- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Особенности композиции повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» (открытый урок по русской словесности в 6 русском классе)
Особенности композиции повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» (открытый урок по русской словесности в 6 русском классе)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Саменова А.С. |
Дата | 20.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Средняя школа имени МухтараАуэзова
Особенности композиции повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
(открытый урок по русской словесности
в 6 русском классе)
Учитель: Саменова А.С.
п.Индер
Цель урока:
- Сопоставить евангельское решение темы «блудного сына» и пушкинского переосмысления этой тематики;
- Совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текста путем проникновения в художественную «ткань» произведения;
- Воспитать любовь и уважение к родителям, способности признания своих ошибок.
Путь к исцелению у всех один:
прозреть обвинить себя, иметь мужество признать ошибки и покаяться
Оборудование: слайды, иллюстрация, таблицы.
І. Вступительное слово учителя.
- Дорогие ребята! Сегодня у нас открытый урок по русской словесности. Тема нашего урока - анализа «Особенности композиции повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». На уроке мы должны сопоставить евангельское решение темы «блудного сына» и пушкинского переосмысления этой тематики;
- совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текста путем проникновения в художественную «ткань» произведения.
- воспитать в себе любовь и уважение к родителям, способность признания своих ошибок.
-
Дополните это слово своими ассоциациями. Семья - (любовь, взаимопонимание, спокойствия, уют, дети, родители запишите
-
Хорошо, семья - это прежде всего дети и родители. Какую роль родители играют в жизни детей?Чему они стремятся научить их?
(Родители дают жизнь детям воспитывают их, учат добру, честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми). Но отношения родителей и детей складываются из-за несходства мнений, вкусов, многие дети хотят жить самостоятельно, не слушаются родителей, все делают по-своему. И все равно в конечном итоге правы бывают родители.Об этом и говорится в притчах.
ІІІ.
-
Давайте вспомним определение жанра притчи. Этот маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый должен извлечь из нее сам. Притча - это аллегории, в которых слушатели должны узнать себя. Это непросто житейские иллюстрации нравственных истин, а обращение к совести человека: понимаешь ли что с тобой происходит?
-
Среди евангельских притч о блудном сыне. Она, едва ли не самая популярная, так как тема сбившего с пути и покаявшегося. Затем человека актуально в любое время и для любого возраста. (Пересказ притчи)
Стихотворение украинской поэтессы Полины Довженко, написанное по сюжету притчи о блудном сыне.
-
Вопросы: какую мысль на все времена Иисус Христос хотел внушить людям? (Если человек осознал свою ошибку, его с Радостью надо простить.А тот, кто чувствует свою вину, обязательно должен признать и покаяться)
-
Почему притча получила такое название? Давайте посмотрим, что означает слово «блудный» (слово блудный имеет два 2 зн.)
Вывод: в слове «блудный» соединились прямое значение глагола блуждать, сбившись с пути и переносное значение потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, т.е. блудить, развратничать, вести беспутный образ жизни.
-
Почему притча называется о блудном сыне? (Рассказывается о блудном сыне, молодом человеке, сбившемся с истинного пути, блуждающего в нравственных потемках)
ІV. Итак, тема урока «Особенности композиции повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Эпиграф предлагаю такой:
Путь к исцелению у всех один:
Прозреть,обвинить себя, иметь мужество признать ошибки и покаяться
Думаю, эти слова помогут вам сосредоточить свои мысли на идее произведения. К сюжету притчи обращались прославленные художники всех столетий. Отголоски притчи мы слышим и в литературе, в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина.мы говорим, что притчи - непросто житейские нравственных истин, а обращение к совести человека: понимаешь ли что с тобой происходит?
- предлагаю совершить маленькое путешествие по историческим местам: дом станционного смотрителя (показ слайдов)
Вопрос: К кому из героев повести можно задать этот вопрос: понимаешь, что с тобой происходит и дать совет эпиграфом урока? (Дуне)
- Найдите в повести описание картинок, которые были развешены по стене комнаты Самсона Вырина
- Что иллюстрируют эти картины? (историю блудного сына)
- Обращают ли внимание на картинки Дуня и Самсон Вырин? (нет)
- Извлекла ли Дуня урок из этой притчи? (нет)
- Для чего тогда картинки на стене комнаты? (для украшения)
- Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и повести Пушкина? (да)
- Эти линии будут касаться только детей или родителей тоже? (и родителей тоже)
- Если спроецировать жизнь Выриных на евангельский сюжет, что получится?
