ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ Тема: «ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ë, Ю, Я»

Тема. Двойная роль Е, Ë, Ю, Я. Цель. Познакомить учащихся с тремя случаями, когда эти буквы дают по 2 звука; умение находить их в словах и формирования умения проводить транскрипцию слов по указанной теме.   Ход урока. I.                 Повторение ранее изученного: - Сколько букв в русском языке? - На какие три группы делятся буквы? - Какими бывают гласные? - Чем и как проверяются гласные? - Какими бывают согласные? - Назвать парные и беспарные по звонкости – глухости. - Какими буквами обо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ



Тема: «ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ë, Ю, Я»




Учитель Салказанова М.Х.










2014 г.

Тема. Двойная роль Е, Ë, Ю, Я.

Цель. Познакомить учащихся с тремя случаями, когда эти буквы дают по 2 звука; умение находить их в словах и формирования умения проводить транскрипцию слов по указанной теме.

Ход урока.

  1. Повторение ранее изученного:

- Сколько букв в русском языке?

- На какие три группы делятся буквы?

- Какими бывают гласные?

- Чем и как проверяются гласные?

- Какими бывают согласные?

- Назвать парные и беспарные по звонкости - глухости.

- Какими буквами обозначается мягкость согласных?

- Назвать всегда мягкие и всегда твердые согласные.

- Чем служит мягкий знак в словах читаешь, строишь?

- Чем служит мягкий знак в словах рожь, роскошь?


  1. Чтение стихотворения Э. Мошковской «Хитрый знак».

Мягкий знак - хитрый знак.

Не сказать его никак,

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превращается сразу в уголь?

Без пожара, просто так

Это сделал мягкий знак.

- Почему поэтесса называет мягкий знак «хитрым»?

- Употребите слова угол и уголь в словосочетаниях

(Прямой угол, острый угол, каменный уголь, черный уголь).

- Какова функция мягкого знака в данных словах (Меняет лексическое значение слов).


  1. Объяснение нового материала

Слово учителя

Списать слова

ем - йэ

еж - йо

яма - йа й j

вьюга - иу

каюта - иу

Учащиеся делают вывод

- В каких случаях йотированные дают по 2 звука? (Подтвердить ответы своими примерами).


  1. Провести фонетический разбор слова вьюга

в - [в] - согл., зв., парн., тв.

ь ----------

[й'] - согл., зв., беспарн.

ю <

[у] - гл., ударная

г - [г] - согл., зв., парн., тв.

а [а] - гл., безуд.

5 букв, 5 звуков и 2 слога

- Для чего служит мягкий знак в слове вьюга?

V. Чтение и разбор стихотворения В.Я. Брюсова.

Вступительное слово учителя о «серебряном» веке русской поэзии

Алый бархат вечереет,

Горделиво дремлют ели,

Жаждет зелень, и июль

Колыбельной лаской млеет.

Словарная работа

'

апостроф - надстрочный знак в виде запятой (')

млеть - замирать, быть в томном состоянии.

томный - устало-нежный

каюта - небольшая отдельная комната на судне

судно - плавучее транспортное средство для перевозки людей и грузов (о корабле, пароходе).

Задания к стихотворению:

- В чем заключается необычность стихотворения В.Я. Брюсова? (Первые буквы каждого слова стихотворения соответствуют порядку букв русского алфавита).

- Найти слова, где буквы е, ë, ю, я дают по 2 звука (Вечереет, ели, млеет.)

- Найти слова, где мягкий знак служит для обозначения мягкости предыдущего согласного (зелень, июль, колыбельной.)

- Какими художественно-изобразительными средствами пользуется автор?

(Эпитетами, олицетворениями.)

VI. Закрепление.

Выполнить тест по русскому языку «Фонетика. Роль букв е, ë, ю, я».

В тесте имеется 10 заданий. К каждому заданию дается условие выполнения. Правильные задания обозначиь крестиком.

VII. Итог урока.

- С чем мы познакомились на уроке?

- Когда йотированные дают по 2 звука? (Подтвердить ответы примерами.)

VIII. На дом: провести транскрипцию слов: яма, подъезд, каюта.



© 2010-2022