?

( уч-ся:

Звери внутри природы - это различные обитатели леса, водоёмов, степей…

А звери внутри себя - это жестокость, равнодушие, злоба)

У: Ребята, есть ли в этом тексте языковые особенности публицистического стиля?

(уч-ся:

-да. В тексте есть обращение «люди», есть глаголы в повелительном наклонении «берегите», «убивайте», восклицательные предложения, побудительные)

У: Хорошо. Наша с вами задача - написать сочинение в публицистическом стиле: это может быть заметка в школьную газету (представьте себя юными корреспондентами), это может быть небольшая статья о бережном отношении к природе.

Ваша цель - воздействовать на слушателя, читателя. А с помощью каких средств?

… Верно, вы их только что назвали в четверостишии Е.Евтушенко: обращения, побудительные предложения, восклицательные предложения.


  1. Работа над текстом. Сравнение текстов разных стилей и типов речи.

Сравните тексты. Определите их стиль и тип речи. Укажите признаки стиля.

Текст 1.

Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша эллипсоидальные, цветки собраны в колосья, плод - ягода; опыляется при помощи насекомых.

Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко распространён в лесах европейской части России, Кавказа, Дальнего Востока; цветки и листья применяются в медицине как сердечное средство; ядовит; разводится как декоративный; получаемое из цветов эфирное масло применяется в парфюмерии.

Текст 2.

В лесу под зелёными сводами деревьев разлит чудный аромат - это цветёт белый, душистый колокольчик - ландыш. Пойдёмте скорее туда, вон на тот бугорок, где между редко растущими деревьями виднеется такая нежная, светлая зелень и разные белые цветы - это всё ландыш!

Текст 3.

Всякое р.стение - живое существо, оно выд.ляет в воздух кислород, задержива.т пыль. Там, где много р.стений, легко дыш.тся. Что за чудный запах? Ландыш! Какой красивый цветок с белыми жемчужинками!

Стой мой друг! Не рви цветов в лесу! Пусть это чудо радует глаз, ом.лаживает сердце, душу всех, кто пр.дёт следом за нами. Именно давняя пр.вычка рвать цветы привела к и.чезновению многих видов р.стений. Помни: ландыш, колокольчик, фиалка занес.ны в Красную книгу.

У: Все эти тексты о природе, согласны? А точнее - о ландыше. Попробуем определить стили и типы речи. Обоснуйте своё мнение.

(уч-ся:

Текст 1 - научное описание ландыша. Нет ни авторской оценки описываемого предмета, ни отношения автора к излагаемому материалу.

- язык научный, строгий, точный. Есть специальная лексика (термины): семейство лилейных, эллипсоидальные, медицина, парфюмерия.

У: Да, в этом тексте сжато, по-научному изложены сведения о ландыше.

- К какому стилю вы отнесли 2-ой текст?

(уч-ся:

- Это художественное описание ландыша. В тексте много эпитетов: чудный аромат, душистый колокольчик, нежная зелень.

- Это описание яркое, художественное. Автор любуется ландышем, выражает свои эмоции с помощью предложений распространённых, восклицательных)

У: -А в каком стиле, по-вашему, написан 3-ий текст?

(уч-ся:

- в публицистическом. Автор призывает бережно относиться к цветам, не рвать их).

У: Убедил ли вас автор, почему не надо этого делать? Есть в тексте те языковые особенности публицистического стиля, о каких мы говорили?

Воздействует это на слушателя?

Молодцы. Я вижу, что вы хорошо справились с этим заданием, знаете признаки стилей речи.


  1. Собирание языкового материала, составление рабочих материалов к сочинению.

У: Продолжаем работать над темой нашего сочинения. Ребята, вы, наверное, не раз слышали выражение «Земля - наш общий дом». Какое же место в этом доме занимает человек?

- Согласны ли вы с другим выражением: «Человек - царь природы»? Нет? Почему?

(ответы уч-ся)

У: Да, в последнее время всё чаще звучит, что человек всё же не царь природы, а её составная часть. Вам знакомо слово «экология»?

Экология - это наука, которая рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды.

- В каких же отношениях человек с природой? Приносит ли он пользу или вред окружающему миру?

- Давайте определим, какой вред, ущерб наносит он природе.

- Составим небольшую таблицу для сравнения:

вред польза

-мусор, хлам переработка мусора

-выхлопные газы очистительные системы

-дым заводов, фабрик посадка деревьев

-жидкие отходы цветочные клумбы

-химические удобрения охрана водоёмов,

-высокотоксичные и лесов от браконьерства

радиоактивные вещества заповедники

-браконьерство Красная книга

У: А знаете ли вы?

- Как губительно влияет мусор на почву?

(почва образуется очень медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А разрушить её можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле уничтожена почти 4-ая часть плодородных почв)

- Сколько мусора приходится на каждого жителя планеты?