Давайте докажем это, сопоставив, сравнив историю детей, блудного сына, и дочери Дуни. (зеркальное, перевернутое изображение)
Притча
Повесть
-
Блудный сын сам уходит из родного дома, чтобы жить самостоятельно.
-
Никто не ищет его.
-
Образ жизни после отъезда из родительского дома представляет собой развратное поведение.
-
Сын вернулся нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в нем.
-
Примирение с отцом.
Отец сам отправляет дочь из родного дома, не предполагаю, что расстается с ней навсегда. Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть ее домой. Дуня живет в Петербурге. В роскоши и богатстве.
Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.
Невозможность встречи и примирения
Смотритель умер, так, что покаяния и примирение невозможно.
Вопросы:
- Кто главный герой повести? (Станционный смотритель Самсон Вырин)
- Вспомните, что говорит автор об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям? (пересказ)
Вывод:как видим защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли.
- Найдите портрет Самсона Вырина в первой части повести, т.е. при первом посещении.
- Почему тогда Самсон Вырин, будучи бедняком, считал себя счастливым человеком? (потому что у него была дочь - красавица, которой он гордился)
Три посещения станции Самсона Вырина
1 посещение
2 посещение
3 посещение
В мае
месяце…
День был
жаркий…
стало
накрапывать…
проливной
дождь
вымочил
меня…
………………………..
…………………………
приятное
воспоминание
с печальным
предчувствием
…
…………………
…………………
Долго думал о
бедной Дуне…
Это случилось осенью, серенькие
тучи покрывали небо, холодный
ветер дул с пожатых полей, унося красные и жёлтые листья со встречных деревьев.
…………………
…………………
не жалел ни о поездке, ни о семи рублях, много потерянных
- Автор рассказал нам о 3 посещениях Самсона Вырина. Вспомните состояние природы и самого автора, от которого ведется рассказ, при первом посещении
- Во втором посещении? (с печальным предчувствием), покидая долго думая о бедной Дуне.
- Сколько времени прошло между первым и вторым посещением? (несколько лет, 3-4 года)
Что изменилось? Каким мы видим героя во второй части?
- Почему Самсон Вырин превратился в хилого старика? (у него горе. Дочь -его боль)
Проезжий гусар Минский увез любимую дочь, красавицу, в Петербург. Горе постепенно убивает Вырина. Он постарел, Стал много пить и умер, Старик не снес своего несчастья)
- А гусар Минский? Он благородный и честный человек? (нет он хитрый, он притворился больным)
- А почему же Вырин не стал бороться с гусаром и не вернул Дуню? Почему его попытки не удались? (Вырин не мог бороться с Минским, он был бедный, а Минский - богатый. У Вырина нет и связей. Он беззащитен!)
- Когда в первый раз Вырин посетил дом Минского, он встретился с гусаром»? (зачитать)
- Что же вызвало слезы негодования у Самсона Вырина? (Деньги, которые ему дал Минский за дочь)
- Пригодились ему деньги? (Нет он их бросил наземь, притоптал каблуком и пошел)
- Следующий эпизод с деньгами подчеркивает нравственное превосходство смотрителя. (читать: Отошел несколько шагов, он остановился, подумал и воротился, ассигнации уже не было. Хорошо одетый молодой человек, увидев его, вскочил к извозчику и закричал: «Пошел!»)
Вывод: Самсона Вырина обидели. Он должен был восстать на обидчика, потребовать вернуть дочь. Но «слезы навернулись» и он произносит «Ваше высокоблагородие! Сделайте божескую милость» … Вместо протеста - мольба, жалкая просьба.
Обидчик был жесток, он не отдал Дуню, выпроводил старика, сунув ему за обшлаг несколько ассигнации. И Самсон Вырин смирился, уехал в деревню, запил и умер.
Смирение - показывает А.С.Пушкин - унижает человека, делает его жизнь бессмысленной, убивает гордость, достоинство и независимость в человеке.
VІІ. Работа по тексту.
Перед вами иллюстрации к повести «Станционный смотритель». Найти к ним соответствующие отрывки и зачитать. (показ слайдов с иллюстрациями).
VІІІ. Итак, гусар Минский похитил дочь Самсона Вырина. Как вы думаете, сама Дуня как бы рассказала этот случай (опережающее задание)
ІХ. Работа потексту.
