- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Работа с одарёнными учащимися по литературе
Работа с одарёнными учащимися по литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Капашева Д.Т. |
Дата | 03.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Работа с одаренными детьми по литературе в 10классе МБОУ «СОШ№4»Наримановского района
(Учитель Капашева Д.Т.)
По страницам мастеров художественного слова
( УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ТЕКСТ)
Одной из наиболее важных задач изучения школьного предмета «Литература» является формирование ценностных ориентиров личности в процессе становления эстетически развитого читателя, способного понять и оценить произведения русской и мировой литературы и реализовать свой потенциал в творческой деятельности.
Однако, как показывает практика, учащиеся 9 - 11 классов в недостаточной мере владеют навыками анализа художественного текста, имеют слабое представление об образной природе искусства, не всегда способны определить общечеловеческие ценности, заключённые в художественном тексте, отмечается также и снижение читательского потенциала молодёжи. В связи с этим возникла потребность в разработке программы курса, направленной на формирование у школьников умений творческого чтения и анализа художественных произведений. По данной программе я работала с одаренными детьми из 10 класса. Основными задачами было формирование духовно богатой, высоконравственной и творческой личности через приобщение учеников к глубине и красоте русской прозы и поэтических текстов писателей и поэтов 19-20 веков;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
формирование умений оценивать и анализировать произведения мастеров художественного слова, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка;
формирование потребности в самостоятельном чтении поэтических текстов;
развитие устной и письменной речи учащихся, литературного вкуса и языкового чутья.
что отражено и в содержании программного материала повышенного уровня, и в формах и методах работы на занятиях.
Обучение велось на высоком уровне трудности. Занимались в группе 4 человека.
Проблемно - поисковый подход был основным при изучении материала.
Основные виды деятельности-коллективные. Это семинары, дискуссии, погружение в текст, практическая работа с различными источниками информации (энциклопедиями, словарями, Интернет - ресурсами), защита поэтического открытия, создание проектов.
В результате изучения материала « По страницам мастеров художественного слова» учащиеся обрели навыки работы с текстом:
1) интерпретировать его ,
2) анализировать в контексте творчества самого автора, национального литературного процесса и мирового литературного процесса;
3) научились соотносить произведения, жанры и авторов;
4) сравнивать и сопоставлять изобразительно - выразительные языковые средства;
В конце года каждый участник группы сделал свой проект:
-
«О, как убийственно мы любим…» Любовная лирика Ф.И.Тютчева Туякова Сара
-
Изобразительно - выразительные средства языка стихотворений М.Цветаевой Талешева Динара.
-
Работа эпитета как средство создания образности поэтического текста. Стихотворение поэта серебряного века Николая Минского «Волна» .Нугманова Аделя
-
Роль метафоры в создании многозначной образной системы поэтического текста. Стихотворение Тэффи «Есть у сирени тёмное счастье…» Аргушева Ралина
Умения и навыки, полученные на занятиях курса, позволяю т нашим ребятам успешно участвовать в муниципальных и региональных олимпиадах по литературе и занимать там призовые места.