(на каждого из 6 млрд жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 тонны мусора в год! А если этот мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу - образовалась бы гора высотой с Эльбрус! (5642 м)

- Сколько вредных веществ попадает в водоёмы?

(за каждый год во всём мире столько, что можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов)

- А в водах Арктики нашли остатки стирального порошка!

У: Какую же пользу может принести природе каждый из нас? Подумайте и напишите в своих сочинениях.

Когда-то природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает быть или не быть природе.

- Вот группа туристов пришла на отдых. Это, пожалуй, горе-туристы, прислушайтесь к ним.

Горе -туристы:


  1. Сегодня мы пришли гулять,

Благо лес - рукой подать!

Закупили всё подряд:

Пищу, спички, лимонад!


  1. Свежий воздух возбудит

Наш здоровый аппетит.

А пакеты, банки, склянки…

Лес большой, он всё вместит!

Лес ведь он - ничей?

- хором: Ничей!


  1. Расположимся скорей!

Тут уж нам не помешают:

Жги и лей, руби и бей!


  1. Урны нет! Неси в кусты!

Мы с природою на «ты»!


  1. Банки в землю закопаем,

Мусор птицам разбросаем!

В речку скинем все бутылки -

В море пусть плывут посылки!


  1. Мы цари! Молчи, природа!

Всё здесь наше - лес и воды!

У: Вот от таких отдыхающих устаёт природа, страдает, гибнет.

- Будут ли дышать прохладой прозрачные родники, плескаться рыба в чистой воде озёр, рек? От каждого в отдельности это зависит.

- Давайте попробуем защитить наш окружающий мир. Выполним такое задание по вариантам :

Представьте себе группу отдыхающих в лесу (1 вариант) и на берегу реки (2 вариант). Вот они пришли к месту отдыха, а перед ними стенд с правилами «Как вести себя в лесу» (на берегу). Ребята, составьте эти правила с использованием частицы НЕ:

Как вести себя в лесу? Как вести себя на берегу?

НЕ … НЕ …

- Прочитайте составленные правила для отдыхающих групп.

- Сравните с этими правилами (слайд 18)

Как вести себя в лесу? Как вести себя на берегу?

НЕ НЕ

-не ломай ветви деревьев - не бросай в воду

и кустарников! использованную посуду!

- не повреждай кору деревьев! - не бей стеклянную

- не рви цветов в лесу и на лугу! посуду на берегу!

- не вытаптывай траву и почву! - не пугай водоплаваю-

-не разводи костёр в лесу! щих птиц!

-не тревожь лесных обитателей! - не загрязняй воду!

-не кричи! Не шуми! - не оставляй на берегу

-не разоряй муравейников! беспорядок!

-не оставляй мусор!

У: Некоторые советы вы можете использовать в своих сочинениях: они будут звучать призывом, побуждением к действию.

Помните, что автор (вы) неравнодушный человек, авторское неравнодушие к проблеме должен почувствовать читатель заметки, статьи.

- Ещё раз прочитаем эпиграф. Соответствовал он теме урока?

- Выпишите некоторые словосочетания или предложения, которые понравились вам, используйте их в своих сочинениях.

У: Теперь, я думаю, вы и сами понимаете, как важно относиться к природе бережно, помнить, что всё зависит от нас, от каждого из нас. Ведь любовь к природе - это любовь к Родине, к своему народу.

Дополнительно:

Если есть время, обратиться к учебнику - упр. 63 (основная мысль, языковые средства, авторское отношение)





- оформление записи в тетради (дата)

- слайд 1, чтение эпиграфа, слова-подсказки, предположения уч-ся





- запись на доске и в тетради:

Сочинение

«Люби и охраняй природу!»

- повторение ранее изученного о стиле



Демонстрация слайдов ( 2 - 15), эмоциональное воздействие


Слайд 16 (стихи)

Запись текста, беседа, работа над словом




Повторение особенностей публицистического

стиля


Ещё раз уточняем цель публ. стиля, языковые средства


- раздаточный материал для уч-ся

Выразительное чтение текстов,

наблюдение, анализ особенностей

научного,

художественного,

публицистического стилей








- развитие устной монологической речи уч-ся

- отмечают лексические особенности, синтаксис






-называют обращения, поб., воскл. предл-я



- создание проблемной ситуации, беседа по проблеме


работа над словом, обращение к толковому словарю

- активизация деятельности уч-ся, сопоставление «вред - польза» (самостоятельная работа в тетради)


- читают свои записи

- слайд 17- сравнивают с содержанием слайда 17, делают дополнения

- информация для уч-ся






- группа горе-туристов (читают стихи, обыгрывают действия)









- развитие письменной речи (самостоятельная работа по вариантам: составление правил для отдыхающих)


- читают правила

- сравнение с слайдом 18

- возвращение к эпиграфу


- подведение итогов


  • слайды19, 20




© 2010-2022