-
найти и прочитать отрывок, как Вырин видит жизнь Авдотьи Самсоновны в Петербурге.
-
Самсон Вырин видит, что Дуня живет в роскоши, любит Минского. Он доволен счастьем дочери? Почему? (он не доволен.т.к. уверен, что Минский «подержит и бросит» Дуню)
-
А почему он так думает? (ему знаком сюжет евангельской притчи)
-Давайте сравним историю блудного сына из притчи и Дуни
. Покинув отчий дом Младший сын прогулял все свои деньги там, в дальней стороне, жил распутно.
Дуня не ведет беспутный образ жизни, наоборот, она любит Минского. Дочь нераскаивается и, видимо, не желает возвращаться, она вполне счастлива и довольна
- Разве смотритель не понимает этого? Почему же отец не счастлив счастью своей дочери? (Понимает, поэтому и возвращается домой. Понял и то, что Дуня для него навсегда потеряна, и переживает, и не хочет в это верить)
- Как закончилась жизнь Вырина? (От одиночества и страдания он умирает)
- О смерти автор узнает при третьем посещении. Каким пейзажем и чувством автора покрывали небо, холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев)
- С каким чувством автор заканчивает свое повествование? (не жалел ни о поездке, ни о семи рублях, мною потраченных.)
Вопросы:
По притче: Какие чувства охватили блудного сына после того, как он растратил
свои деньги (глубокая печаль и раскаяние)
Какая встреча ожидала его дома? (Радостная)
Почему? (Отец простил)
По повести: - Возвращается ли домой Дуня? ( Нет она, проезжая
останавливается узнать об отце)
- Счастлива ли Дуня? (Да)
- Но почему она плачет? (У нее трое детей она богата, она
раскаивается, но уже не перед кем, так она остается со своей виной)
Итоговый
вопрос: - Кто счастливее: блудный сын в рубище или Дуня нарядная, богатая?
- Кто из родителей оказался счастливее? (Отец блудного сына. Ведь сын вернулся, покаялся, за то он простил его и устроил пир. )
Х. Закрепление. Вывод. -Как финал повести соотносится с притчей?
(притча - со счастливым концом, а повесть - с трагическим)
- каков основной авторский прием при таком построении сюжета? (Противопоставление.Судьба, счастье дочери противопоставлено несчастью ее отца)
- А для чего введена в повесть тема «блудного сына» ? (чтобы ярче выделить разницу в судьбах героев)
Но … все могло быть иначе. Напиши Дуня отцу хоть одно письмо.
Опережающее задание: письмо Дуни Самсону Вырину
Письмо Самсона Вырина своей дочери
(что хотел сказать Самсон Вырин при встрече с дочерью)
ХІ. Творческая работа на ассоциации
- Раскрасьте в цвета всю гамму чувств Самсона Вырина и Дуни после эпизода «Похищение дочери» и нарисуйте радугу:
Самсон Вырин Дуня
Страх испуг-любопытство
Испуг привязанность
Тревога доверие
Тоска любовь-счастье
Негодование богатство
Одиночество рождение детей
Бессилие помочь
Вывод: Как вы видите по радуге чувств больше теплых, ярких тонов у Дуни и лишь одна темная полоса портит всю гамму чувств. Это сожаление.
У Самсона Вырина нет светлых тонов. Счастье дочери противопоставлено несчастью отца.
ХІІ. Как следует относиться к своим родителям? (с пониманием, беречь их)
Как автор отвечает на вопросы: что является истинным счастьем для человека? (взаимопонимание)
Вывод: Как важно вовремя успеть своим родителям, что мы их любим, принести им радость своим хорошим поведением, своими успехами в учебе. Подумайте об этом.
Если даже человек оступился, совершил необдуманный поступок, это не значит, что он плохой человек, его нужно простить. Главное, чтобы раскаяние было осознанным и искренним.
И хотя ждут Дуню в карете ее сыновья - барчата, кажется, что ведется рассказ не о зарождении новой жизни, а о начале новой истории блудного сына.
Возможно, повестью «Станционный смотритель» Пушкин предостерегает своих современников и нас, людей ХХІ века, для которых евангельские притчи утратили свой религиозный смысл, перестали быть живым нравственным уроком, превращаясь лишь в часть быта.
ХІІІ. Комментирование оценок.
ХІV. Домашнее задание: устно придумать свой вариант концовки повести так, чтобы радуга чувств героев изменилась.